Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-815/2013 ~ М-1055/2013 от 02.07.2013

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

            15 июля 2013 года                                                  город Тула

    Зареченский районный суд города Тулы в составе:

    председательствующего Реуковой И.А.,

    при секретаре Исаенковой Д.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шершкова Д.С. о признании предписания незаконным,

    у с т а н о в и л :

Шерешков Д.С. обратился в суд с заявлением о признании предписания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. об устранении нарушений земельного законодательства и изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. В обоснование указал на отсутствие со своей стороны нарушения земельного законодательства, поскольку земельный участок расположен в зоне жилой застройки, а потому наличие на нем жилого дома блокированного типа является допустимым. Кроме того, указал на незаконность установления срока для устранения нарушений земельного законодательства, поскольку это противоречит требованиям ст. 85 Земельного кодекса РФ.

    Определением Зареченского районного суда г. Тулы от 09.07.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Росреестра по Тульской области.

    В судебном заседании заявитель Шерешков Д.С. и его представитель по доверенности Наумова Е.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении.

    Заинтересованное лицо заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкина С.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

    Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Данченкова Н.А. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, о чем представила письменные возражения.

    В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из материалов дела усматривается, что Шерешков Д.С. является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под домами индивидуальной жилой застройки, общей площадью 799 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> части жилого дома, общей площадью 84,6 кв.м этаж 1-2, номера на поэтажном плане Б- 1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенного по тому же адресу (договор купли-продажи доли земельного участка и расположенной на нем доли жилого дома от 15.01.2010 г., свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Росреестра по Тульской области 26.01.2010 г., договор о реальном разделе жилого дома от 13.08.2010 г., свидетельство о государственной регистрации права , выданное Управлением Росреестра по Тульской области 27.08.2010 г.).

    Помимо заявителя Шерешкова Д.С. сособственниками указанных земельного участка и жилого дома являются ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 по 1/8 доле в праве общей долевой собственности за каждым.

    19.03.2013 г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Шерешкова Д.С. В ходе проверки было выявлено нарушение Шерешковым Д.С. земельного законодательства в части использования 1/8 доли указанного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования – для эксплуатации части жилого дома не являющегося индивидуальным.

    Из акта проверки земельного законодательства от 19.03.2013 г. усматривается, что указанный земельный участок по всему периметру огражден забором из металлического профлиста. Вход на земельный участок осуществляется со стороны <адрес>. В результате контрольных замеров установлено, что площадь и конфигурация земельного участка соответствует проекту границ, отображенных в ситуационном плане, и используется собственниками участка в этих границах.

    При этом земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под домами индивидуальной жилой застройки». На момент проведения проверки строительство завершено. На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, который имеет 8 отдельных выходов.

    Согласно техническому паспорту на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, выданному ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 01.10.2009 г., данный объект является индивидуальным жилым домом.

    В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

    Вместе с тем строение, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на земельном участке с , состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Согласно поэтажному плану жилого дома и экспликации к указанному плану, данный жилой дом состоит из восьми квартир.

    Исходя из содержания технического паспорта, строение, ранее располагавшееся на земельном участке (которое являлось индивидуальным жилым домом) лит. А - отсутствует. Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 799 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под домами индивидуальной жилой застройки, расположен жилой дом, попадающий под определение жилого дома блокированной застройки (п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

    Указанное обстоятельство свидетельствует об использовании Шерешковым Д.С. 1/8 доли земельного участка с кадастровым номером не для индивидуального жилого дома, а для эксплуатации жилого дома блокированной застройки, то есть не в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.

    По данному факту в отношении Шерешкова Д.С. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При рассмотрении данного административного дела, ввиду доказанности совершения административного правонарушения, Шерешков Д.С. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения (протокол об административном правонарушении от 19.03.2013 г., постановление о назначении административного наказания от 02.04.2013 г.).

    Постановление о назначении административного наказания Шерешковым Д.С. не было обжаловано в установленном законом порядке в срок, предусмотренный кодексом РФ об административных правонарушениях, в связи с чем оно вступило в законную силу.

    В соответствии с положениями ч. 4 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

    Согласно ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    При этом частью 2 указанной статьи установлено, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.10.2009 № 305, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию государственного земельного надзора. Организация, правовые основания и порядок осуществления уполномоченными должностными лицами Управления (государственными инспекторами по использованию и охране земель) функции государственного земельного надзора регламентированы Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006г. № 689 в редакции Постановления Правительства РФ от 05.06.2013г. № 476.

    Согласно п. 3 Положения, Управление осуществляет надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства, к числу которых относится требование об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Конечными результатами исполнения государственной функции являются: 1) выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства, установление отсутствия нарушений; 2) исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний об устранении нарушений земельного законодательства; 3) привлечение виновных лиц к административной ответственности.

    Исходя из указанных принципов, с целью обеспечения восстановления нарушенных прав, в отношении Шерешкова Д.С., привлеченного к административной ответственности за совершение нарушения в сфере землепользования, 02.04.2013 г. было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства уполномоченным должностным лицом.

    Согласно указанному предписанию на заявителя возложена обязанность в срок до 02.10.2013 г. устранить допущенное нарушение, выразившееся в использовании 1/8 части земельного участка с кадастровым номером , площадью 799 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению для эксплуатации части жилого дома не являющегося индивидуальным – изменить вид разрешенного использовании 1/8 доли указанного земельного участка в соответствии с его фактическим использованием, согласно установленной действующим законодательством процедуре.

    Не согласившись с указанным предписанием, Шерешков Д.С. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным по указанным в заявлении основаниям.

    Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    В силу п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013 г.) «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

    Пунктом 70 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2010 N 16771) установлено, что в реестре объектов недвижимости могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

    В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 388 Налогового кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным и лица, обладающие земельными участками, обязаны уплачивать земельный налог. При этом согласно ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база, используемая для исчисления земельного налога, в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость. В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая оценка земельного участка, расположенного в населенном пункте, рассчитывается в зависимости от его вида разрешенного использования.

    Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

    Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать целевому использованию и назначению земельного участка, поскольку обратное приведет к нарушению законодательства.

    Кроме того, согласно ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

    В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, учитывая факты, выявленные в результате проведенной проверки соблюдения земельного законодательства, суд считает, что Шерешковым Д.С. допущено нарушение земельного законодательства, а именно использование принадлежащей ему доли земельного участка с кадастровым номером не для индивидуального жилого дома, а для эксплуатации части жилого дома блокированной застройки, то есть не в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.

    Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

    Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

    Вместе с тем, в соответствии с п. 5.1.14. Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный контроль.

    Учитывая, что Шерешков Д.С., вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания от 02.04.2013 г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им в установленный законом срок в добровольном порядке исполнено административное наказание, а основным назначением ответственности за совершенное нарушение является государственное принуждение к реальному исполнению обязанности, суд находит предписание заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области законным и обоснованным.

    Тот факт, что в указанном предписании установлен срок для устранения допущенных нарушений земельного законодательства, не нарушает прав заявителя, на которого возложена обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка. Установление срока для устранения нарушения не влечет отмену указанного предписания, поскольку данный срок предназначен для контроля за исполнением предписания, и его установление не лишает заявителя возможности прежнего использования земельного участка.

    В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок Шерешков Д.С. вправе обратиться к должностному лицу, выдавшему предписание об устранении нарушения земельного законодательства, с ходатайством о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства.

    Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

    В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    П. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ установлено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Как усматривается из п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

    Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, статей 7, 85 Земельного кодекса РФ, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

    То обстоятельство, что дома блокированного типа и индивидуальные жилые дома в силу ст. 85 Земельного кодекса РФ по территориальному зонированию (жилые) входят в состав земель населенных пунктов, не свидетельствует об отсутствии в действиях Шерешкова Д.С. нарушения земельного законодательства, поскольку он, как собственник земельного участка, обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует фактическому использованию, что достоверно установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, а потому суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание вынесено должностным лицом Управления Росреестра по Тульской области в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, права и свободы Шерешкова Д.С. не нарушены, в связи с чем оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая исковые требования в пределах заявленных, в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание установленные судом юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шерешкова Д.С.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

    в удовлетворении заявления Шершкова Д.С. о признании предписания незаконным отказать.

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

2-815/2013 ~ М-1055/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шерешков Дмитрий Сергеевич
Другие
государственная инспекция по использованию и охране земель в Тульской области
Наумова Елена Викторовна
Суд
Зареченский районный суд г.Тулы
Судья
Реукова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
zarechensky--tula.sudrf.ru
02.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2013Передача материалов судье
03.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2013Судебное заседание
15.07.2013Судебное заседание
15.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2013Дело оформлено
26.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее