Судебный акт #1 (Определение) по делу № 4Га-313/2019 - (4Га-9804/2018) [44Га-347/2019] от 31.10.2018

Судья Якименко А.С. Дело № 44г-347

АСК Агибалова В.О. – докл.

Онохов Ю.В.

Пегушин В.Г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

г. Краснодар 29 мая 2019 года

Президиум Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Пятигоры А.И.,

членов президиума: Свашенко С.Н., Кротова С.Е., Епифанова В.М., Павлычева М.М., Кудрявцевой Е.Н.,

при секретаре Чумак Е.Ю.,

рассмотрев дело по административному исковому заявлению Зангелиди М.И. к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Кисляка В.Ф. от 23 января 2019 года по кассационной жалобе представителя администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи, поступившей 31 октября 2018 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2018 года,

заслушав доклад судьи Кисляка В.Ф., выслушав объяснения представителей сторон, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

УСТАНОВИЛ:

Зангелиди М.И. обратился в суд с административным иском к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что в августе 2017 года обратился в МАУ «МФЦ» г. Сочи за предоставлением муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов». Ответом администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи от 13 сентября 2017 года <...> ему было отказано в предоставлении указанной услуги. Истец посчитал данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Просил суд признать отказ администрации Адлерского района г. Сочи в предоставлении Зангелиди М.И. муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов» незаконным; обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи заключить с Зангелиди М.И. договор купли-продажи земельного участка, площадью <...> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>.

Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 22 января 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда г. Краснодара от 31 мая 2018 года решение отменено. Принято по делу новое решение, которым административный иск Зангелиди М.И. удовлетворен.

В кассационной жалобе представитель администрации Адлерского района г. Сочи по доверенности Гамисония Д.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда г. Краснодара от 31 мая 2018 года отменить, ссылаясь на существенное нарушение норм права.

08 ноября 2018 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.

11 декабря 2018 года дело поступило в суд кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, ознакомившись с возражениями представителя истца, президиум находит, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Адлерского района г. Сочи от 09 августа 2005 года <...> «О предоставлении Зангелиди М.И. в аренду сроком на 49 лет земельного участка при жилом доме <...> по <...> в <...> для индивидуального жилищного строительства» Зангелиди М.И. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в городской черте, во второй зоне округа санитарной охраны курорта, экономико-планировочной зоне К-1, (категория земель – земли поселений),

Между администрацией Адлерского района г. Сочи и Зангелиди М.И. был заключен договор аренды земельного участка <...> от 31 октября 2006 года, согласно которому, земельный участок предоставлен Зангелиди М.И. для завершения строительства, приема в эксплуатацию и эксплуатации жилого дома до 01 сентября 2054 года.

На земельном участке расположен жилом дом, принадлежащий Зангелиди М.И. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> <...>.

В августе 2017 года Зангелиди М.И. обратился в МАУ «МФЦ» <...> за предоставлением муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов» в отношении спорного земельного участка.

Ответом администрации Адлерского района г. Сочи от 13 сентября 2017 года <...> ему было отказано в предоставлении услуги. Отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в границах «красных линий», установленных в соответствии с ДПТ «Распределительная городская электрическая сеть», Краснополянский РРЭС, Этап 1, 2, утвержден Приказом Минстроя РФ от 27 апреля 2016 года № 285/пр, в силу ст. 1 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ земельные участки в границах красных линий приватизации не подлежат.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, пришел к выводу о том, что требование о предоставлении спорного земельного участка противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству, поскольку часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий.

Отменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий Зангелиди М.И. объект недвижимого имущества, таким образом, последний имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка. Кроме того, судебная коллегия пришла к выводу о том, что отсутствуют доказательства соблюдения обязательного для исполнения порядка установления красных линий, регламентированного ГрК РФ, а также Приказом Минстроя РФ.

Президиум краевого суда полагает, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Общеправовой конституционный принцип ограниченного распоряжения землей (оборота земли) устанавливает, что в соответствии со ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ во взаимосвязи с п. 3 ст. 129 ГК РФ и ст. 260 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В п. 11 ст. 1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.-к. Сочи ИСОГД 5756.02- Ю/09.17, выданным департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 04 сентября 2017 года № 21.2-01-12/27075, часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий. Красные линии отображаются в соответствии с «Распределительная городская электрическая сеть», Краснополянский РрЭС, Этап 1, 2 утвержден Приказом Минстроя РФ от 27 апреля 2016 года № 282/пр, № 285/пр.

Согласно положениям ст. 42 ГРК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории включает в себя, в том числе, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с ч. 12.7 ст. 45 ГрК РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения.

Данный земельный участок предназначен для обслуживания и эксплуатации распределительной городской электрической сети.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Из содержания постановления следует, что необходимо обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства.

Поскольку в отношении спорного земельного участка в установленном законом порядке утверждена документация по планировке территории, приватизация земельного участка недопустима.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Административное исковое заявление не содержит сведений о нарушении прав административного истца, такие нарушения административным истцом не доказаны, а судом апелляционной инстанции не дана оценка данному обстоятельству.

Вышеуказанные обстоятельства и положения норм материального права судом апелляционной инстанции не приняты во внимание.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.

При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2018 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и вынести законное и обоснованное судебное постановление.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░. ░░░░░░ ░.░.

4Га-313/2019 - (4Га-9804/2018) [44Га-347/2019]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Зангелиди М.И.
Ответчики
Администрация Адлерского р-на г.Сочи
Другие
ДИО администрации г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кисляк Владимир Федорович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
29.05.2019Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее