Решение по делу № 33а-14965/2019 от 23.10.2019

УИД 34RS0006-01-2019-002396-36№ 2а-1774/2019

Судья Матюхина О.В. № 33а-14965/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 ноября 2019 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.,

при секретаре Тороповой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юзяк А.В., Скворцова Д.В., Нестеровой В.С. к администрации г.Волгограда о признании постановления Главы Волгограда от 17 апреля 2019 года №117-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» незаконным,

по апелляционной жалобе департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда

на решение Советского районного суда г.Волгограда от 13 августа 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Юзяк А.В., Скворцова Д.В., Нестеровой В.С. к администрации г. Волгограда о признании постановления Главы Волгограда от 17 апреля 2019 года №117-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» незаконным – оказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юзяк А.В., Скворцов Д.В. и Нестерова В.С. обратились в суд с иском указывая, что письмом от 11 марта 2019 года №21-15/5226 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой провести мероприятия по изменению зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д4-1) земельного участка с кадастровым № <...> площадью 129 333кв.м. <адрес>

Постановлением Главы Волгограда от 17 апреля 2019 года №117-п, с 18 апреля по 19 июня 2019 года назначены общественные обсуждения по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года №5/515 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», - об изменении территориальной зоны территории, включающей земельный участок с кадастровым № <...> площадью 129 333кв. м. <адрес>, с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д4-1), установив границы указанных территориальных зон в соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект).

Административные истцы полагали, что вышеуказанное постановление вынесено с нарушением требований закона, в обоснование чего указали, что процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 3 1 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ). В соответствии с ч. 11 ст. 31 ГрК РФ, глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Из постановления от 17 апреля 2019 года усматривается, что проект о внесении изменения в Правила землепользования и застройки городского округа города-героя Волгограда представлен комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа города-героя Волгограда 28 марта 2019 года, тогда как оспариваемое постановление вынесено 17 апреля 2019 года (т.е. через 20 дней). Таким образом, главой муниципального образования нарушен срок принятия решения о проведении общественных обсуждений, что повлекло за собой нарушение порядка проведения общественных обсуждений.

Кроме того, постановление от 17 апреля 2019 года №117-п подписано заместителем главы Волгограда В.П. Сидоренко. В соответствии с постановлением Главы Волгограда от 16 октября 2018 года №20-п «О распределении обязанностей в администрации Волгограда», заместитель главы Волгограда Сидоренко В.П. не является исполняющим обязанностей главы Волгограда на время отсутствие Главы Волгограда. Так, согласно части 5 указанной нормы решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 ГрК РФ).

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм материального права, принятие решения о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки является исключительным полномочием Главы города Волгограда.

Сославшись на указанные обстоятельства, административные истцы просили признать незаконным и отменить постановление Главы Волгограда от 17 апреля 2019 года №117-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, не оспаривая существо принятого решения об отказе в удовлетворении административного иска, просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о том, что судом установлен факт наличия нарушений главой муниципального образования срока принятия решения о проведении общественных обсуждений, а также передачи полномочий подписания оспариваемого постановления.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель административных истцов Земляков И.М. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Дроздова А.Ю., представителя администрации Волгограда Казанкову Д.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административных истцов Землякова И.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1, 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Разрешая заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что главой муниципального образования нарушен срок принятия решения о проведении общественных обсуждений и без законных на то оснований произведена передача полномочий по подписанию оспариваемого постановления. Полагая, что данные нарушения существенными не являются и не повлекли за собой нарушения прав и охраняемых интересов административных истцов, в удовлетворении административного иска отказал.

Судебная коллегия считает, что содержащийся в мотивировочной части решения вывод о том, что главой муниципального образования нарушен срок принятия решения о проведении общественных обсуждений и без законных на то оснований произведена передача полномочий по подписанию оспариваемого постановления не соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежит исключению из решения суда и на основании п.3 ч.2 ст.310 КАС РФ оно подлежит изменению. По существу решение об отказе в удовлетворении административного иска является правильным.

Как указано в статьях 1,3,4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 8 ГрК РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится утверждение правил землепользования и застройки территории муниципальных образований.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, утверждение Правил землепользования и застройки муниципального образования, является вопросом местного значения городского округа город - герой Волгоград.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 31 - 33 ГрК РФ, главой 5 раздела 1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года № 5/115 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград».

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам при внесении изменений в Правила землепользования и застройки необходимо выяснить мнение населения по представленному проекту изменений в Правила землепользования и застройки

Согласно части 1 статьи 5.1 ГрК РФ, пункту «в» статьи 16 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, принятым решением Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2007 года № 41/1011 «О принятии Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные Правила землепользования и застройки, выявление мнения населения проводится в форме общественных обсуждений.

В соответствии с частью 6 статьи 31 ГрК РФ вопросы о внесении изменений в Правила землепользования по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) рассматривает комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - Комиссия).

Указанная комиссия организует подготовку проекта правил землепользования и застройки и внесение в них изменений. По результатам рассмотрения предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, осуществляет подготовку заключения, в котором содержится рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, на основании обращений Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 11 марта 2019 года № 21-15/5226 и от 13 марта 2019 года № 21-15/5407 подготовлены заключения Комиссии по подготовке проекта правил и землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград от 28 марта 2019 года и издано постановление администрации Волгограда №422 от 12 апреля 2019 года «О подготовке проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград».

В соответствие с частью 9 статьи 9 ГрК РФ, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Соблюдение вышеуказанного требования осуществлено администрацией Волгограда путем подготовки заключения от 15 апреля 2019 года № 05-и/1408.

В соответствии с частью 10 статьи 31 ГрК РФ, по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Согласно части 11 статьи 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

С учетом положительного заключения администрации Волгограда по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград от 15 апреля 2019 года № 05-и/1408 постановлением главы администрации от 17 апреля 2019 года №117-п назначены общественные обсуждения по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 года №5/115 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Волгограда» в части изменения территориальной зоны, включающей земельный участок <адрес> с кадастровым № <...>, площадью 129333кв.м., с общественно-деловой зоны специализированных объектов научного и учебного назначения (Д 4-3) на общественно-деловую зону специализированных объектов здравоохранения и социальной защиты (Д 4-1), с установлением границ указанных территориальных зон в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст.30 ГрК РФ.

Таким образом, обжалуемое постановление, которым оформлено решение о проведении общественных обсуждений вынесено в течение трех дней с момента утверждения положительного заключения по проекту внесений изменений в Правила землепользования и застройки Волгограда, в связи с чем, оснований для вывода о нарушении административным ответчиком положений части 11 статьи 31 ГрК РФ о сроке принятия оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.

Судебная коллегия также соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что постановление главы администрации от 17 апреля 2019 года №117-п подписано уполномоченным на то лицом – заместителем главы Волгограда В.П. Сидоренко.

В соответствии с частью 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 7 Устава города-героя Волгограда.

Глава Волгограда, в соответствии с полномочиями главы муниципального образования, издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты Волгограда, (пункт 4 части 1 статьи 36 Устава Волгограда), принимает решение о назначении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности, в том числе по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим изменения в них (пункт 23 части 1 статьи 36 Устава Волгограда), вправе делегировать заместителям главы Волгограда, руководителю аппарата главы Волгограда исполнение отдельных полномочий, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции главы Волгограда ( пункт 19 части 1 статьи 36 Устава Волгограда).

Полномочия по принятию решения о назначении общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки (внесение изменений в правила) Уставом Волгограда, Законом 131-ФЗ, другими федеральными законами к исключительным полномочиям главы города Волгограда не отнесены.

Заместитель главы Волгограда Сидоренко В.П. разделом 4 постановления главы Волгограда № 20-П от 16 октября 2018 года «О распределении обязанностей в администрации Волгограда» уполномочен на подписание постановлений главы Волгограда о назначении и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.

Таким образом, передача полномочий по подписанию оспариваемого постановления осуществлена на законных основаниях, вывод суда об обратном, не соответствует обстоятельствам административного дела.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба департамента по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда подлежит удовлетворению.

Анализ оспариваемого постановления позволяет судебной коллеги прийти к выводу о том, что оно принято без нарушения требований закона и не может нарушать прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку обжалуемое постановление является муниципальным правовым актом исключительно организационного характера, направленным на обеспечение процедуры проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности. Последние к тому же, как того требуют положения пунктов 11,9 статьи 226 КАС РФ, не представили доказательств нарушения своих прав оспариваемым постановлением.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку таких обстоятельств по делу не установлено, решение суда об отказе в удовлетворении иска по существу является правильным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Волгограда от 13 августа 2019 года изменить.

Исключить из мотивировочной части решения суда вывод об установлении судом факта наличия нарушений главой муниципального образования срока принятия решения о проведении общественных обсуждений, а также передачи полномочий подписания оспариваемого постановления.

В остальной части решение Советского районного суда г. Волгограда от 13 августа 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий судья

Судьи:

33а-14965/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Юзяк Андрей Валерьевич
Скворцов Денис Валерьевич
Нестерова Виктория Сергеевна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Балашова Инна Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2019Передано в экспедицию
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее