Дело <№> 08 декабря 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Кудашкиной О.В.
При секретаре Корсун И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В. В., Карповой Л. Г. к Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО, Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.В., Карпова Л.Г. обратились с иском к Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 2 <адрес>. В обосновании своих требований указали, что на состав семьи 3 человека Министерством обороны РФ по договору социального найма, заключенного с ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Однако истцы не могут в настоящее время реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку отсутствует порядок передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации и на этом основании жилищные органы МО РФ отказывают им в реализации указанного права. Со ссылкой на нормы Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О приватизации жилищного фонда в РФ» истцы просили признать за ними право собственности на указанную квартиру в равных долях.
Истцы Карпов В.В., Карпова Л.Г. в судебном заседании иск поддержали по вышеуказанным основаниям, поскольку считают, что отсутствие порядка предоставления жилья в собственность не может являться препятствием для реализации ими права на приватизацию предоставленного им по договору социального найма жилого помещения, а также не может являться поводом для неисполнения закона.
Представитель ответчика - Министерство Обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Обороны Российской Федерации.
Представитель ответчика - ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, представил возражения на иск (л.д.57-58), просил в иске отказать, поскольку не являются собственниками спорного жилого помещения, а также не являются учреждением за которым закреплено данное жилое помещением на праве оперативного управления, в связи с чем не может им распоряжаться.
Представитель третьего лица – Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Третье лицо Крепс И.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что отказывается от участия в приватизации квартиры.
Заслушав доводы истцов и их представителя, исследовав собранные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения <№> от <дата> заключенного между Карповым В.В. (наниматель) и ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, действующего в лице начальника учреждения, от имени собственника – Российской Федерации по доверенности от Министра обороны РФ (наймодатель), Карпов В.В. и члены его семьи получили право бессрочного владения и пользования жилым помещением по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д.3). Суд считает, что предоставление истцам квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по договору социального найма, было произведено правомочным органом - Федеральным государственным учреждением «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Согласно паспорту на квартиру, кадастровому паспорту помещения, квартира по указанному адресу имеет общую площадь 76,9 кв.м. (л.д.49-51).
В соответствии со справкой формы <№>, в данной квартире зарегистрированы Карпов В.В., его жена Карпова Л.Г., и дочь Крепс И.В.(л.д.11).
Истцы в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращались в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой разрешить им получить её в собственность, из ответа от <дата> Карпову В.В. было предложено решить вопрос в судебном порядке
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении требований истцов о признании за ними права собственности на квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, суд считает необходимым указать следующее.
По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до <дата>, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.
Согласно имеющихся в деле документов, военнослужащий Карпов В.В. проходил службу по контракту, заключенному с Министерством обороны РФ до <дата>, поэтому имел право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания (л.д.45-47 выписка из приказа, копия послужного списка).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ <№>-П от <дата> в силу Конституции Российской Федерации Р. Ф. как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким законом, в частности, является Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии со ст. 2 которого, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 8 (ред. от <дата>) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Истцы участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации не принимали, прав собственности на жилые помещения, в том числе на территории Санкт-Петербурга не имели и не имеют, что подтверждается документами, представленными истцами (л.д.13-20). Кроме того, при заключении договора социального найма истцы заполняли соответствующую форму и давали подписку (форма, размещенная на официальном сайте ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ), в которой указывали о том, что в приватизации жилых помещений они не участвовали, а также об отсутствии каких-либо препятствий для получения жилого помещения от государства, как по договору социального найма, так и в собственность. Соответственно, компетентные службы Министерства обороны РФ, осуществляющие жилищное обеспечение, проводили проверку указанных сведений и не обнаружили препятствий для получения жилья истцами, в том числе и на праве собственности. В противном случае договор социального найма не был бы заключен, а заключенный договор подлежал бы расторжению. Судом также установлено, что размер предоставленного Карпову В.В. (на семью) жилого помещения (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Принимая во внимание, что на основании части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, суд полагает, что отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для реализации своего права на приватизацию жилья является доказанным вышеизложенными фактами и документами и не требует повторного дополнительного подтверждения.
Кроме того, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не представили в судебное заседание сведений, свидетельствующих о наличии объективных препятствий осуществления истцами своего права на приватизацию спорной квартиры, хотя с учетом их компетенции, указанными сведениями они могут обладать. Что касается отсутствия в МО РФ установленного порядка передачи квартир в собственность военнослужащих, в том числе граждан, уволенных с военной службы, то отсутствие такого порядка не может служить основанием для неисполнения закона, поскольку в соответствии с ч.2 ст.З Федерального закона «Об обороне» законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В соответствии с частью 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карпова В. В., Карповой Л. Г. удовлетворить.
Признать за Карповым В. В., <дата> года рождения, уроженцем <адрес>, пол мужской, паспорт гражданина РФ <№>, выданный Отделом внутренних дел <адрес>, <дата>, зарегистрированным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности на ? долю трехкомнатной <адрес> <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 76,9 кв. м., жилой площадью 47,1 кв.м.
Признать за Карповой Л. Г., <дата> года рождения, уроженкой <адрес>, пол женский, паспорт гражданина РФ <№>, выданный Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, <дата>, зарегистрированной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности на ? долю трехкомнатной <адрес> <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 76,9 кв. м., жилой 47,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через канцелярию Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.
Судья
Решение в окончательной форме
изготовлено <дата>.