Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2021 года <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Филипповской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава – исполнителя Отделения судебных приставов по <адрес> Козиной ЕС. о прекращении исполнительного производства,
установил:
судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО1, на основании исполнительного листа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Республики Карелия о взыскании в пользу ООО «Карелэнергоресурс» задолженность за теплоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., неустойки за период просрочки уплаты задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., неустойки, начисленной на задолженность в сумме <данные изъяты>., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на дату фактического исполнения обязательства, за каждый день просрочки. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ произведено процессуальное правопреемство взыскателя на АО «ТНС энерго Карелия». В заявлении ставится вопрос о прекращении исполнительного производства в связи со смертью должника.
В судебном заседании взыскатель и судебный пристав не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные документы, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст.43 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
На основании пункта 1 части 1 статьи 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае смерти должника, если установленные судебным актом требования или обязанности допускают правопреемство, исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем.
В силу статьи 383 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим кодексом или другими законами.
В этой связи, правопреемство в случае смерти должника невозможно только в случае, если обязательство неразрывно связано с личностью должника.
В данном случае обязанности ФИО1 по уплате взысканной судебным решением задолженности за теплоснабжение с личностью должника не связаны, следовательно, данные обязательства входят в состав наследства и в порядке правопреемства переходят к его наследнику - спорное правоотношение допускает процессуальное правопреемство.
Из материалов исполнительного производства усматривается, что на основании исполнительного листа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Республики Карелия, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженности за теплоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ размере <данные изъяты>., неустойки за период просрочки уплаты задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., неустойки, начисленной на задолженность в сумме <данные изъяты>., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на дату фактического исполнения обязательства, за каждый день просрочки в пользу ООО «Карелэнергоресурс». Определением Арбитражного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ произведено процессуальное правопреемство взыскателя на АО «ТНС энерго Карелия».
Согласно копии записи акта о регистрации смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса Калевальского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело к имуществу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Согласно сведениям ОГИБДД ОМВД России, ГИМС и Ростехнадзор от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных транспортных средств, маломерных судов за ФИО1 не имеется.
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно справке о регистрации по указанному адресу, выданной ООО «Исток» от ДД.ММ.ГГГГ №, на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована одна.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и в случае, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из указанных норм, само по себе отсутствие наследственного дела не свидетельствует об отсутствии у должника наследников, фактически принявших наследство, а также наследственного имущества, перешедшего в фактическое владение наследников.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ судебным приставом-исполнителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что после смерти должника отсутствуют наследники, фактически принявшие наследство, что свидетельствовало бы об утрате возможности исполнения требований исполнительного документа.
Исходя из положений статьи 52 Закона об исполнительном производстве в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Учитывая вышеизложенное, оснований для прекращения исполнительного производства в связи со смертью должника не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 439 и 440 ГПК РФ, суд
определил:
в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по <адрес> о прекращении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО1 - отказать.
На определение суда в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья В.П. Исакова