Дело № 2-454/2016
Мотивированное решение составлено 21.03.2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Камышлов 15 марта 2016 г.
Камышловский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.И.
при секретаре Колобовой О.С.,
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Накаряковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах инвалидов Жигалова ФИО20 и Суклеминой ФИО21 к ООО «Теплогарант» о признании действий по начислению платы за отопление незаконными и обязании произвести перерасчёт,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах <данные изъяты> ФИО1 и ФИО2 с иском к ООО «Теплогарант» о признании действий по начислению платы за отопление незаконными и обязании произвести перерасчёт.
В обоснование иска прокурором указано, что Камышловской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей многоквартирного ФИО10, расположенного по адресу: <адрес> по факту начислений ООО «Теплогарант» платы за коммунальную ФИО5 - отопление по нормативу при наличии в указанном ФИО10 прибора коммерческого учета ФИО4.
ООО «Теплогарант» является ресурсоснабжающей организацией <адрес> и поставляет потребителям районов УИЗ и ЗСМ, в том числе жителям многоквартирного ФИО10, расположенного по адресу: <адрес>, тепловую ФИО8 в виде коммунального ресурса и производит сбор денежных средств за фактически принятое абонентами количество ФИО8 в соответствии со ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установлено, что в ноябре 2015 жителям ФИО10, расположенного по указанному адресу пришли квитанции с начислением платы за ФИО5 - отопление за октябрь 2015, где плата рассчитана по нормативу потребления, а не по показаниям прибора учета, установленного в этом ФИО10.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные ФИО5 для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном ФИО10, включает в себя плату за коммунальные ФИО5, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные ФИО5 вносится на основании платежных документов.
В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные ФИО5 рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных ФИО5, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных ФИО5, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О теплоснабжении» количество тепловой ФИО8, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой ФИО8, а также передаваемых по договору оказания ФИО5 по передаче тепловой ФИО8, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой ФИО8, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания ФИО5 по передаче тепловой ФИО8 не определена иная точка учета.
При этом осуществление коммерческого учета тепловой ФИО8, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Аналогичные положения содержатся в п.5, 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О коммерческом учете тепловой ФИО8, теплоносителя».
Согласно технической документации на узел коммерческого учета тепловой ФИО8 водяного отопления на объекте: жилой ФИО10, расположенный по адресу: <адрес>, ООО научно – производственным предприятием «Элеком» установлен прибор учета тепловой ФИО8.
В соответствии с п.60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О коммерческом учете тепловой ФИО8, теплоносителя» перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой ФИО8 в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.
Процедура ввода в эксплуатацию прибора учета предусмотрена пп.53 - 60 «Правил коммерческого учета тепловой ФИО8, теплоносителя». Так, для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой ФИО8, владельцем источника тепловой ФИО8 назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе:
а) представитель владельца источника тепловой ФИО8;
б) представитель смежной теплосетевой организации;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Вызов представителей, указанных в пункте 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой ФИО8 не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой ФИО8 представляет комиссии:
а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой ФИО8;
б) акты разграничения балансовой принадлежности;
в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;
д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);
ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;
з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.
При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:
а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;
в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;
г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.
При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой ФИО8 составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой ФИО8 и основной смежной теплоснабжающей организации.
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой ФИО8, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
В случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.
Указанная процедура соблюдена ООО «СтройКонсалтинг», которое на основании договора № У – 001 на сервисное обслуживание узла учета тепловой ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Эстра – УК», осуществляет обслуживание узла учета, установленного в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эстра – УК» направило в адрес ООО «Теплогарант» уведомление о необходимости участия представителя организации в процедуре приемки приборов учета тепловой ФИО8. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Теплогарант» направлены карточки снятий показаний приборов учета ФИО4, а также копии доверенностей и договоров на сервисное обслуживание приборов учёта.
Актом повторного допуска в эксплуатацию узла коммерческого учёта тепловой энергии у потребителя прибор учета тепловой энергии, расположенный по адресу: <адрес>, осмотрен и допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ООО «Эстра – УК» и ООО «СтройКонсалтинг». Таким образом, начисления необходимо проводить по показаниям данного прибора учета, а не по нормативу. Показания по указанному прибору учета стали поступать с ДД.ММ.ГГГГ Потом ДД.ММ.ГГГГ прибор учета вышел из строя в связи с поломкой преобразователя расхода, что подтверждается актом выявленных дефектов от ДД.ММ.ГГГГ и месячным отчетом о потреблении тепловой ФИО8.
Таким образом, фактически прибор учета в указанном ФИО10 функционировал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прибор учета был не исправен. Руководствуясь п.п. «в» п. 6 Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя» для осуществления коммерческого учета тепловой ФИО8 в октябре 2015 г. необходимо применить приборно – расчетный метод – в случаях, когда недостаточность величин измерительных параметров восполняется полученным расчетным методом.
С учетом того, что ООО «Теплогарант» не выполнило процедуру приемки прибора учета в указанном доме, фактически отстранилось от нее, руководствуясь пунктом 81(2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 04.09.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В данном случае дата повторного допуска в эксплуатацию прибора учета определена в соответствии с постановлением главы КГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О начале отопительного сезона 2015 – 2016», где п. 4 предусматривает необходимость готовности управляющих компаний, юридических лиц, предприятий к принятию тепловой энергии с 15.09.2015, начисление за отопление проводить в соответствии с фактической датой подачи тепла.
В указанном доме проживают незащищенные категории граждан, а именно: ФИО1, который является <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> №; ФИО2, которая является <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> №, поэтому по объективным причинам они не способны сами обратиться в суд.
В связи с изложенным прокурор просит признать незаконными действия ООО «Теплогарант» по начислению платы за ФИО5 - отопление жителям многоквартирного ФИО10, расположенного по адресу: <адрес> по нормативу потребления в октябре 2015. Произвести перерасчёт начислений платы ФИО1 и ФИО2, являющимися жителями <адрес> указанного ФИО10 за ФИО5 - отопление в октябре 2015 г. путем приборно – расчётного метода.
Помощник Камышловского межрайонного прокурора Накарякова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истцы Жигалов Ю.В. Суклемина Ф.П. в судебном заседании просили иск удовлетворить.
Ответчик ООО «Теплогарант» представил отзыв, в котором указано, что изложенная в исковом заявлении информация о том, что ООО «Теплогарант» фактически отстранилось от проведения процедуры проверки готовности узла учета теплоэнергии МКД по <адрес> к эксплуатации не соответствует действительности и фактам, в том числе изложенным в самом исковом заявлении.
Порядок проведения процедуры готовности узла учета, установленного у потребителя, регулируется пунктами 61-73 Правил Коммерческого учета тепловой ФИО8, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034) (далее - Правила), а не пунктами 53-59, как указано в исковом заявлении (п.53-59 относятся к действиям в отношении узлов учета, установленных на источнике тепловой ФИО8, т.е. на коллекторах котельной).
Согласно п. 64 Правил, для проверки узла учета к эксплуатации владелец узла учета предоставляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) Схему трубопроводов с указанием протяженности и диаметров, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами, б) Свидетельства о поверке приборов и датчиков с действующими клеймами поверителя, в) Базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель, г) Схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, д) Почасовые (посуточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток.
При этом указанные в п. 64 Правил документы, согласно п. 65 Правил, предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемой даты проверки узла учета.
Инициатива ООО «ЭСТРА-УК» о проверке узлов учета теплоэнергии (в том числе по МКД по Строителей 35) изложена в письме ООО «ЭСТРА-УК» № от 17.09.2015г., переданное в ООО «Теплогарант» 23.09.2015г. (согласно отметке на письме). При этом никаких документов, необходимых в соответствии с п.64 Правил, предоставлено не было. Поэтому в ответ на письмо ООО «ЭСТРА-УК» № от 17.09.2015г. было передано письмо № от 29.09.2015г. (вручено 01.10.2015г.), в котором было указано, что перед процедурой проверки необходимо подготовить соответствующий набор документов. В дальнейшем по МКД по <адрес> никаких документов до 01.02.2016г. в ООО «Теплогарант» ни от ООО «ЭСТРА-УК», ни от ООО «СтройКонсалтинг» не передавалось, что делало невозможным провести процедуру проверки готовности узла учета к эксплуатации.
О том, что ООО «СтройКонсалтинг» уполномочено представлять интересы владельцев узлов учета ООО «Теплогарант» узнало только 28.10.2015г. из письма б/н, к которому прилагались основания указанных полномочий.
Процедура проверки и допуска узла учета МКД по <адрес> якобы произведённая ООО «ЭСТРА-УК» и ООО «СтройКонсалтинг» 15.09.2015г., не соответствует законодательству.
Согласно п. 62 Правил проверка узла учета к эксплуатации осуществляется комиссией в следующем составе: а) Представитель теплоснабжающей организации, Б) Представитель потребителя, в) Представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку узла учета.
Очевидно, что комиссия в составе только лишь ООО «ЭСТРА-УК» и ООО «СтройКонсалтинг» никак не соответствует установленным Правилами требованиям. Правила не допускают проведение процедуры проверки без участия представителя теплоснабжающей организации (в данном случае - ООО «Теплогарант»). Указание на то, что ООО «Теплогарант» проигнорировало приглашение, не соответствует действительности.
Показания узла учета теплоэнергии МКД по <адрес> до момента проведения проверки, осуществленной 01.02.2016г., не могли быть использованы в коммерческих расчетах.
Согласно п. 68 Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. Учитывая, что п. 73 Правил в отношении процедуры проверки готовности узла учета к эксплуатации установлены те же процедуры (п. 62- 72), что и для ввода в эксплуатацию, следовательно, акт проверки готовности имеет такую же силу, установленную п. 68 Правил. Следовательно, с даты подписания акта готовности узла учета к эксплуатации получаемая измерительная информации с узла учета может быть использована для коммерческого учета. В отношении узла учета МКД по <адрес> акт готовности узла учета к эксплуатации подписан комиссией ДД.ММ.ГГГГ (от ООО «ЭСТРА-УК» присутствовал и подписывал акт представитель ООО «СтройКонсалтинг» ФИО15) Соответственно, с указанной даты показания узла учета МКД по <адрес> могут быть использованы в расчетах.
Кроме того, до 01.02.2016г. узел учета был не опломбирован (этот факт отражен в акте проверки готовности от 01.02.2016г.), что также исключает возможность использования показаний узла учета до 01.02.2016г. в коммерческих расчетах.
Также имеет отношение к делу тот факт, что в ООО «Теплогарант» отсутствует акт первичного допуска узла учета теплоэнергии МКД по <адрес> в эксплуатацию. В силу этого, формально, отсутствует подтверждение того, что данный узел учета когда-либо вводился в эксплуатацию.
Ссылка истца на пункт 81(2) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных ФИО5...» в данном случае не имеет отношение к делу, т.к. указанный пункт (и весь раздел VII, в котором находится этот пункт) относится к «индивидуальным, общим (общеквартирным), комнатным приборам учета» (т.е. данный пункт не распространяется на общедомовые узлы учета).
В связи с изложенным просит в исковых требованиях прокурору отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Теплогарант» ФИО13 иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав прокурора, истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В п. 5 этой же статьи указано, что до 01 июля 2012 года многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Согласно п. 9 этой статьи с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой же статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
В п. 12 этой же статьи Закона установлено, что вышеуказанные ресурсоснабжающие организации до ДД.ММ.ГГГГ обязаны самостоятельно совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов многоквартирных домов, если они не были оснащены таковыми в установленный срок. После ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающие организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такового невыполнения в течение двух месяцев, обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
В соответствии с п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя урегулирован п. 61 – п. 73 ПРАВИЛ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1034.
В частности, в п. 68 данных Правил указано, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Пункт 69 Правил предусматривает, что при подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
Согласно п. 73 Правил перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, оснащен коллективным прибором учета тепловой энергии (л.д.19-20), что не оспаривается сторонами.
Однако после его установки никаких действий, направленных на введение узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, предусмотренных ПРАВИЛАМИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ совершено не было.
Акт повторного допуска в эксплуатацию узла коммерческого учёта тепловой энергии (л.д.9), на основании которого допущен узел в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по решению ООО «Эстра – УК» и ООО «СтройКонсалтинг», на который ссылается прокурор, никаких правовых последствий не влечёт, поскольку не соответствует указанным Правилам.
Доводы о том, что узел учета, установленный в названном доме, был допущен к эксплуатации ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ, материалами дела не подтвержден. Доказательств данного обстоятельства суду не представлено.
Согласно же акту допуска в эксплуатацию / проверки готовности узла учёта к эксплуатации допуск в эксплуатацию и пломбировка общедомового прибора учета тепловой энергии в доме по адресу: <адрес> были произведены только 01.02.2016
Следовательно, расчет платы за услуги по отоплению до 01 февраля 2016 года не мог осуществляться ООО «Теплогарант» по данному прибору учета.
Оплата услуг отопления жителям указанного дома в октябре 2015 в силу требований ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 42(1) ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ обоснованно рассчитывалась ответчиком по нормативам потребления коммунальных услуг.
В связи с изложенным иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Камышловскому межрайонному прокурору в интересах инвалидов Жигалова ФИО22 и Суклеминой ФИО23 к ООО «Теплогарант» о признании действий по начислению платы за отопление незаконными и обязании произвести перерасчёт отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский городской суд.
Судья Некрасова Н.И.