Дело № 2-365, 370-373/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 01 декабря 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Администрации Лахденпохского муниципального района к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок,
у с т а н о в и л:
Администрация Лахденпохского муниципального района (далее - АЛМР) обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) №, по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., сроком на № лет. Государственная регистрация договора аренды произведена ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № договор аренды был заключен без проведения торгов. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, истец указал, что извещение о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду не было размещено на сайте www.torgi.gov.ru. Информация о предоставлении земельного участка была лишь размещена в газете «Вести Приладожья» от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные действия свидетельствуют о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении процедуры предоставления земельного участка, необоснованном препятствовании неограниченному кругу лиц в намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка. Таким образом, процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено заказанное письмо с указанием на нарушение процедуры предоставления земельного участка, а также с предложением о расторжении договора аренды.
На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), истец просит: признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и ФИО2; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между АЛМР и ФИО2
Иск АЛМР к ФИО6 содержит те же основания, истец просит: признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и ФИО6; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между АЛМР и ФИО6
Те же основания содержит иск АЛМР к ФИО4, истец просит: признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и ФИО4; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между АЛМР и ФИО4
Те же основания содержит иск АЛМР к ФИО3, истец просит: признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и ФИО3; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между АЛМР и ФИО3
Те же основания содержится в иске АЛМР к ФИО5, согласно которому истец просит: признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с КН №, заключенный между АЛМР и ФИО5; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с КН № в муниципальную собственность Лахденпохского городского поселения Республики Карелия; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между АЛМР и ФИО3
Указанные иски объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности ФИО9, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исках, пояснив, что поводом для обращения в суд явилось нарушение процедуры предоставления земельных участков, которое выразилось в отсутствии опубликования извещения о возможности предоставления спорных земельных участков в аренду на сайте www.torgi.gov.ru. Ей известно, что права на земельные участки зарегистрированы в установленном законом порядке, началось исполнение по договорам со стороны ответчиков. Вместе с тем, просила учесть, что в адрес АЛМР поступил запрос по спорным земельным участкам из Федеральной антимонопольной службы по <адрес> на основании заявлений граждан о нарушении антимонопольного законодательства, а также было направлено представление прокурора об устранении нарушений земельного законодательства, привлечении к ответственности виновных лиц и принятии мер к расторжению договоров аренды, в связи с нарушением процедуры предоставления земельных участков. Отметила, что АЛМР обращается в суд только в своих интересах, а не в интересах указанных либо неопределенного круга лиц. Нарушенное право АЛМР заключается в том, что в случае соблюдения требований закона о надлежащем опубликовании заявлений ответчиков о намерении приобрести спорные земельные участки в аренду, иные лица также могли бы претендовать на земельные участки, следовательно, земельные участки предоставлялись бы на аукционе, и в бюджет поступило бы больше денежных средств, в чем АЛМР заинтересована.
Ответчик ФИО5, извещенная надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовала.
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 заявленные исковые требования не признали в полном объеме. Пояснили, что все их действия являются добросовестными, они не виноваты в том, что истец по своей вине допустил нарушения. Ответчики начали осваивать земельные участки, вложили значительные денежные средства. Так, ответчиком ФИО6 построена баня, которая оформлена в собственность, ответчиком ФИО2 возведен дорогостоящий фундамент под дом, ФИО3 и ФИО4 расчистили земельные участки, убрали деревья, получили согласования на проведение электричества и другие.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. Ходатайствовали о рассмотрении о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном отзыве на исковое заявление решение по делу оставили на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании постановления АЛГП от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, образованного путем раздела земельного участка с КН №, ориентировочной площадью № кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж1, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (№).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением КН №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в АЛМР с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок с КН №, расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (№).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО2 о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью № кв.м., находящийся на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства сроком на № лет (№).
ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО2 заключен договор № аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (№).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО2 о том, что процедура предоставления земельного участка с КН 10:12:0010503:195, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в АЛМР с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок с КН №, расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью № кв.м. (№).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО6 о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «№» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью № кв.м., находящийся на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства сроком на № лет (№).
ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО6 заключен договор № аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (№).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО6 о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Т. 1 л.д. 81).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО3 о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, образованного путем раздела земельного участка с КН №, ориентировочной площадью № кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж1, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (№).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением КН № (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью № кв.м., находящийся на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства сроком на № лет (№).
ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО3 заключен договор № аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (№).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО3 о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (Т. 1 л.д. 126).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО4 о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, образованного путем раздела земельного участка с КН №, ориентировочной площадью № кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (№).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением КН № №).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью № кв.м., находящийся на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства сроком на № лет (№).
ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО4 заключен договор № аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (№).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО4 о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в АЛМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона № – зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью № кв.м. (№).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО5 о том, что в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация осуществила опубликование на официальном сайте АЛМР и газете «Вести Приладожья» извещения о праве граждан подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка. В случае отсутствия заявок о намерении участвовать в аукционе, будет принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, образованного путем раздела земельного участка с КН №, ориентировочной площадью № кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (№).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением КН № (№).
На основании постановления АЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 на праве аренды предоставлен земельный участок с КН №, площадью № кв.м., находящийся на землях населенного пункта по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства сроком на № лет (№).
ДД.ММ.ГГГГ между АЛМР и ФИО5 заключен договор № аренды земельного участка с КН №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ЕГРН (№).
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ АЛМР уведомила ФИО5 о том, что процедура предоставления земельного участка с КН №, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ, не была соблюдена, в связи с чем, предложила расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и возвратить земельный участок (№).
Из материалов дела следует, что на момент заключения указанных договоров аренды собственником всех спорных земельных участков являлось МО «Лахденпохское городское поселение». Учитывая, что в соответствии со ст. 25 устава МО «Лахденпохское городское поселение» и ст. 33 устава МО «Лахденпохский муниципальный район» администрация Лахденпохского городского поселения не образуется, а исполнение полномочий АЛГП в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ возлагается на администрацию Лахденпохского муниципального района, следовательно, договоры аренды с ответчиками заключены уполномоченным лицом – истцом АЛМР.
Поводом для обращения истца в суд явились выявленные факты нарушений пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ при заключении договоров аренды земельных участков, а именно: не размещения извещений о предоставлении земельных участков на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru., в связи с чем, вышеуказанные договоры аренды земельных участков являются недействительными сделками.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, является нарушение истцом АЛМР порядка предоставления земельных участков ответчикам, которое выразилось в несоблюдении процедуры, установленной пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, а именно: не размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru извещений о планируемом предоставлении спорных земельных участков.
Как указала представитель истца в судебном заседании, рассматриваемые споры инициированы истцом в интересах АЛМР. При этом требования АЛМР не связаны с защитой нарушенного или оспариваемого права каких-либо конкретных или неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно положениям ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (п. 2 ст.168 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Вместе с тем, положениями п. 5 ст. 166 ГК РФ установлено, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Как разъяснено в абзаце 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Из пункта 70 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Судом установлено, что АЛМР предъявила требования о недействительности спорных договоров аренды уже после начала их исполнения. При этом поведение истца после заключения договоров аренды безусловно давало ответчикам основания полагаться на их действительность: земельные участки предоставлены ответчикам на основании постановлений АЛМР, с ними были заключены спорные договоры аренды; земельные участки переданы ответчикам АЛМР по актам приема-передачи.
При этом ответчики, действуя добросовестно, приняли спорные земельные участки по актам приема-передачи, пользуются ими в соответствии с их целевым назначением, каждым из ответчиков начата расчистка и отсыпка земельных участков под строительство ИЖС.
Как установлено в судебном заседании, ответчики никаких прав истца не нарушали. С самого начала обращений в АЛМР с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков ответчики действовали исключительно добросовестно, и напротив, истец, ссылаясь на ошибку своего же специалиста, заявляет требования к добросовестным ответчикам о признании сделок недействительными. Нарушения, допущенные самим же истцом как публичным органом, в полномочия которого входит соблюдение установленного законом порядка и последовательности совершения действий при предоставлении земли в аренду, по мнению суда, не должны по истечении длительного времени после начала исполнения сторонами договоров аренды негативным образом сказываться на добросовестных участниках возникших правоотношений - ответчиках.
Такие действия истца, в данном случае, суд полагает необходимым оценить, как недобросовестные, поскольку правовые дефекты оспариваемых сделок, должны были быть известны истцу до их заключения или, в крайнем случае, перед началом исполнения. Умолчание о дефектах в сочетании с исполнением, даже частичным, по мнению суда, лишает сторону возможности успешно требовать признания оспариваемых договоров недействительными. В рассматриваемом споре очевидным является тот факт, что только истец сделал возможным возникновение спорной ситуации, что не может являться законным основанием для удовлетворения заявленных требований.
По мнению суда, в рассматриваемом споре подлежит применению принцип утраты права на возражение при недобросовестном или противоречивом поведении (эстоппель). В результате указанного поведения сторона (истец АЛМР) лишается права оспорить или расторгнуть договор.
Таким образом, правовых оснований для признания спорных договоров аренды земельных участков недействительными, не имеется, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 08.12.2020