№2-178/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 26 марта 2015 года гражданское дело по исковым заявлениям Игнатьева Д.О. и Игнатьевой И.О. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», отделу экономического развития Сыктывдинского района о возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающих из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов,
установил:
Игнатьев Д.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», отделу экономического развития Сыктывдинского района о возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающих из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, составом семьи один человек. В обоснование заявленных требований указано, что в постановке на учет отдельной семьей, в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах отказано в виду указания о нем как о члене семьи в составе семьи Игнатьевой И.О., приходящейся истцу сестрой, однако на сегодняшний день с указанным лицом совместно не проживает, общего хозяйства не ведет, в связи с чем, обращался в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о постановке на соответствующий учет составом семьи один человек, в чем ему отказано. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Игнатьева Д.О. с настоящим заявлением.
С исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», отделу экономического развития Сыктывдинского района также в суд обратилась Игнатьева И.О. с требованиями о возложении обязанности поставить на учет граждан в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающих из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, составом семьи три человека. В обоснование заявленных требований указано, что в постановке на учет отдельной семьей со своими несовершеннолетними детьми М.С. и А.С.., в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах отказано в виду указания в составе семьи ее брата Игнатьева Д.О., однако на сегодняшний день с указанным лицом совместно не проживает, общего хозяйства не ведет, в связи с чем, обращалась в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о постановке на соответствующий учет составом семьи три человека, в чем ей отказано. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Игнатьевой И.О. с настоящим заявлением.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство архитектуры и строительства Республики Коми.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.03.2015 названные дела объединены в одно производство.
Истцы, а также выступающие в рассмотрении дела в качестве третьих лиц по отношению к требованиям друг друга Игнатьев Д.О. и Игнатьева И.О., последняя в том числе в качестве законного представителя несовершеннолетних М.С. и А.С. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи своей матери, которая в настоящее время умерла, на сегодняшний день совместного хозяйства не ведут, вместе не проживают, имеют разные семьи. Названные обстоятельства, по мнению истцов порождают обязанность администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поставить Игнатьеву Д.О. на соответствующий учет составом семьи три человека, включая ее несовершеннолетних детей, а Игнатьева Д.О. – составом семьи один человек.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив суду, что статус членов семьи, позволяющий претендовать на получение социальных выплат, лицам, давшим согласие на переселение из закрывающихся населенных пунктов, определен законом. При этом, признание за лицом, являющимся членом одной семьи, права на получение рассматриваемых мер социальной поддержки отдельно от этой семьи противоречит закону и приведет к необоснованному увеличению расходов республиканского бюджета.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставив возражения по существу заявленных исковых требований и полагал данные требования не основанными на законе, а равно не подлежащими удовлетворению, в которых также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы настоящего дела, а также учётное дело Игнатьевой И.О., приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Порядок и условия признания закрывающимися отдельных населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми, определены постановлением Правительства Республики Коми от 24.05.2007 №96 «О порядке и условиях признания закрывающимися отдельных населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми».
В соответствии с п.11 названного Порядка и условий признание населенного пункта закрывающимся производится на основании решения Правительства Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от <дата> № поселок сельского типа <данные изъяты>, входящий в состав административной территории – поселка сельского типа <данные изъяты> с подчиненной ему территорией, расположенного на территории Сыктывдинского района, признан закрывающимся.
Закон Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ «О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законом порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми» регулирует отношения, связанные с предоставлением выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам РФ, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в населенных пунктах, расположенных на территории Республики коми и закрывающихся в установленном законодательством порядке, изъявившим желание о переселении в населенные пункты, определенные в решениях уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми, и давшим согласие на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного строительства в населенных пунктах, определенных в указанных решениях.
Постановка на учет граждан, проживающих в пст.<данные изъяты> Сыктывдинского района, на получение социальных выплат в соответствии с Законом Республики Коми осуществляется администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы наряду с несовершеннолетними М.С. и А.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.
Из материалов дела следует, что Игнатьева И.О. и Игнатьев Д.О. в самостоятельном порядке обратились в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о принятии их на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного жилищного строительства в населенных пунктах, определенных в решениях уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми с различным составом семьи: Игнатьева И.О. – три человека, Игнатьев Д.О. – один человек.
Письмами от <дата> администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» сообщила истцам о невозможности постановки их на учет различными составами семей, поскольку в заявлениях, имеющихся в личном деле, состав семьи заявителя Игнатьевой И.О. включает также Игнатьева Д.О.
Игнатьева И.О. и Игнатьев Д.О., находя указанные действия органа местного самоуправления нарушающими их права, обратились с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Вопросы предоставления гражданам социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах регламентируются Законом Республики Коми от 12.05.2010 № 50-РЗ «О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми» и постановлением Правительства Республики Коми от 27 сентября 2010г. № 322 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми».
В силу п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 12.05.2010 №50-РЗ «О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми» право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, изъявившие желание о переселении в населенные пункты, определенные в решениях уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми, и давшие согласие на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного жилищного строительства в населенных пунктах, определенных в указанных решениях, и состоящие на учете в качестве имеющих право на получение социальных выплат в уполномоченных в соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органах местного самоуправления.
Право Игнатьевой И.О. и ее несовершеннолетних детей, а также Игантьева Д.О. на получение социальных выплат, установленных названным выше законом, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось и признаётся судом, однако доводы истцов о постановке на учёт для получения рассматриваемых мер социальной поддержки с заявленным ими составом семьи, суд находит несостоятельными в силу неправильного толкования норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2005 № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья», органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены отдельными полномочиями, включая прием и проверку документов, предусмотренных законодательством, от граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год; постановку на учет граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми.
В связи с чем постановка на учет граждан, проживающих в пст.<данные изъяты> Сыктывдинского района, на получение социальных выплат в соответствии с Законом Республики Коми осуществляется администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.05.2007 №96 «О порядке и условиях признания закрывающимися отдельных населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми» утверждены Порядок и условия признания закрывающимися отдельных населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми.
Приложением 3 к Порядку и условиям утверждена форма заявления граждан о согласии на переселение в определенный населенный пункт и на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах в данном населенном пункте на земельном участке, выделяемом для малоэтажного жилищного строительства, по договору, заключаемому с застройщиком, имеющим право на использование земельного участка для малоэтажного жилищного строительства.
В заявлении о согласии на переселение указывается состав семьи, изъявляющей желание на переселение в определенный населенный пункт и на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах в данном населенном пункте.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 12.05.2010 №50-РЗ определено, что членами семьи заявителя применительно к данному закону признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а также иные лица, проживающие совместно с заявителем и признанные членами семьи в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании истцы Игнатьевы по отношению к друг другу приходятся братом и сестрой. Родственная связь названных лиц и её характер не оспаривались сторонами.
Из материалов личного дела Игнатьевой И.О. следует, что в заявлении на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения в малоэтажном жилом доме, запросе о принятии на учет, заявлении о согласии на переселение, поданных в орган местного самоуправления заявителем Игнатьевой И.О. в качестве членов семьи претендующих на получение социальной выплаты указаны несовершеннолетние дети Игнатьевой И.О. и ее брат Игнатьев Д.О., о чем имеются соответствующие подписи последнего, выразившего согласие на это.
С учетом изложенного, обстоятельств, достоверно подтверждающих отсутствие семейных отношений и позволяющих считать Игнатьевых отдельными самостоятельными семьями, не имеется.
Принимая во внимание, что Законом Республики Коми от 12.05.2010 №50-РЗ, регулирующим рассматриваемые отношения определен состав семьи, учитывая регистрацию Игнатьевой И.О. и Игнатьева Д.О. в жилом помещении по месту жительства, у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не имелось оснований для постановки на учет истца с заявленным составом семьи на получение рассматриваемых социальных выплат.
Таким образом, суд, не находя правовых оснований для удовлетворения исковых требований Игнатьевой И.О. и Игнатьева Д.О., не исключая их право на получение социальных выплат на переселение из закрывающегося населенного пункта, исходит из того, что постановка на учет для получения рассматриваемых мер социальной поддержки с заявленным ими составом семьи не соответствует требованиям закона.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Игнатьевой И.О. и Игнатьева Д.О. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», отделу экономического развития Сыктывдинского района о возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающих из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д.А. Колесникова