Дело № 2-77/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Игнатьевой Т.П.,
с участием зам. прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тороховой П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области о возложении обязанности оборудовать вход в здание информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Беляевская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «<данные изъяты> СОШ»), администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области о возложении обязанности оборудовать вход в здание информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации проведена проверка исполнения МКОУ «<данные изъяты> СОШ» требований законодательства в названной сфере.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ», являющееся зданием массового посещения. В нарушение требований Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при входе в здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ» не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Указанные нарушения влекут отсутствие свободного доступа к зданию образовательной организации неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) с ограниченными возможностями, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней физической нагрузки, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Просит суд возложить обязанность на администрацию Конышевского района Курской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию при входе в здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ» информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями 8.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; возложить обязанность на МКОУ «<данные изъяты> СОШ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ» информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями 8.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – МКОУ «<данные изъяты> СОШ», о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКОУ «<данные изъяты> СОШ». Заявленные исковые требования признает и не возражает против их удовлетворения.
Представитель ответчика – администрации Конышевского района Курской области, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в неявившихся участников процесса.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В соответствии с положениями п.1 ч.4 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в целях обеспечения условий доступности инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с общими положениями Устава МКОУ «<данные изъяты> СОШ» является казенным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества МКОУ «<данные изъяты> СОШ» является муниципальный район «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области. При этом функции и полномочия учредителя муниципального района «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области осуществляет администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Таким образом, именно на муниципальном районе «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области лежит обязанность по финансированию образовательного учреждения.
На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений: безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений закреплены в «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр (ред. от 10.02.2017) (далее – Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступивший в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года.
Согласно п. 8.1.6 Свода правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и тп.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, не отрицалось сторонами, в здании, относящемся к категории зданий учреждений социального назначения, по адресу: <адрес>, располагается МКОУ «<данные изъяты> СОШ», и на входе в него отсутствует информационная тактильная либо тактильно-звуковая мнемосхема.
Таким образом, судом установлено, что указанное выше административное здание не находится в собственности образовательного учреждения, но фактически используется им для осуществления образовательной деятельности. При входе в указанное выше здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ» не установлены информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы.
Доказательств того, что в МКОУ «<данные изъяты> СОШ» в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, стороной ответчика представлено не было.
В образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что денежные средства на установку информационной мнемосхемы образовательному учреждению выделены. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что не соответствует социальной политике государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) у входа в здание МКОУ «<данные изъяты> СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
В соответствии с ч.4 ст.169 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ проект бюджета муниципального района составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судом установлено и из материалов дела следует, что образовательное учреждение собственных средств на оборудование входа в здание МКОУ «Беляевская СОШ» мнемосхемой не имеет, что подтверждается материалами дела.
Обязательства по финансированию данного мероприятия являются расходным обязательством органа местного самоуправления. Выделение денежных средств производится в рамках бюджетного процесса и осуществляется непосредственно учредителем образовательного учреждения – администрацией муниципального района «<данные изъяты> район», в связи с чем, и обязанность финансирования мероприятия по установлению информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы должна быть возложена на него.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленных в обоснование исковых требований.
Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства подлежат устранению административными ответчиками в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из особенностей формирования бюджета муниципального района «<данные изъяты> район» с учетом мнения прокурора, суд полагает необходимым установить шестимесячный срок для исполнения решения, исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, который будет достаточным для осуществления финансирования проведения мероприятия по оборудованию информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой входа в здание образовательного учреждения.
При этом представителем ответчика не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░