УИД 36RS0024-01-2021-000395-23
производство №2а-222/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
при секретаре Рыжковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Воронежской области к Константинову Сергею Михайловичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с иском к административному ответчику Константинову С.М. и просит взыскать с него задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26545руб., задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 в сумме 5840рублей, а всего взыскать 32385р.
Требования мотивированы тем, что Константинов С.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 28.04.2005 по 23.09.2020, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов. Константинов С.М. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.09.2020, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018год. Требование об уплате страховых взносов было направлено должнику. Однако, до настоящего времени обязанность по уплате задолженности по страховым взносам должником не исполнена ни в установленный законом срок, ни в срок, указанный в требовании (л.д.9-12).
Административным истцом также заявлены требования о восстановлении процессуального срока на взыскание сумм взносов и пени, которое мотивировано со ссылкой на положения ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, указывая, что обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Заявитель указывает, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание неуплаченных сумм налога и пени – подано заявление о вынесении судебного приказа, подано административное исковое заявление в суд.
В связи с большим количеством налогоплательщиком направить заявление о вынесении судебного приказа в установленный срок не представилось возможным.
В силу изложенного административный истец считает, что срок обращения в суд с требованиями к Константинову С.М. пропущен по уважительной причине (л.д.13-14).
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представить административного истца направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с нормами КАС РФ, судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Согласно частей 1, 3 и 4 статьи 96 КАС РФ, в соответствии с положениями которых, если иное не предусмотрено данным Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (предложение первое части 1); лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3); судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем; в случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы (часть 4).
Согласно административного искового заявления, материалов дела, ответчик Константинов С.М. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>. Этот же адрес является местом его регистрации по месту жительства, что подтверждается сведениями, представленными из ОАСБ УМВД ГУ МВД России по Воронежской области.
Дело первоначально назначалось к рассмотрению на 12.07.2021 в 09-00ч. О явке к указанной дате в Нововоронежский городской суд Константинов С.М. извещался надлежащим образом судебным извещением, направленным заказной почтовой корреспонденцией по этому адресу. Судебное извещение было возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».
О явке в суд в настоящее судебное заседание Константинов С.М. также извещался надлежащим образом судебным извещением, направленным заказной почтовой корреспонденцией по этому адресу. Судебное извещение было возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».
Таким образом, Константинов С.М., имея место регистрации по адресу <адрес>, ни одно судебное извещение не получил. Судом были предприняты необходимые меры по надлежащему уведомлению административного ответчика о времени и месте рассмотрения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации ответчика корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несет Константинов С.М.
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Судом были предприняты необходимые меры по надлежащему уведомлению ответчика о времени и месте рассмотрения. И суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о слушании дела и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям главы 34 «Страховые взносы» Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 2 пункт 1 ст.419 НК РФ).
В силу положений ст.420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 НК РФ, согласно п.1 которой индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а именно:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С 01 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из материалов дела следует, что в период с 28.04.2005 по 23.09.2020 Константинов С.М. являлся индивидуальным предпринимателем (л.д.35-47), в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2018 год Константинову С.М. налоговым органом 12.02.2019 направлено требование №31005 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, согласно которому Константинову С.М. предлагалось до 07 марта 2019 года уплатить страховые взносы за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545 рублей и страховые взносы за 2018 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5840 рублей (л.д.24).
Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов Константиновым С.М. не исполнено.
Судом установлено, что налоговым органом суммы страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование за 2018 год исчислены правильно. Возражений в отношении такого расчета ответчиком не представлено.
В соответствии с положениями ст.45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога (взноса) в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктами 2 и 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срока для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Таким образом, для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу, следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Согласно положениям ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи ( указанный абзац ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, которая начала действовать с 23.12.2020).
До указанной даты 23.12.2020 эта норма действовала в редакции: Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Фактически требование налоговым органом формировалось, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000р.
Также согласно положениям ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано судом выше, Требованием об уплате платежей налоговый орган указал о необходимости уплаты суммы задолженности не позднее 07.03.2019.
Установив, что Константинов С.М. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате сумм страховых взносов и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в выдаче которого судебным определением от 26.02.2021 было отказано в связи с пропуском срока обращения с требованиями в суд (л.д.25).
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 15.04.2021 (л.д.8), то есть в пределах шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Как указано судом выше, по Требованию №31005 от 12.02.2019 установленный налоговым органом срок уплаты был определен датой 07.03.2019. Срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного при каза, установленный ст.48 НК РФ, 6 месяцев – истек 07.09.2019. Фактическое обращение налогового органа в суд последовало с заявлением о выдаче судебного приказа в феврале 2021, то есть за пределами срока.
Определением мирового судьи судебного участка №1 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 26.02.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Константинова С.М. задолженности по налоговому требованию от 12.02.2019 №31005 ввиду пропуска срока обращения с заявлением в суд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области в суд с настоящим заявлением о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности, с ходатайством о восстановлении срока обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом случае мировой судья, руководствуясь ст. 123.4 КАС РФ, отказал в принятии заявления налогового органа о взыскании с Константинова С.М. задолженности по налоговому требованию от 12.02.2019 №31005, ввиду подачи данного заявления по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате взносов.
При таких обстоятельствах, на дату обращения февраль 2021 к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки и пеней с Константинова С.М., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и при отсутствии доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения с требованиями в суд.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа в установленный законом срок не приведено. Большой объем налогоплательщиком не может быть признан уважительной причиной пропуска срока обращения с требованиями в судебном порядке. При этом суд учитывает временной промежуток между истечением установленного законом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и датой обращения налогового органа в суд, который составил почти полтора года.
И суд принимает решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Воронежской области о взыскании с Константинова Сергея Михайловича задолженности по страховым взносам за 2018 год отказать.
Согласно ст.298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
.
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2021
УИД 36RS0024-01-2021-000395-23
производство №2а-222/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
при секретаре Рыжковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Воронежской области к Константинову Сергею Михайловичу о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области обратилась в суд с иском к административному ответчику Константинову С.М. и просит взыскать с него задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26545руб., задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 в сумме 5840рублей, а всего взыскать 32385р.
Требования мотивированы тем, что Константинов С.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 28.04.2005 по 23.09.2020, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов. Константинов С.М. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.09.2020, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018год. Требование об уплате страховых взносов было направлено должнику. Однако, до настоящего времени обязанность по уплате задолженности по страховым взносам должником не исполнена ни в установленный законом срок, ни в срок, указанный в требовании (л.д.9-12).
Административным истцом также заявлены требования о восстановлении процессуального срока на взыскание сумм взносов и пени, которое мотивировано со ссылкой на положения ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, указывая, что обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Заявитель указывает, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание неуплаченных сумм налога и пени – подано заявление о вынесении судебного приказа, подано административное исковое заявление в суд.
В связи с большим количеством налогоплательщиком направить заявление о вынесении судебного приказа в установленный срок не представилось возможным.
В силу изложенного административный истец считает, что срок обращения в суд с требованиями к Константинову С.М. пропущен по уважительной причине (л.д.13-14).
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представить административного истца направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с нормами КАС РФ, судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Согласно частей 1, 3 и 4 статьи 96 КАС РФ, в соответствии с положениями которых, если иное не предусмотрено данным Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (предложение первое части 1); лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3); судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем; в случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы (часть 4).
Согласно административного искового заявления, материалов дела, ответчик Константинов С.М. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>. Этот же адрес является местом его регистрации по месту жительства, что подтверждается сведениями, представленными из ОАСБ УМВД ГУ МВД России по Воронежской области.
Дело первоначально назначалось к рассмотрению на 12.07.2021 в 09-00ч. О явке к указанной дате в Нововоронежский городской суд Константинов С.М. извещался надлежащим образом судебным извещением, направленным заказной почтовой корреспонденцией по этому адресу. Судебное извещение было возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».
О явке в суд в настоящее судебное заседание Константинов С.М. также извещался надлежащим образом судебным извещением, направленным заказной почтовой корреспонденцией по этому адресу. Судебное извещение было возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».
Таким образом, Константинов С.М., имея место регистрации по адресу <адрес>, ни одно судебное извещение не получил. Судом были предприняты необходимые меры по надлежащему уведомлению административного ответчика о времени и месте рассмотрения. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации ответчика корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несет Константинов С.М.
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Судом были предприняты необходимые меры по надлежащему уведомлению ответчика о времени и месте рассмотрения. И суд считает ответчика надлежащим образом извещенным о слушании дела и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям главы 34 «Страховые взносы» Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 2 пункт 1 ст.419 НК РФ).
В силу положений ст.420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 НК РФ, согласно п.1 которой индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а именно:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С 01 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из материалов дела следует, что в период с 28.04.2005 по 23.09.2020 Константинов С.М. являлся индивидуальным предпринимателем (л.д.35-47), в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2018 год Константинову С.М. налоговым органом 12.02.2019 направлено требование №31005 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, согласно которому Константинову С.М. предлагалось до 07 марта 2019 года уплатить страховые взносы за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545 рублей и страховые взносы за 2018 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5840 рублей (л.д.24).
Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов Константиновым С.М. не исполнено.
Судом установлено, что налоговым органом суммы страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование за 2018 год исчислены правильно. Возражений в отношении такого расчета ответчиком не представлено.
В соответствии с положениями ст.45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога (взноса) в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктами 2 и 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срока для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Таким образом, для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу, следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Согласно положениям ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи ( указанный абзац ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, которая начала действовать с 23.12.2020).
До указанной даты 23.12.2020 эта норма действовала в редакции: Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Фактически требование налоговым органом формировалось, обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа осуществлялось при действующей в тот период времени редакции закона, устанавливающей достижение общей суммы задолженности в целях обращения с заявлением о взыскании сумм в суд свыше 3000р.
Также согласно положениям ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано судом выше, Требованием об уплате платежей налоговый орган указал о необходимости уплаты суммы задолженности не позднее 07.03.2019.
Установив, что Константинов С.М. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате сумм страховых взносов и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в выдаче которого судебным определением от 26.02.2021 было отказано в связи с пропуском срока обращения с требованиями в суд (л.д.25).
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 15.04.2021 (л.д.8), то есть в пределах шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Как указано судом выше, по Требованию №31005 от 12.02.2019 установленный налоговым органом срок уплаты был определен датой 07.03.2019. Срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного при каза, установленный ст.48 НК РФ, 6 месяцев – истек 07.09.2019. Фактическое обращение налогового органа в суд последовало с заявлением о выдаче судебного приказа в феврале 2021, то есть за пределами срока.
Определением мирового судьи судебного участка №1 в Нововоронежском судебном районе Воронежской области от 26.02.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Константинова С.М. задолженности по налоговому требованию от 12.02.2019 №31005 ввиду пропуска срока обращения с заявлением в суд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области в суд с настоящим заявлением о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности, с ходатайством о восстановлении срока обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом случае мировой судья, руководствуясь ст. 123.4 КАС РФ, отказал в принятии заявления налогового органа о взыскании с Константинова С.М. задолженности по налоговому требованию от 12.02.2019 №31005, ввиду подачи данного заявления по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате взносов.
При таких обстоятельствах, на дату обращения февраль 2021 к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки и пеней с Константинова С.М., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и при отсутствии доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения с требованиями в суд.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа в установленный законом срок не приведено. Большой объем налогоплательщиком не может быть признан уважительной причиной пропуска срока обращения с требованиями в судебном порядке. При этом суд учитывает временной промежуток между истечением установленного законом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и датой обращения налогового органа в суд, который составил почти полтора года.
И суд принимает решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Воронежской области о взыскании с Константинова Сергея Михайловича задолженности по страховым взносам за 2018 год отказать.
Согласно ст.298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
.
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2021