11RS0003-01-2021-000758-90 Дело № 2-510/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 21 июня 2021 года гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Республике Коми к Комиссаровой Е. Л., Комиссаровой Д. Д., Комиссарову А. Д. о прекращении права собственности на оружие с последующим уничтожением,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росгвардии по Республике Коми обратилось в суд с иском к Комисаровой Е.Л. о прекращении права собственности Комиссарова Д. А. и его возможных наследников на огнестрельное оружие: гладкоствольное ружье МР-153 (12;12), кал.:12/12, Серия: -, №__, год выпуска: -; Карабин «МА-АК-03», кал. 7,62х39, №__, серия: -, год выпуска: 2013; Карабин «ВЕПРЬ-К», кал. 7,62х39, №__, серия: ОА, год выпуска: 2013; Карабин «БАРС-4-1», кал. 5,6х39мм, №__, серия: -, год выпуска: 2001; разрешении уничтожения данного оружия, на основании п.12 ч.1 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». В обоснование заявленных требований истец указал, что на складе ОМВД России по г. Инте находится: гладкоствольное ружье МР-153 (12;12), кал.:12/12, Серия: -, №__, год выпуска: -; Карабин «МА-АК-03», кал. 7,62х39, №__, серия: -, год выпуска: 2013; Карабин «ВЕПРЬ-К», кал. 7,62х39, №__, серия: ОА, год выпуска: 2013; Карабин «БАРС-4-1», кал. 5,6х39мм, №__, серия: -, год выпуска: 2001, изъятые в связи со смертью владельца Комиссарова Д.А. 14.03.2012, 26.12.2013, 03.12.2013, 28.12.2011, Комиссарову Д.А., __.__.__ г.р., были выданы разрешения на хранение и ношение вышеуказанного оружия. В связи с тем, что 30.04.2014 Комиссаров Д.А. скончался, зарегистрированное на его имя вышеперечисленное оружие изъято у его супруги Комисаровой Е.Л. и помещено на временное хранение (до наследования) в комнату хранения оружия ОМВД России по г. Инта. ул. К. Кулешова, д.10, квитанции №№20,21,22,23 от 25.12.2015, где находится по настоящее время. По сообщению нотариуса Сыктывкарского нотариального округа ФИО1, имеется наследственное дело к имуществу умершего 30.04.2014 Комиссарова Д.А., однако сведения о наследниках нотариусом не представлены. Супругой умершего владельца оружия, а также его родственниками и иными возможными наследниками с 25.04.2015 по настоящее время не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждения оружия в установленном законом порядке. Вышеуказанное оружие в течение продолжительного времени находится на складе ОМВД России по г. Инте. При этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия, принадлежавшего Комиссарову Д.А., либо в целях отчуждения оружия в установленном законом порядке наследники умершего не обращались. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Определением от 28.05.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены наследники Комиссарова Д.Д., Комиссаров А.Д. в лице законного представителя Комиссаровой Е.Л.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик Комиссарова Д.Д., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, возражений по существу спора и ходатайств об отложении дела слушанием суду не представила.
Ответчики Комиссарова Е.Л., Комиссаров А.Д. извещались судом по всем известным суду адресам, в том числе по адресам регистрации по месту жительства. Извещения возвращены по истечении срока хранения, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие ответчиков, поскольку в соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ ответчику несут риск неблагоприятных последствий, связанных с неполучением юридически значимых сообщений, направленных в их адрес.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1). Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238) (пп. 2 п. 2).
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1). В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2). Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с ч. 14 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Согласно пункту 12 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно п. 2, 8 Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Приказом Росгвардии № 54, МВД России № 90 от 22.02.2019 взаимодействие Росгвардии, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации в сфере оборота оружия осуществляется по вопросам контроля за обеспечением условий хранения гражданского, служебного, боевого, наградного оружия и патронов к нему, приема (передачи), хранения, изъятия, перевозки (транспортирования), уничтожения оружия. Изъятое должностными лицами Росгвардии оружие, а также найденное и добровольно сданное в войска национальной гвардии Российской Федерации оружие принимается на хранение в помещение для хранения оружия территориального органа Росгвардии.
Согласно пункту 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. В соответствии с пунктом 83 указанных Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Уничтожение оружия и патронов производителями оружия или патронов в процессе производства осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из вышеперечисленных норм права следует, что оружие является объектом ограниченной оборотоспособности, поскольку оно может принадлежать только специальным субъектам, в том числе гражданам, имеющим разрешение на хранение оружия.
Из материалов дела следует, что Комиссаров Д.А. при жизни, являлся владельцем огнестрельного оружия: гладкоствольное ружье МР-153 (12;12), кал.:12/12, Серия: -, №__, год выпуска: -; Карабин «МА-АК-03», кал. 7,62х39, №__, серия: -, год выпуска: 2013; Карабин «ВЕПРЬ-К», кал. 7,62х39, №__, серия: ОА, год выпуска: 2013; Карабин «БАРС-4-1», кал. 5,6х39мм, №__, серия: -, год выпуска: 2001. На приобретение и хранение указанного оружия он имел соответствующие разрешения. В связи с тем, что 30.04.2014 Комиссаров Д.А. умер, зарегистрированное на его имя вышеперечисленное оружие изъято у его супруги Комисаровой Е.Л. и 25.04.2015 помещено на временное хранение (до наследования) в КХО ОМВД России по г. Инта, ул. Кулешова, д. 10 (квитанции №№20,21,22,23 от 25.12.2015), где находится по настоящее время.
После смерти Комиссарова Д.А. наследство приняли его дети Комиссарова Д.Д., а также несовершеннолетний Комиссаров А.Д. в лице законного представителя Комиссаровой Е.Л.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1154 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследники Комиссарова Д.А. разрешения на хранение оружия не имеют, в связи с чем они не могут иметь в собственности оружие. С момента принятия наследства до настоящего времени ответчиками не предпринято действий, направленных на оформление разрешения на хранение оружия.
В адрес ответчиков истцом неоднократно направлялись уведомления о том, что на хранении на складе ОМВД России по г. Инте находится оружие, принадлежавшее Комиссарову Д.А., ответчикам предлагалось совершить одно из следующих действий: оформить оружие на себя, для последующей реализации через магазин, имеющий лицензию на продажу оружия; продать (переоформить) на гражданина, имеющего лицензию на приобретение оружия; обратиться в подразделение по лицензионно-разрешительной работе ОЛРР с заявлением об утилизации оружия и отказаться от права собственности на оружие без намерения сохранить какие-либо права на него. Указанные уведомления возвращены по истечении срока хранения (л.д. 23 – 37).
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Таким образом, ответчики считаются уведомленными о необходимости распорядиться оружием, ранее принадлежавшим Комиссарову Д.А. Никаких действий по получению разрешения на хранение оружия либо по распоряжению оружием ответчики не совершили.
Поскольку в связи с отсутствием у ответчиков разрешения на хранение и ношение вышеуказанного оружия оно в силу закона не может принадлежать ответчикам, то суд приходит к выводу, что право собственности на указанное оружие подлежит прекращению, а оружие подлежит уничтожению.
С ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб. в соответствии со ст. 103 ГПК РФ. Надлежащими наследниками по делу являются Комиссарова Д.Д., Комиссаров А.Д., госпошлина подлежит взысканию с них в равных долях. Поскольку Комиссаров А.Д. является несовершеннолетним, государственная пошлина подлежит взысканию с его законного представителя Комиссаровой Е.Л.
Руководствуясь ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности наследников Комиссарова Д. А., умершего __.__.__, - Комиссарова А. Д., Комиссаровой Д. Д. на огнестрельное оружие:
- гладкоствольное ружье МР-153 (12;12), кал.:12/12, Серия: -, №__, год выпуска: -;
- Карабин «МА-АК-03», кал. 7,62х39, №__, серия: -, год выпуска: 2013;
- Карабин «ВЕПРЬ-К», кал. 7,62х39, №__, серия: ОА, год выпуска: 2013;
- Карабин «БАРС-4-1», кал. 5,6х39мм, №__, серия: -, год выпуска: 2001.
Разрешить Управлению Росгвардии по Республике Коми уничтожение оружия: гладкоствольное ружье МР-153 (12;12), кал.:12/12, Серия: -, №__, год выпуска: -; Карабин «МА-АК-03», кал. 7,62х39, №__, серия: -, год выпуска: 2013; Карабин «ВЕПРЬ-К», кал. 7,62х39, №__, серия: ОА, год выпуска: 2013; Карабин «БАРС-4-1», кал. 5,6х39мм, №__, серия: -, год выпуска: 2001, на основании п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Взыскать с Комиссаровой Е. Л., Комиссаровой Д. Д. государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования городского округа «Инта» по 150 руб. с каждой.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения, приложив к заявлению доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание и доказательства, которые могут повлиять на решение суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2021.
Судья Л.В. Махнева