Судья Мелкозерова Ю.И. Дело 21-154/2021
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу защитника М.О.В. – А.В.А. на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 14 мая 2021 года, которым изменено в части назначенного наказания постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года №147, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.О.В.,
установил:
постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года № 147 М.О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, М.О.В. обжаловала его в Орловский районный суд Орловской области, судьей которого 14 мая 2021 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, до 10 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, подданной в Орловский областной суд, защитник М.О.В. – А.В.А. просит отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает на допущенные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» и требований КоАП РФ, выразившихся в не уведомлении М.О.В. о проведении контрольно-надзорных мероприятий, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении.
Ссылается на то, что используемый должностным лицом для определения местоположения проверяемого земельного участка навигатор GPS «Garmin etrex 20x», как средство измерения не прошел метрологическую поверку.
Считает необоснованным привлечение М.О.В. к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, т.к. разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № «для эксплуатации и обслуживания площадки минеральных удобрений» указывает на то, что данный объект недвижимости не подлежит государственному земельному надзору.
Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав защитника М.О.В.- А.В.А., поддерживающего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 13 ЗК РФ).
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 1 указанного Федерального закона содержит определения мер, направленных на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения: 1. агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2. агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; 3. мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; 4. фитосаиитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; 5. противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.
Согласно пункту 54 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обеспечение продовольственной безопасности осуществляется, в том числе, за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.
Согласно пункту 78 ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1989 №4093, под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.
Под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений (пункт 188 ГОСТ 16265-89).
В соответствии с пунктом 15 ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 №3453, охрана земель включает комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности М.О.В., не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части данного земельного участка, покрытой бетонным покрытием, наблюдаются кучи мусора, состоящие из строительных отходов, деревянных досок, стекловаты, листов железа, присутствует бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, пластмассовая и стеклянная тара на площади около 50 кв.м; на оставшейся части земельного участка наблюдается произрастание сорной травянистой растительности: цикория дикого, полыни обыкновенной, присутствуют единично стоящие деревья и кустарники; почвообрабатывающей техники не обнаружено, земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
По данному факту 30.07.2020 государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении М.О.В. (л.д.41-43).
Постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13.08.2020 М.О.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и вина М.О.В. подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30.07.2020 №147, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения (л.д.41-43); актом осмотра, обследования территории № от 10.07.2020 с фото-таблицами, из которых усматривается, что на части земельного участка с кадастровым номером №, покрытой бетонным покрытием, наблюдаются кучи мусора, состоящие из строительных отходов, деревянных досок, стекловаты, листов железа, присутствует бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, пластмассовая и стеклянная тара на площади около 50 кв.м; на оставшейся части земельного участка наблюдается произрастание сорной травянистой растительности: цикория дикого, полыни обыкновенной, присутствуют единично стоящие деревья и кустарники (л.д.34-36); выпиской из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей принадлежность земельного участка с кадастровым номером № М.О.В. с 17.08.2012 (л.д.26-28); приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО6 от 08.07.2020 №576 «Об утверждении планового (рейдового) задания» на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований в июле 2020 года (л.д.29-30); заданием на проведение планового (рейдового) осмотра обследования от 08.07.2020 земельного участка с кадастровым номером № (л.д.31), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия М.О.В. правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Выводы должностного лица и судьи районного суда основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.
Постановление о привлечении М.О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Судьей с учетом положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно снижен размер административного штрафа, назначенного М.О.В. с 20 000 рублей до 10 000 рублей.
Довод жалобы об отсутствии у должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям полномочий на проведение проверки в отношении принадлежащего М.О.В. земельного участка, являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в числе прочего, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (подп. «б»); требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (подп. «в»).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 (далее - Положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет, в числе прочего, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра недвижимости от 03.07.2020, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий М.О.В. на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, у должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям имелись полномочия на проведение проверки в отношении данного земельного участка, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
При этом, представленная защитником М.О.В. – А.В.А. в суд второй инстанции выписка из единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости – площадки базы минеральных удобрений с кадастровым номером №, не опровергает правильности выводов судьи районного суда и должностного лица о наличие в действиях М.О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, так как предметом государственного земельного надзора в данном случае являлся земельный участок с кадастровым номером №.
Довод жалобы о том, что должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, не представило каких-либо документов, подтверждающих отнесение навигатора Garmin etrex 20x к средствам измерения, прошедшим метрологическую поверку, во внимание не принимается, так как указанный прибор не использовался как средство измерения, им зафиксировано только фактическое расположение загрязненного земельного участка.
Из материалов дела следует, что месторасположение земельного участка, принадлежащего М.О.В. было определенно с помощью сведений из Единого государственного реестра недвижимости, которые были внесены в навигатор Garmin etrex 20x.
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом изучении и проверки судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными с изложением соответствующих мотивов в судебном акте.
Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 14 мая 2021 года, которым изменено в части назначенного наказания постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года №147, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.О.В., оставить без изменения, жалобу защитника М.О.В. – А.В.А. -без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья областного суда И.Н. Сабаева
Судья Мелкозерова Ю.И. Дело 21-154/2021
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу защитника М.О.В. – А.В.А. на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 14 мая 2021 года, которым изменено в части назначенного наказания постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года №147, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.О.В.,
установил:
постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года № 147 М.О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, М.О.В. обжаловала его в Орловский районный суд Орловской области, судьей которого 14 мая 2021 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, до 10 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, подданной в Орловский областной суд, защитник М.О.В. – А.В.А. просит отменить решение судьи районного суда и постановление должностного лица, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает на допущенные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» и требований КоАП РФ, выразившихся в не уведомлении М.О.В. о проведении контрольно-надзорных мероприятий, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении.
Ссылается на то, что используемый должностным лицом для определения местоположения проверяемого земельного участка навигатор GPS «Garmin etrex 20x», как средство измерения не прошел метрологическую поверку.
Считает необоснованным привлечение М.О.В. к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, т.к. разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № «для эксплуатации и обслуживания площадки минеральных удобрений» указывает на то, что данный объект недвижимости не подлежит государственному земельному надзору.
Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав защитника М.О.В.- А.В.А., поддерживающего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 13 ЗК РФ).
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 1 указанного Федерального закона содержит определения мер, направленных на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения: 1. агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2. агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; 3. мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; 4. фитосаиитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; 5. противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.
Согласно пункту 54 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обеспечение продовольственной безопасности осуществляется, в том числе, за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.
Согласно пункту 78 ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1989 №4093, под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.
Под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений (пункт 188 ГОСТ 16265-89).
В соответствии с пунктом 15 ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 №3453, охрана земель включает комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности М.О.В., не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на части данного земельного участка, покрытой бетонным покрытием, наблюдаются кучи мусора, состоящие из строительных отходов, деревянных досок, стекловаты, листов железа, присутствует бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, пластмассовая и стеклянная тара на площади около 50 кв.м; на оставшейся части земельного участка наблюдается произрастание сорной травянистой растительности: цикория дикого, полыни обыкновенной, присутствуют единично стоящие деревья и кустарники; почвообрабатывающей техники не обнаружено, земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
По данному факту 30.07.2020 государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении М.О.В. (л.д.41-43).
Постановлением начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13.08.2020 М.О.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и вина М.О.В. подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30.07.2020 №147, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения (л.д.41-43); актом осмотра, обследования территории № от 10.07.2020 с фото-таблицами, из которых усматривается, что на части земельного участка с кадастровым номером №, покрытой бетонным покрытием, наблюдаются кучи мусора, состоящие из строительных отходов, деревянных досок, стекловаты, листов железа, присутствует бытовой мусор: полиэтиленовые пакеты, пластмассовая и стеклянная тара на площади около 50 кв.м; на оставшейся части земельного участка наблюдается произрастание сорной травянистой растительности: цикория дикого, полыни обыкновенной, присутствуют единично стоящие деревья и кустарники (л.д.34-36); выпиской из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей принадлежность земельного участка с кадастровым номером № М.О.В. с 17.08.2012 (л.д.26-28); приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО6 от 08.07.2020 №576 «Об утверждении планового (рейдового) задания» на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований в июле 2020 года (л.д.29-30); заданием на проведение планового (рейдового) осмотра обследования от 08.07.2020 земельного участка с кадастровым номером № (л.д.31), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия М.О.В. правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Выводы должностного лица и судьи районного суда основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.
Постановление о привлечении М.О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Судьей с учетом положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно снижен размер административного штрафа, назначенного М.О.В. с 20 000 рублей до 10 000 рублей.
Довод жалобы об отсутствии у должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям полномочий на проведение проверки в отношении принадлежащего М.О.В. земельного участка, являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в числе прочего, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (подп. «б»); требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (подп. «в»).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 (далее - Положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет, в числе прочего, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра недвижимости от 03.07.2020, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий М.О.В. на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, у должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям имелись полномочия на проведение проверки в отношении данного земельного участка, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
При этом, представленная защитником М.О.В. – А.В.А. в суд второй инстанции выписка из единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости – площадки базы минеральных удобрений с кадастровым номером №, не опровергает правильности выводов судьи районного суда и должностного лица о наличие в действиях М.О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, так как предметом государственного земельного надзора в данном случае являлся земельный участок с кадастровым номером №.
Довод жалобы о том, что должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, не представило каких-либо документов, подтверждающих отнесение навигатора Garmin etrex 20x к средствам измерения, прошедшим метрологическую поверку, во внимание не принимается, так как указанный прибор не использовался как средство измерения, им зафиксировано только фактическое расположение загрязненного земельного участка.
Из материалов дела следует, что месторасположение земельного участка, принадлежащего М.О.В. было определенно с помощью сведений из Единого государственного реестра недвижимости, которые были внесены в навигатор Garmin etrex 20x.
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом изучении и проверки судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными с изложением соответствующих мотивов в судебном акте.
Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 14 мая 2021 года, которым изменено в части назначенного наказания постановление начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Г.С.Н. от 13 августа 2020 года №147, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.О.В., оставить без изменения, жалобу защитника М.О.В. – А.В.А. -без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья областного суда И.Н. Сабаева