Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Долгополовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в интересах неопределенного круга потребителей к Акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области с учетом последующего уточнения исковых требований обратилось в суд с иском к АО «Коммунальные системы БАМа» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей - жителей п. Огорон Зейского района по предоставлению коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, не соответствующего требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества жителям п.Огорон Зейского района Амурской области не соответствующей нормам и правилам путем обеспечения соответствия качества холодного водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в обоснование требований указав, что на основании обращения граждан п. Огорон Зейского района Амурской области по факту не соответствующего санитарным требованиям качества питьевой воды, в отношении ОАО «Коммунальные системы БАМа» территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах проведено административное расследование. В рамках административного расследования проведено исследование питьевой холодной воды из разводящей сети и на вводе в жилой многоквартирный дом на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Согласно экспертного заключения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба воды питьевой холодной (централизованное водоснабжение, распределительная сеть), точка отбора – из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 2,26 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 31 мг/л при норме не более 20 мг/л; проба воды питьевой холодной (централизованное водоснабжение, распределительная сеть), точка отбора - из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 2,3 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 25 мг/л при норме - не более 20 мг/л; проба воды питьевой холодной из резервуара (до подачи в сеть), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателяям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 600 – 3 балла при норме не более 2 баллов; по привкусу - 3 балла, при норме не более 2 баллов; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной из источника (скважины <Номер обезличен>), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 600 - 3 балла при норме не более 2 баллов; по железу - 1,1 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 2,3 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной из источника (скважины <Номер обезличен>), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 5,0 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 35 мг/л, при норме не более 20 мг/л; общие колиформные бактерии (ОКБ) - 5, при норме - отсутствие; термотолерантные колиформные бактерии - 5, при норме - отсутствие. Постановлением Зейского районного суда по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, юридическое лицо ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5. КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен> со сроком исполнения до 02 февраля 2015 года. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 05 февраля 2015 года по 05 марта 2015 года проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания <Номер обезличен>. Согласно информации об исполнении предписания <Номер обезличен>, предоставленной генеральным директором ОАО «Коммунальные системы БАМа» А.В. Толкачевым, поступившей в территориальный отдел <Дата обезличена>, в <адрес> <Дата обезличена> произведено хлорирование хлорной известью скважин <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и резервуаров чистой воды. Для улучшения работы установки обезжелезивания <Дата обезличена> установлен насос ЭЦВ 8-16-180 в скважине <Номер обезличен>. В настоящее время качество питьевой холодной воды в контрольных точках соответствует требованиям СанПиН 2.<Дата обезличена>-01. В рамках проверки проведено исследование питьевой холодной воды из скважины <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, из нагорных резервуаров (сообщающихся), после очистки до сети, из распределительной сети на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Согласно экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы от <Дата обезличена> <Номер обезличен> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба воды питьевой холодной (источник), отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на скважине <Номер обезличен>, по адресу: <адрес>, участок ТВС не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,07 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 2,9 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (источник), отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, на скважине <Номер обезличен>, по адресу: <адрес>, участок ТВС не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 2,3 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; мутности - более 2,7 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (до сети), точка отбора – из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в нагорных резервуарах (два резервуара чистой воды, сообщающихся между собой) по адресу: <адрес>, участок ТВС, не соответствует по санитарно- химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 0,66 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; проба воды питьевой холодной (распределительная сеть), точка отбора - из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,9 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 7,3мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (на вводе в дом), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> (ТК <Номер обезличен>, на вводе в дом) не соответствует по санитарно- химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.<Дата обезличена> – 01 по: железу - 1,09 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 2,5 мг/л при норме не более 1,5 мг/л. Постановлением и.о. мирового судьи по Зейскому городскому судебному участку по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, юридическое лицо ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, со сроком исполнения до <Дата обезличена>. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 10 августа 2015 года по 04 сентября 2015 года проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания <Номер обезличен>. Согласно информации об исполнении предписания <Номер обезличен>, предоставленной генеральным директором ОАО «Коммунальные системы БАМа» А.В. Толкачевым, поступившей в территориальный отдел <Дата обезличена>, в <адрес> согласно плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями выполнены: промывка и хлорирование резервуаров чистой воды, промывка водоводов и магистральных сетей водоснабжения с последующим обеззараживанием. Вода в контрольных точках соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. В рамках проверки проведено исследование питьевой холодной воды из распределительной сети ОАО «Коммунальные системы БАМа», резервуара чистой воды ОАО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований от <Дата обезличена> <Номер обезличен> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба питьевой холодной воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из распределительной сети, водозабора ТК-9 ОАО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно- химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 200 - 3 балла, при норме не более 2 баллов, железу – 1,4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 8 мг/л при норме не более 2,6 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из резервуара чистой воды (РЧВ) ОАО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: мутности - 4,2 мг/л при норме не более 0,8 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из скважины <Номер обезличен> ОАО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно- химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 200 - 3 балла при норме не более 2 баллов; по железу – 0,90 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 5 мг/л при норме не более 2,6 мг/л. Постановлением мирового судьи по Зейскому районному судебному участку по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, юридическое лицо ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, со сроком исполнения до 28 сентября 2015 года. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 14 октября 2015 года по 10 ноября 2015 года проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания <Номер обезличен>. Согласно акта от <Дата обезличена>, представленного ОАО «Коммунальные системы БАМа», с 31 августа 2015 года по 04 сентября 2015 года была проведена промывка и хлорирование резервуаров чистой воды и водопроводов. В рамках проверки проведено исследование питьевой холодной воды из распределительной сети АО «Коммунальные системы БАМа», нагорного резервуара (до сети) АО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований от <Дата обезличена> <Номер обезличен> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба питьевой холодной воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,6 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 5,2 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из нагорного резервуара (до сети) АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: по железу - 1,5 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 5 мг/л при норме не более 2,6 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из распределительной сети АО «Коммунальные системы БАМа» до ввода в жилой <адрес> (ТК <Номер обезличен>) по адресу: <адрес> не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: по железу - 4 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 28 мг/л, при норме не более 2,6 мг/л. Не соответствие питьевой холодной воды, поставляемой потребителям <адрес> СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», является нарушением ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Ресурсоснабжающей организацией по поставке услуги водоснабжения населению <адрес> является АО «Коммунальные системы БАМа», в собственности которого находится насосная станция, где расположены скважины и установка водоподготовки, а также сети водоснабжения. Водоснабжение п. Огорон Зейского района осуществляется из скважин <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, расположенных в павильоне насосной станции <адрес>. Вместе с тем, ресурсоснабжающая организация АО «Коммунальные системы БАМа» не приняло мер по предоставлению холодного водоснабжения жителям <адрес> в соответствии с установленными требованиями.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
Представитель ответчика - АО «Коммунальные системы БАМа» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в его отсутствие. Из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, просит в их удовлетворении отказать, поскольку АО «Коммунальные системы БАМа» предпринимает все зависящие от него меры по приведению качества воды в соответствие с требованиями, а администрация Огоронского сельсовета не исполняет свои обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с положениями которых органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, организовать в границах поселения водоснабжение населения, участвовать в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий, находящихся на территории поселения. ОАО "Коммунальные системы БАМа" в адрес главы администрации п.Огорон в 2011 и в 2012 году направляло письма о приобретении станции обезжелезивания на систему водоснабжения п.Огорон. Администрацией Зейского района была утверждена программа мероприятий по приобретению станции на 2013 год, был заключен муниципальный контракт на приобретение станции. 20 января 2014 года завершены работы по монтажу и пусконаладочные работы станции очистки питьевой воды в п.Огорон Зейского района, в связи с чем вода, проходя через указанную станцию, очищается и уже после идет в дома потребителей соответствующего качества.
Представитель третьего лица - администрации Огоронского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленного отзыва на иск, полагает требования подлежащими удовлетворению, указав, что единственным поставщиком услуг в области ЖКХ на территории Огоронского сельсовета является АО «Коммунальные системы БАМа», которым, несмотря на неоднократные жалобы жильцов п. Огорон, не приняты должные меры по приведению качества холодной питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Для улучшения качества питьевой воды администрацией Зейского района была приобретена станция обезжелезивания для нужд населения п. Огорон. Обслуживанием указанной станции с момента ее установки занимается АО «Коммунальные системы БАМа», поскольку она была установлена в павильоне водонасосной станции, принадлежащей ресурсоснабжающей организации. Однако установка указанной станции не привела к улучшению качества питьевой воды, поскольку ее мощность не соответствует мощности производительности насосов, параметры станции изначально не были согласованы. В результате часть питьевой воды доходит до населения, минуя станцию обезжелезивания, и не соответствует качеству, вода, которая проходит через станцию, соответствует установленным требованиям.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В силу ст.40 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей", федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02 мая 2012 года № 412, Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 ода № 752, на территории Амурской области государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.
В соответствии с пп.7 п.4 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Амурской области обратилось в суд с иском к АО «Коммунальные системы БАМа» о защите прав неопределенного круга потребителей - жителей п.Огорон Зейского района Амурской области, который не может быть определен точно, так как в силу требований ст. 1, 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25 июля 1993 года, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, жилые помещения ежедневно отчуждаются путем купли-продажи, дарения, по праву наследства, сдаются собственниками по договору найма и нанимателями по договору поднайма и другими способами. В связи с рождением, смертью, изменением семейного положения изменяется круг лиц, в отношении которых поставлен вопрос о защите их прав, следовательно, в силу различных причин, в том числе, в связи с установленной законом свободой передвижения, конкретные лица, проживающие в жилых многоквартирных домах п.Огорон, не могут быть определены.
Таким образом, обращение с данным исковым заявлением в суд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области законно и обоснованно.
В судебном заседании установлено, что ресурсоснабжающей организацией в п. Огорон Зейского района Амурской области является АО «Коммунальные системы БАМа», холодная питьевая вода для нужд потребителей - жильцов жилых домов п. Огорон Зейского района Амурской области в период с октября 2014 года до настоящего времени предоставляется ненадлежащего качества.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
Согласно ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, регулирующими отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающими их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяющими основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирующими вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Указанными Правилами установлено, что исполнителем применительно к потреблению коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - ресурсоснабжающая организация.
Согласно п. 4 указанных Правил в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, в том числе, входит холодное водоснабжение - то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с п. 31 Правил, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Отношения между абонентами (заказчиками) и гарантирующими организациями в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года, согласно положениям которого под абонентом для целей названного закона понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Нормы Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также обязывают абонента своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и гарантирующую организацию: обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации Огоронского сельсовета Зейского района Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, единственным поставщиком услуг тепло-, водоснабжения на территории Огоронского сельсовета является АО «Коммунальные системы БАМа», в собственности которого находятся все объекты ЖКХ, расположенные на территории Огоронского сельсовета.
Согласно п.6.2. Устава АО «Коммунальные системы БАМа», Общество имеет филиалы, в том числе Участок ТВС п.Огорон, Зейского района, Амурской области.
АО «Коммунальные системы БАМа» осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения в п. Огорон Зейского района, а также осуществляет поставку холодной питьевой воды населению, что подтверждается представленными документами, в том числе: схемой водоснабжения холодной питьевой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения, картой существующих сетей и сооружений системы водоснабжения, оборотно- сальдовой ведомостью по домам, из которой следует, что АО «Коммунальные системы БАМа» осуществляют начисление платы за холодное водоснабжение населению п. Огорон Зейского района, счетами- извещениями, направляемыми населению.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, собственником насосной станции, здания насосной станции над артскважиной <Номер обезличен>, здание над артскважиной <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по адресу: Амурская область, Зейский район, п. Огорон, является ОАО «Коммунальные системы БАМа».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <Дата обезличена> <Номер обезличен> собственником сетей водоснабжения, нагорных резервуаров по адресу: Амурская область, Зейский район, п. Огорон, является ОАО «Коммунальные системы БАМа».
Таким образом, исполнителем услуги по холодному водоснабжению по отношению к потребителям – жильцам жилых домов п.Огорон, Зейского района, Амурской области является АО «Коммунальные системы БАМа», поскольку поставляет холодную питьевую воду на возмездной основе потребителям в управляемые им жилые дома, следовательно, данный ответчик является надлежащим по данному иску.
Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Как следует из представленных доказательств, в октябре 2014 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах поступило обращение жителей п. Огорон Зейского района Амурской области по факту не соответствующего санитарным требованиям качества питьевой воды. В отношении ОАО «Коммунальные системы БАМа» территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах проведено административное расследование, в рамках которого исследовалась питьевая холодная воды из разводящей сети и в жилом многоквартирном доме на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Согласно экспертного заключения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба воды питьевой холодной (централизованное водоснабжение, распределительная сеть), точка отбора - из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по химическому составу и органолептическим свойствам СанПиН 2.1.4.1074-01 по: железу - 2,26+-4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 31 мг/л при норме не более 20 мг/л; проба воды питьевой холодной (централизованное водоснабжение, распределительная сеть), точка отбора - из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по химическому составу и органолептическим свойствам СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 2,3+-4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 25 мг/л при норме - не более 20 мг/л; проба воды питьевой холодной из резервуара (до подачи в сеть), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по органолептическим свойствам СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 600 – 3 балла при норме не более 2 баллов; по привкусу - 3 балла, при норме не более 2 баллов; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной из источника (скважины <Номер обезличен>), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по химическому составу и органолептическим свойствам СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: запаху при 600 - 3 балла при норме не более 2 баллов; по железу - 1,1 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 2,3+-0,6 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной из источника (скважины <Номер обезличен>), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес>, не соответствует по микробиологическим показателям, по химическому составу и органолептическим свойствам СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 5,0+-0,9 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 4,64 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; по цветности - 35+-7 мг/л, при норме не более 20 мг/л; общие колиформные бактерии (ОКБ) - 5, при норме - отсутствие; термотолерантные колиформные бактерии - 5, при норме - отсутствие.
Постановлением Зейского районного суда от <Дата обезличена>, ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5. КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах ОАО "Коммунальные системы БАМа" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен> со сроком исполнения до 02 февраля 2015 года.
Согласно информации об исполнении предписания <Номер обезличен>, предоставленной ОАО «Коммунальные системы БАМа», поступившей в территориальный отдел 02 февраля 2015 года, в п. Огорон <Дата обезличена> произведено хлорирование хлорной известью скважин <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и резервуаров чистой воды. Для улучшения работы установки обезжелезивания <Дата обезличена> установлен насос <данные изъяты> в скважине <Номер обезличен>. В настоящее время качество питьевой холодной воды в контрольных точках соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В рамках проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 05 февраля 2015 года по 05 марта 2015 года проверки по исполнению предписания <Номер обезличен> вновь было проведено исследование питьевой холодной воды из скважины <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, из нагорных резервуаров (сообщающихся), после очистки до сети, из распределительной сети на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы от <Дата обезличена> <Номер обезличен> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах»: проба воды питьевой холодной (источник), отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на скважине <Номер обезличен>, по адресу: <адрес>, участок ТВС не соответствует по органолептическим свойствам и химическому составу СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,07 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 2,9 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (источник), отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, на скважине <Номер обезличен>, по адресу: <адрес>, участок ТВС не соответствует по органолептическим свойствам и химическому составу СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 2,3 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; мутности - более 2,7 мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (до сети), точка отбора – из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в нагорных резервуарах (два резервуара чистой воды, сообщающихся между собой) по адресу: <адрес>, участок ТВС, не соответствует по химическому составу СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 0,66 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; проба воды питьевой холодной (распределительная сеть), точка отбора - из крана внутренней водопроводной сети, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> не соответствует по по органолептическим свойствам и химическому составу СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,9 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 7,3мг/л при норме не более 1,5 мг/л; проба воды питьевой холодной (на вводе в дом), точка отбора - из крана, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> (ТК <Номер обезличен>, на вводе в дом) не соответствует по органолептическим свойствам и химическому составу СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,09 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - более 2,5 мг/л при норме не более 1,5 мг/л.
Постановлением и.о. мирового судьи по Зейскому городскому судебному участку по делу от 01 апреля 2015 года, ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах ОАО "Коммунальные системы БАМа" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, со сроком исполнения до 03 августа 2015 года.
Согласно информации об исполнении предписания <Номер обезличен>, предоставленной ОАО «Коммунальные системы БАМа» от <Дата обезличена>, в п. Огорон согласно плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями выполнены: промывка и хлорирование резервуаров чистой воды, промывка водоводов и магистральных сетей водоснабжения с последующим обеззараживанием. Вода в контрольных точках соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В ходе проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 10 августа 2015 года по 04 сентября 2015 года проверки по исполнению предписания <Номер обезличен> вновь было проведено исследование питьевой холодной воды из распределительной сети ОАО «Коммунальные системы БАМа», резервуара чистой воды ОАО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01.
Согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области»: результат лабораторных исследований пробы холодной питьевой воды, отобранной из распределительной сети, водозабора ТК-9 ОАО "Коммунальные системы БАМа" по адресу: <адрес> составил: по органолептическим показателям: запах при 200С- 3 балла, при норме не более 2 баллов, мутность - 8 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, по химическому составу: железо – 1,4+-0,4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л, что не соответствует СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Результат лабораторных исследований пробы холодной питьевой воды, отобранной из резервуара чистой воды (РЧВ) ОАО "Коммунальные системы БАМа" по адресу: <адрес> составил: по органолептическим показателям: мутность - 4,2 ЕМФ при норме не более 26 ЕМФ, что не соответствует СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Результат лабораторных исследований пробы холодной питьевой воды, отобранной из скважины <Номер обезличен> ОАО "Коммунальные системы БАМа" по адресу: <адрес> составил: по органолептическим показателям: запах при 200С- 3 балла при норме не более 2 баллов, привкус- 3 балла при норме не более 2 баллов, мутность - 5+-1ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, по химическому составу: железо – 0,90+-0,23 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л.
Постановлением мирового судьи по Зейскому районному судебному участку от <Дата обезличена>, юридическое лицо - ОАО «Коммунальные системы БАМа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах ОАО "Коммунальные системы БАМа" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, со сроком исполнения до 28 сентября 2015 года.
Согласно акта от <Дата обезличена> с 31 августа 2015 года по 04 сентября 2015 года была проведена промывка и хлорирование резервуаров чистой воды и водопроводов в п.Огорон Зейского района.
В ходе проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах с 14 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года проверки по исполнению предписания <Номер обезличен> было проведено исследование питьевой холодной воды из распределительной сети АО «Коммунальные системы БАМа», нагорного резервуара (до сети) АО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа», скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074 – 01.
Согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области»: проба питьевой холодной воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по химическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 1,6 +-0,4 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из скважины <Номер обезличен> АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по химическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: железу - 5,2+-1,3 мг/л при норме не более 0,3 мг/л; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из нагорного резервуара (до сети) АО «Коммунальные системы БАМа» по адресу: <адрес>, не соответствует по химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: по железу - 1,5+-0,4 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 5+-1 ЕМФ при норме не более 2,6 (3,5) ЕМФ; проба холодной питьевой воды, отобранная протоколом лабораторных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> из водопроводной сети АО «Коммунальные системы БАМа» до ввода в жилой <адрес> (ТК <Номер обезличен>) по адресу: <адрес> не соответствует по химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074 – 01 по: по железу - 4+-1 мг/л, при норме не более 0,3 мг/л; по мутности - 28+-6 ЕМФ, при норме не более 2,6 (3,5) ЕМФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поставляемая АО "Коммунальные системы БАМа" питьевая холодная вода потребителям п.Огорон Зейского района Амурской области не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует законодательство о защите прав потребителей, которое устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей" одним из обязательных требований к любому товару (работе, услуге) называет качество и устанавливает право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг, и обязанность продавца (исполнителя) передать покупателю товар, соответствующий качеству, которое в большинстве случаев определяется государственными стандартами.
В силу ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями), питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, исполнитель обязан, в том числе: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 33 вышеуказанных Правил, потребитель имеет право, в том числе: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24.
Согласно пунктам 1.3-1.4 Правил, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Пунктами 3.1-3.3. Правил предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением распределительную сеть. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим паразитологическим показателям.
Поскольку судом установлено, что обязанность по предоставлению питьевой холодной воды надлежащего качества лежит на ответчике, следовательно, контроль содержания качества поставляемой населению воды также является обязанностью АО «Коммунальные системы БАМа».
В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Ответчик, принявший на себя обязанности по оказанию услуг по водоснабжению, получая за оказание услуг плату, обязан соблюдать установленные требования, в том числе, к качеству поставляемой для нужд потребителей питьевой холодной воды.
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к качеству питьевой воды, какие-либо другие обстоятельства, исключающие вину Общества в предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества, в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что после подачи по водопроводным сетям, эксплуатируемым ответчиком, качество воды значительно ухудшается, подтверждено материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, в том числе представленные ответчиком, суд приходит к выводу, что доказательств того, что АО «Коммунальные системы БАМа» в период с октября 2014 года до настоящего времени предпринимались меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, предъявляемых к качеству питьевой воды, поставляемой потребителям – жильцам жилых домов п.Огорон, Зейского района, Амурской области, не представлено.
Меры, принятые ОАО «Коммунальные системы БАМа» (мероприятия по установлению станции очистки питьевой воды в п.Огорон администрацией Зейского района), суд находит недостаточными, поскольку качество поставляемой потребителям питьевой холодной воды до настоящего времени является ненадлежащим.
Учитывая, что питьевая холодная вода в нарушение санитарных норм и правил потребителям – жильцам жилых домов п.Огорон, Зейского района, Амурской области до настоящего времени поставляется ненадлежащего качества, достаточные на то меры к исполнению обязанности по предоставлению питьевой воды надлежащего качества не приняты, суд приходит к выводу об обоснованности требований Управления Роспотребнадзора по Амурской области о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей - жильцов жилых домов п.Огорон, Зейского района, Амурской области действий АО «Коммунальные системы БАМа» по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества.
Поскольку установлено, что требования п.3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» ответчиком не исполняются, сложившаяся ситуация нарушает права потребителей на здоровье в результате предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, суд полагает необходимым обязать ответчика прекратить действия по предоставлению холодной питьевой воды ненадлежащего качества путем обеспечения соответствия качества холодного водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии со ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
С учетом указанной нормы закона суд считает необходимым обязать АО «Коммунальные системы БАМа» после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 6000 рублей, поскольку истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.13 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей - жильцов жилых домов п.Огорон Зейского района Амурской области, действия Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества, не соответствующего требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Обязать Акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» прекратить противоправные действия по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества жителям п.Огорон Зейского района Амурской области, не соответствующей нормам и правилам, путем обеспечения соответствия качества холодного водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Обязать Акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» после вступления настоящего решения в законную силу довести до потребителей через средства массовой информации сведения о состоявшемся решении суда.
Взыскать с Акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей (шесть тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Клаус Н.В.
Мотивированное решение составлено 09 марта 2016 года.
Судья Клаус Н.В.