Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Сафроновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Колесниковой О.В. к Федеральному казенному учреждению «Приволжское окружное управление материально- технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании права на получение единовременной социальной выплаты для получения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Колесниковой О.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Приволжское окружное управление материально- технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании права на получение единовременной социальной выплаты для получения жилья, в обосновании заявленных требований указав что, она в связи с работой в Приволжском управлении материально-технического и военного снабжения МВД РФ, с 1981 года состояла в списках указанной организации в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с Приказом начальника Приволжского окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из органов внутренних дел по ст.58 части 1 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья), при этом выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 21 го<адрес> месяцев 04 дня. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках очередников ФКУ «ПОУМТС МВД России» на улучшение жилищных условий ее очередь была №, что подтверждается письмом ФКУ «ПОУМТС МВД России» от ДД.ММ.ГГГГ № ПВ/13- «О предоставлении сведений и документов». Согласно письму ФКУ «ПОУМТС МВД России» от ДД.ММ.ГГГГ № ПВ/13-«Жилищные вопросы» после перерегистрации в 2012 году ее номер № в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из указанного письма ей стало известно, что в соответствии со статьей 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, до ДД.ММ.ГГГГ, может быть предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ она сдала документы и заявление для рассмотрения на комиссии вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, что подтверждается справкой, выданной секретарем жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России». Жилищно-бытовая комиссия ФКУ «ПОУМТС МВД России» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ПВ/13-2086 «О снятии с учета» информировала ее о том, что в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали мне право на получение жилых помещений по договору социального найма (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ), ее сняли с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (протокол № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» от ДД.ММ.ГГГГ). В этом же письме указано, что ей отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что выплата может быть предоставлена сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Так, согласно пунктам 15, 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение об отказе в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и необходимых документов, решения комиссии оформляются протоколами и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Фактически по вопросу об отказе в принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты ответчиком не оформлены предусмотренные законодательством РФ правовые документы: протокол заседания жилищно-бытовой комиссии и распоряжение уполномоченного органа внутренних дел об утверждении протокола. Полагает что ответчиком нарушены ее права поскольку, на момент ее обращения в жилищно-бытовую комиссию ФКУ «ПОУМТС МВД России» с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимый стаж службы в органах внутренних дел РФ ей был подтвержден. Вместе с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в жилищно-бытовую комиссию ФКУ «ПОУМТС МВД России» она сдала документы, подтверждающие право на получение выплаты в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ. Согласно представленным правоустанавливающим документам и свидетельствам о государственной регистрации права, выпискам из ЕГРП, она зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, являющейся единственным жилым помещением, общей площадью - 49,20 кв.м, жилой площадью - 29,20 кв.м, которая находится в общей долевой собственности, 1/3 доля принадлежит ей; 1/3 доля принадлежит ее матери, ФИО1; 1/3 доля принадлежит ее дочери, ФИО2. Вместе с указанными лицами в данной квартире проживает и зарегистрирован официально с марта 2013 г. супруг ее дочери, ФИО3.
На основании изложенного просила суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» о снятии Колесниковой О.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать ФКУ «ПОУМТС МВД России» восстановить Колесниковой О.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Признать за Колесниковой О.В. право на получение
единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в
соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ. Обязать ФКУ «ПОУМТС МВД России» принять Колесниковой О.В.
на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или
строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ
с даты первоначального обращения с заявлением на постановку на учет.
В судебном заседании истец и представитель истца по доверенности ФИО9 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности ФИО10 просила в удовлетворении требований отказать как не основанных на законе.
Суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По данному делу установлено, что подполковник внутренней службы Колесниковой О.В. проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях ФКУ «ПОУМТС МВД России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения службы в 1981 году истец была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, как проживающая в общежитии. При переезде в квартиру по адресу: <адрес> Колесниковой О.В. оставалась нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 1 ст.29 ЖК РСФСР, как имеющая обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной подпунктом «а» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утв. Постановлением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Учетная норма составляла 7 и менее квадратных метров, обеспеченность истца на одного члена семьи 5,7 кв.м. ( л.д.56-82)
Таким образом, Колесниковой О.В. обоснованно была поставлена в очередь и имела право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий после вступления в действие ЖК РФ по нормам ЖК РСФСР до получения ею жилого помещения по договору социального найма.
Ссылка ответчика на то, что такое право она сохранила лишь в том случае, если бы и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ обеспеченность жилой площадью на одного члена ее семьи составляла 7 и менее квадратных метров, основана на неправильном толковании части 2 статьи 6 Вводного закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П « По жалобе гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» изложен конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, согласно которому часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
С учетом указанной правовой нормы при разрешении вопроса о возможности снятия Колесниковой О.В. с учета в качестве нуждающегося к жилом помещении, следовало принимать во внимание нормы права, действовавшие до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Ссылка ответчика на то, что при предоставлении Колесниковой О.В. единовременной социальной выплаты следует принимать во внимание действующие на момент предоставления такой выплаты положения закона, которые в настоящее время не дают истице право на ее получение, не исключает обязанность ответчика при решении вопроса о возможности снятия лица с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий учитывать конституционно-правовой смысл указанных положений закона.
Довод ответчика о том, что с учетом положений закона, действующего в настоящее время, Колесниковой О.В. не может быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, не исключает возможность оставления в такой очереди Колесниковой О.В..
Оставление в очереди Колесниковой О.В. не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, поскольку при решении вопроса о возможности предоставления единовременной социальной выплаты учитываются жилищные условия лица, претендующего на такую выплату на данный конкретный момент, с учетом которых возможно принять решение и об отказе в выплате. Однако такое решение в силу указанных выше правовых норм не может являться основанием для исключения гражданина из очереди нуждающихся в жилом помещении. Тем более, что в дальнейшем также возможно изменение законодательств, с учетом которого у заявителя возникнет такое право.
Таким образом, требования о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ «ПОУМТС МВД России» о снятии ФИО11 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить ее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению.
Вместе с тем на момент рассмотрения данного спора не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за Колесниковой О.В. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ.
Вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует в настоящее время Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -ФЗ-247).
Частью 2 статьи 6 ФЗ-247 предоставлено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ст.4 ФЗ-247 право на единовременную социальную выплату имеют граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 15 кв. м. общей площади жилого помещения.
Принятым в соответствии с частью 5 ст.4 ФЗ-247 Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» установлены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 5 вышеуказанных Правил определено, что для принятия на учет подается заявление с приложением установленных документов, в том числе справки о проверке жилищных условий.
С целью соблюдения жилищного законодательства Российской Федерации и социальных гарантий по вопросам постановки на учет и предоставления жилых помещений, предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в ФКУ «ПОУМТС МВД России» приказом от ДД.ММ.ГГГГ № создана жилищно-бытовая комиссия.
Приказами ФКУ «ПОУМТС МВД России» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № регламентированы вопросы оформления и приема документов для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты Колесниковой О.В. обратилась к начальнику ФКУ «ПОУМТС МВД России» с заявлением о проверки ее жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ назначенная комиссия выезжала по адресу регистрации истицы.
Установлено, что Колесниковой О.В. с семьей в составе мать и совершеннолетняя дочь проживает в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 53,00 кв.м. жилой площадью 29,20кв.м., приобретенной ею и членами ее семьи в совместную собственность (общая долевая собственность, доля 1/3) по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 76, 123-125)
Статьей 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены условия, при наличии которых единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам,, в том числе, предусмотрено п.п.2 п.2, если сотрудник обеспечен общей площадью жилого помещения на одного членами семьи менее 15 квадратных метров.
Так как обеспеченность общей жилой площадью Колесниковой О.В. составляет более
15 кв.м., ей было разъяснено, что права на единовременную социальную выплату она не
имеет, и что жилищно-бытовой комиссией будет рассмотрен вопрос о снятии ее и членов ее семьи с очереди на
получение жилья по договору социального найма в связи утратой оснований:
- обеспеченность более 7 кв. м. жилой площади на одного члена семьи;
- обеспеченность выше учетной нормы, установленной действующим жилищным законодательством (11,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, установленной Постановлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N 171 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в ФИО6 округе Самара»).
ДД.ММ.ГГГГ Колесниковой О.В. обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ «ПОУМТС МВД России» с заявлением о принятии ее на учет на предоставление единовременной социальной выплаты.
Согласно представленным документам ДД.ММ.ГГГГ в квартиру по адресу: <адрес> вселен ФИО3, муж дочери Колесниковой О.В. ( л.д.98).
Истец как собственник жилого помещения с согласия остальных собственников имела право на вселение иного лица в жилое помещение.
Однако указанное обстоятельство не является основанием для признания за ней права на получение единовременной социальной выплаты.
Вселение мужа дочери в данной ситуации является намеренным ухудшением жилищных условий ( аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-102).
Ссылка истца на положения ст. 31 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой могут быть признаны членами семьи собственника иные лица ( кроме супруга, детей и родителей), вселенные собственником в качестве членов его семьи, а данном случае неосновательна, поскольку при решении вопроса о возможности предоставления единовременной социальной выплаты следует руководствоваться специальной нормой закона.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и членов их семей.
Пунктом 2 этой же статьи определен перечень членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел и лицами, находящимися ( находившимися) на его иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона. Такими членами семьи считаются
1)супруга ( супруг), состоящие ( состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудников;
2)несовершеннолетние дети, дети старше 19 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3)лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника
( гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие ( получавшие) от него помощь, которая является ( являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Муж дочери Колесниковой О.В. ФИО3 к указанной категории лиц не относится.
Пунктом 5 ст.4 указанного закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом указанной нормы закона представляется обоснованной ссылка ответчика на пункт 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2011 №, которым установлен перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов) признается намеренным ухудшением жилищных условий.
Ссылка истцы на то, что ФИО3 проживал в жилом помещении, принадлежащем ей и членам ее семьи на праве собственности фактически до его официальной регистрации, о чем показали в суде свидетели, правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
Жилищным законодательством предусмотрена возможность приобретения прав на жилое помещение с соблюдением порядка вселения в это жилое помещение.
В установленном законом порядка ФИО3 был вселен с момента внесения соответствующих изменений в лицевой счет, с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод истицы о том, что в данном случае ее дочь также имела право вселить своего супруга в жилое помещение, с учетом принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, правового значения для разрешения спора также не имеет, поскольку на учете в качестве нуждающегося в жилом помещения стоит лишь Колесниковой О.В. как сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колесниковой О.В. к Федеральному казенному учреждению «Приволжское окружное управление материально- технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании права на получение единовременной социальной выплаты для получения жилья удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» о снятии Колесниковой О.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» восстановить Колесниковой О.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В удовлетворении исковых требований о признании за Колесниковой О.В. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ, возложении обязанности на ФКУ «ПОУМТС МВД России» принять Колесниковой О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ с даты первоначального обращения с заявлением на постановку на учет отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО6 областной суд через ФИО6 районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ