Дело № 2а-190/2020 (10RS0005-01-2020-000041-10)
Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Орсичеву Вадиму Владимировичу о взыскании недоимки по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени за несвоевременную уплату налогов,
у с т а н о в и л:
15 января 2020 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК в порядке ст. 286 КАС РФ обратилась в суд с названным административным иском к Орсичеву В.В., мотивируя требования тем, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства: легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №; грузовой автомобиль (фургон) <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Орсичев В.В. также является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как за ним зарегистрировано недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>. По месту жительства административного ответчика заказными письмами были направлены налоговые уведомления № от 12 апреля 2015 года, № от 05 августа 2016 года, № от 09 сентября 2017 года, № № от 24 июня 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В сроки, установленные законодательством и налоговых уведомлениях, и в полном объеме оплата от налогоплательщика не поступила. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате указанных налогов в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ Орсичеву В.В. были направлены требования № 4260 от 09 ноября 2017 года, № 10248 от 22 июня 2018 года и № 747 от 28 января 2019 года об уплате налогов и пени. Задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год составила 6700 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2017 года - 905 рублей 88 копеек, по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год - 135 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы - 12 рублей 42 копейки. Межрайонная ИФНС России № 1 по РК просит суд взыскать с Орсичева В.В. задолженность по указанным выше налогам и пени в общей сумме 7753 рубля 30 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Административный ответчик Орсичев В.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном письменном заявлении исковые требования признал в полном объеме.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 года), лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению. Отказ в силу личного волеизъявления от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении и явки в судебное заседание является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6 КАС РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в гор. Риме 04 ноября 1950 года), суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Изучив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, материалы приказного производства № №, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст. 357 НК РФ. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Исполнение налоговой обязанности обеспечивается пенями (ст. 75 НК РФ).
Из ч. 1 ст. 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В силу ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 НК РФ).
Единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации устанавливают утвержденные приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. 2 указанных Правил регистрацию транспортных средств производят непосредственно регистрационные подразделения Госавтоинспекции (Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России).
В силу ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Частями 1-5 ст. 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что за Орсичевым В.В. в 2014 году было зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 135 л.с.; в 2015 году было зарегистрировано транспортное средство - легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 79 л.с.
Кроме того, Орсичев В.В. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Указанные выше обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в адрес налогоплательщика Орсичева В.В. направлено налоговое уведомление № от 12 апреля 2015 года о необходимости в срок до 01 октября 2015 года произвести оплату: налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 54 рублей по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый № рублей (инвентаризационная стоимость) х 1/4 (доля в праве) х 0,1% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения); транспортного налога за 2014 года в сумме 4050 рублей.
13 марта 2016 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в адрес налогоплательщика Орсичева В.В. направлено налоговое уведомление № от 05 августа 2016 года о необходимости в срок до 01 октября 2016 года произвести оплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 62 рублей: 247206 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1/4 (доля в праве) х 0,1% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения); транспортного налога за 2015 года в сумме 4873 рублей: 4050 рублей + 823 рубля.
Факт направления налогового подтверждается списком № заказных писем с отметкой почтовой организации о принятии писем отделением связи для отправки.
19 сентября 2017 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в адрес налогоплательщика Орсичева В.В. направлено налоговое уведомление № от 09 сентября 2017 года о необходимости в срок до 01 декабря 2017 года произвести оплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 72 рублей: 286431 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1/4 (доля в праве) х 0,1% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения); транспортного налога за 2016 года в сумме 6025 рублей: 4050 рублей + 1975 рубля.
11 июля 2018 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в адрес налогоплательщика Орсичева В.В. направлено налоговое уведомление № от 24 июня 2018 года о необходимости в срок до 03 декабря 2018 года произвести оплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 135 рублей: 1038407 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1/4 (доля в праве) х 0,15% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения) х 0,2 (коэффициент к налоговому периоду); транспортного налога за 2017 года в сумме 6700 рублей: 4725 рублей + 1975 рубля.
Факт направления налогового подтверждается списком № заказных писем с отметкой почтовой организации о принятии писем отделением связи для отправки.
В связи с несвоевременной уплатой Орсичевым В.В. налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы и транспортного налога за 2014-2017 годы Межрайонной ИФНС России № 1 по РК:
- 03 декабря 2017 года в адрес места жительства налогоплательщика направлено требование № об уплате недоимки: по налогу на имущество физических лиц в сумме 54 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 09 рублей 76 копеек; по транспортному налогу в размере 4050 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 09 рублей 89 копеек;
- 28 июня 2018 года в адрес места жительства налогоплательщика направлено требование № об уплате недоимки: по налогу на имущество физических лиц в сумме 72 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 00 рублей 76 копеек; по транспортному налогу в размере 6025 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 63 рублей 56 копеек;
- 19 февраля 2019 года в адрес места жительства налогоплательщика направлено требование № об уплате недоимки: по налогу на имущество физических лиц в сумме 135 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 01 рубля 90 копеек; по транспортному налогу в размере 6700 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 94 рублей 48 копеек.
Поскольку налогоплательщиком не были выполнены требования об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени, то 21 июня 2019 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Орсичева В.В. задолженности по налоговым платежам.
24 июня 2019 года мировым судьей вынесен судебный приказ № о взыскании с Орсичева В.В. задолженности по уплате транспортного налога в сумме 6700 рублей, налога на имущество физических лиц в сумме 135 рублей и пени в общей сумме 928 рублей 35 копеек, а всего 7763 рубля 35 копеек.
Определением мирового от 15 июля 2019 года судебный приказ № отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд считает, что административным истцом был соблюден досудебный порядок предъявления задолженности к уплате.
До настоящего момента недоимки по транспортному налогу за 2017 год и по налогу на имущество физических лиц за 2017 год Орсичевым В.В. не оплачены.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ по транспортному налогу налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1.1 ч. 1 ст. 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с ч. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в ч. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил включительно. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ч. 1 данной статьи (ч.ч. 2, 4 ст. 361 НК РФ).
Статьей 6 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» с 2014-2016 год была установлена налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно в размере 30 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. включительно в размере 25 рублей; с 01 января 2017 года налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена в размере 35 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. включительно в размере 25 рублей.
Административным истцом транспортный налог за 2017 года исчислен, исходя из следующих показателей:
- 79 л.с. (автомобиль <данные изъяты> х 25 рублей х 12/12 = 1975 рублей;
- 135 л.с. (автомобиль <данные изъяты>) х 135 рублей х 12/12 = 4725 рублей;
- итого, 6700 рублей: 1975 рублей + 4725 рублей.
Налог на имущество физических лиц за 2017 год исчислен, исходя из следующих показателей: 1038407 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1/4 (доля в праве) х 0,15% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения) х 0,2 (коэффициент к налоговому периоду) = 135 рублей.
При проверке расчетов суммы транспортного налога и суммы налога на имущество физических лиц, суд считает, что представленные административным истцом расчеты осуществлены правильно. Указанные суммы транспортного налога за 2017 год и налог на имущество физических лиц за 2017 год подлежат взысканию с административного ответчика.
В силу п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 408 КАС РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствие со ст. 85 НК РФ.
Сведений о наличии у административного ответчика льгот по уплате налога на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджет городских округов не представлено.
- пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы составляют 12 рублей 42 копейки;
- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2017 годы составляют 905 рублей 88 копеек.
Указанные суммы пени по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу за 2014-2017 годы подлежат взысканию с административного ответчика.
Доказательств оплаты вышеуказанных налогов и пени в каком-либо размере или в иные сроки административным ответчиком не представлено.
Основания полагать обязанность по уплате налогов прекращенной в соответствии со ст. 44 НК РФ у суда отсутствуют.
Оснований для уменьшения сумм, подлежащих взысканию, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного суд находит административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по РК подлежащим удовлетворению.
Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая специальный характер норм ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ по отношению к ч. 1 ст. 114 КАС РФ, исходя из объема подлежащих удовлетворению административных исковых требований, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать с Орсичева Вадима Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия, денежные средства в сумме 7753 (семи тысяч семисот пятидесяти трех) рублей 30 копеек, в том числе:
- 6700 (шесть тысячи семьсот) рублей - транспортный налог за 2017 год;
- 905 (девятьсот пять) рублей 88 копеек - пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2014-2017 годы;
- 135 (сто тридцать пять) рублей - налог на имущество физических лиц за 2017 год.
- 12 (двенадцать) рублей 42 копейки - пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014-2017 годы.
Взыскать с Орсичева Вадима Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев