Дело № 2-191/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 21 августа 2012 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ефимова С.Л.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Ижевского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, к П.В.И., П.А.Л., П.И.В., несовершеннолетним И. и М. в лице их законного представителя П.В.И. о выселении из служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Ижевского гарнизона обратился в Камбарский районный суд УР с иском к П.В.И., П.А.Л., П.И.В., несовершеннолетним И. и М.в лице их законного представителя П.В.И., требуя выселить ответчиков из изолированного служебного жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Камбарка, (адрес).
Иск мотивирован тем, что ответчик П.В.И. с xx.04.2006г. по xx.05.2009 г. проходил службу в специальной пожарной части № хх Отдела ГПС № 30 ГУГПС МЧС России в должности (персональные данные исключены) на объекте 1203 по уничтожению химического оружия.
В соответствии с Федеральным законом от xx.11.2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», а так же в соответствии с Постановлением Правительства РФ от xx.11.2001 г. № 811 «Об утверждении порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием», на время работы с химическим оружием П.В.И. на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 35776 № хх от xx.11.2006 г. было предоставлено изолированное служебное жилое помещение в многоквартирном доме, расположенное по адресу: г. Камбарка (адрес). Кроме того, с П.В.И., как ответственным квартиросъёмщиком хх.хх.2006 г. был заключён договор найма служебного жилого помещения № ххх.
Вместе с нанимателем П.В.И. в изолированное служебное жилое помещение были вселены члены его семьи: (персональные данные исключены).
В настоящее время П.В.И. уволен со службы из (персональные данные исключены) ОГПС № 30 ГУГПС МЧС РФ, на объекте 1203 не работает. Таким образом, Ответчик не занят на работах с химическим оружием. На момент подачи искового заявления П.В.И. служебное жилое помещение не освободил. Вместе с П.В.И. проживают Ответчики - члены его семьи: (персональные данные исключены).
хх июня 2011 года П.В.И. был ознакомлен с письмом командира войсковой части 35776 о добровольном освобождении служебного жилого помещения., расположенного по адресу: г. Камбарка, (адрес).
До настоящего времени Ответчики выполнить данное требование отказываются.
Кроме того, согласно справке Камбарского Филиала ГУП «Удмуттехинвентаризация» № хх от xx.04.2006 г. за П.В.И. зарегистрировано владение на праве личной собственности домовладением по адресу: г. Камбарка, (адрес).
Пунктом 3 ст. 35 Федерального Закона от хх ноября 1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, в том числе и за воинскими частями.
Право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено) во владение, пользование и распоряжение.
Поскольку оборона и безопасность относятся к сфере исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), любое противоправное посягательство на интересы, в том числе имущественные, Вооруженных Сил РФ, других федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление указанных функций, безусловно, должно расцениваться как направленное против Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 п. 12 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии ст. 71 п. «д» Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
На основании изложенного просит требования удовлетворить.
В предварительном судебном заседании xx.07.2012 года помощник военного прокурора Ижевского гарнизона Гущин В.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в Министерстве ЧС есть внутренняя служба и военная служба. Ответчик П.В.И. является служащим внутренней службы. Спорная квартира принадлежит не МЧС, а Министерству обороны, поэтому квартира не должна оставаться за работником другого министерства.
В предварительном судебном заседании xx.07.2012 года помощник военного прокурора Ижевского гарнизона Северин Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что заселение в дом, в котором проживают ответчики, происходило только военнослужащими, а рапорт П.В.И. писал, потому что была другая жилплощадь на (адрес). Ответчик П.В.И. не является военнослужащим. Военнослужащий не выселяется из жилого помещения до получения жилья по договору социального найма. Военнослужащие, когда получают Государственный жилищный сертификат, тогда освобождают занимаемое жилое помещение. Ответчики зарегистрированы в квартире (адрес) города Камбарка на постоянной основе. Как таковой постоянной регистрации в служебном жилом помещении не должно быть, должна быть временная регистрация. Лицо не может быть выселено из служебного жилого помещения, если оно прослужило более 10 лет, было уволено в связи с организационно-штатными мероприятиями, по предельному возрасту, но это не может быть отнесено к ответчику П.В.И., потому что это не Министерство обороны РФ, это подразделение, относящееся к МЧС, и нормы закона у них совершенно другие, чем в Министерстве обороны РФ. Есть Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «О военной службе», где чётко регламентированы права граждан на жилище, указано, каким образом пользоваться служебными жилыми помещениями, в какой период времени, а также получение жилой площади в собственность. В МЧС имеется как военная служба, так и пожарная служба. Считает, что не важно, к какой службе относится П.В.И., но он никаким образом не относится к военнослужащим. Он имел на момент увольнения специальное воинское звание, и у них есть воинское звание. Если в МЧС он имел специальное воинское звание майора, то в случае призыва из запаса он является рядовым, а не майором. Это совершенно разные вещи.
В судебное заседание военный прокурор Ижевского гарнизона не явился, своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие военного прокурора Ижевского гарнизона в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ.
Ответчик П.В.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И. и М., исковые требования не признал. Дополнительно суду пояснил, что он является военнослужащим, служба в органах приравнивается к военной службе. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ему предлагали однокомнатную квартиру на (адрес), но потом он переговорил с начальством, и ему дали квартиру по (адрес), для всей его семьи. Он обратился с заявлением о получении жилищного сертификата недели две назад. Ранее они не могли собрать документы, так как домоуправление не выдавало справку о составе семьи. У него нет в собственности дома по адресу: г. Камбарка, (адрес), он продан в 2009 году сыну П.И.В., износ дома был 62%. В настоящее время они другого жилья не имеют. Он уволился со службы в звании прапорщик внутренней службы.
Ответчик П.А.Л. исковые требования не признала. Дополнительно суду пояснила, что в соответствии с постановлением правительства № 487 от xx.05.1999 года договор найма служебного помещения досрочно расторгается в следующих случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющую общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижению предельного возраста пребывания на воинской службе. Ее муж П.В.И. ушёл со службы и по предельному возрасту, и потому, что у него выслуга более 20 лет. Договор найма в соответствии с постановлением Правительства прекращён с ними не может быть до получения ими другого жилья. Ее муж работал в МЧС, трудовые отношения у него прекратились в 2009 году. Претензий о выселении в 2009 году ее мужу не предъявлялись. Она тоже является ветераном МЧС, ушла по предельному возрасту со службы. В очереди на улучшение жилья она не стоит, стоит только ее муж. Они зарегистрированы по адресу: г. Камбарка, (адрес), регистрация постоянная. Договор найма жилого помещения составлен на период работы объекта, а работа объекта еще не завершена, объект работает в настоящее время. В договоре написано, что это договор найма жилого помещения, им никто не указал, что оно служебное. Они продали свое жилье (адрес), г. Камбарки в 2009 году своему сыну П.И.В., который там проживает. Считает, что данное жилье было построено для работников в/ч 35776, и ее мужу было выделено как работнику пожарной охраны, работающему в в/ч 35776. За Государственным жилищным сертификатом ее муж ранее не обращался, так как командир военной части заверил, что если у них регистрация по месту жительства постоянная, то их никто не выселит. В настоящий момент они отправили по почте пакет документов для получения жилищного сертификата, но ответ еще не получили. Ее мужу было предоставлено данное жилое помещение на основании его рапорта.
Ответчик М. требования военного прокурора не признал.
Ответчики П.И.В. и И. в суд не явились, хотя были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Интересы несовершеннолетнего И. представляет П.В.И.. В порядке ст. 167 ГПК РФ, с согласия явившихся сторон, суд определил дело рассмотреть в отсутствие ответчиков П.И.В. и И.
В судебном заседании представитель третьего лица Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» Новиков А.Н., действующий на основании доверенности, с требования военного прокурора Ижевского гарнизона согласился, суду пояснил, что П.В.И. работал на объекте по уничтожению химического оружия в (персональные данные исключены), которой обеспечивалась пожарная безопасность объекта. В соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ от xx.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» ему была предоставлена социальная гарантия - предоставление служебного жилого помещения в виде 4-хкомнатной квартиры. Согласно договору найма в служебное жилое помещение вселились П.В.И., его жена П.А.Л., и три сына: П.И.В., И. и М.. Позже П.В.И. был уволен, и таким образом он уже не работает на объекте 1203 по уничтожению химического оружия. Считает, что П.В.И. не является военнослужащим, так как в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» указано, кто имеет статус военнослужащего, ответчик таким не является. Утверждает, что МЧС России делает разделение между военнослужащими, которые могут находиться в системе МЧС России, и сотрудниками государственной противопожарной службы. Поэтому делает вывод, что П.В.И. был сотрудником государственной противопожарной службы, а не военнослужащим МЧС России. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 811 от xx.11.2001г. граждане, занятые на работах с химическим оружием, обеспечиваются служебными жилыми помещениями по решению администрации объекта по уничтожению химического оружия, на котором находятся эти помещения. Согласно Федеральному закону № 136-ФЗ от xx.11.2000 г. граждане, занятые на работах с химическим оружием, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на время работы на объекте по уничтожению химического оружия. Согласно Федеральной целевой программы государством выделены денежные средства на строительство и объекта, и инфраструктуры, в том числе и жилых помещений как в вахтовом городке, так и в микрорайоне по (адрес). В приложении № 8 Программы говорится, что жилая зона предназначена для обеспечения жилыми помещениями персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия и членов их семей. Для поквартирного обеспечения жильём персонала, работающего на объектах в течение установленного срока уничтожения отравляющих веществ, создаются жилые микрорайоны. На основании Федеральной целевой программы был построен в близлежащем населённом пункте, т.е. в г.Камбарке, жилой массив по (адрес), где выдавались квартиры гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Сейчас ответчик П.В.И. и члены его семьи не являются гражданами, занятыми на работах с химическим оружием, поэтому исковое заявление военной прокуратуры просит удовлетворить в полном объёме. Квартира, в которой проживают ответчики, относится к ведению Министерства обороны РФ, что подтверждает ряд документов: Указ Президента РФ от xx.01.2004г. «О воинских частях и организациях по уничтожению химического оружия», где говорится о том, что Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия и подчинённые ему воинские части и организации по вопросам, касающимся прохождения военной службы отнесены к ведению Министерства обороны РФ, по вопросам организации и выполнения работ в области химического разоружения - к ведению генерального заказчика Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». Согласно Федеральной целевой программы Генеральным заказчиком является Министерство промышленности и торговли РФ, а их организация является структурным подразделением, которое подчиняется Министерству промышленности и торговли РФ в области химического разоружения. Согласно Положения об объекте 1203, Федеральной целевой программы были построены жилые дома, и в соответствии со ст.10 Федерального закона № 136-ФЗ от xx.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» предоставляются служебные жилые помещения. Соответственно, ответчикам и было предоставлено жилое помещение. Также имеется Постановление Правительства РФ № 811 от xx.11.2001г. Были выделены денежные средства государством на реализацию этой Программы, по освоению этих денежных средств, по строительству объектов инфраструктуры, в частности, жилья, распорядителем является Министерство промышленности и торговли РФ. По своей структуре Федеральное бюджетное учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия», в том числе филиал этого Федерального бюджетное учреждения - войсковая часть 35776, подчиняются Министерству промышленности и торговли РФ в рамках организации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», в соответствии с этим были заключены договора о предоставлении жилья гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Военная прокуратура в поддержку Российской Федерации обратилась о выселении ответчиков из занимаемого жилого помещения.
Принимавшая участие в предварительном судебном заседании xx.07.2012 года представитель третьего лица Парыгина Н.М. с требованиями военного прокурора согласилась, дополнительно показала, что жильё предоставлялось в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ от xx.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», Постановлением Правительства РФ № 811 от xx.11.2001 г., которым утверждён порядок предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Речь идёт о служебных жилых помещениях, которые предоставляют на период работы на Объекте, в том числе и для работников (персональные данные исключены). Так как ответчик П.В.И. в этом подразделении уже не работает, право пользования служебным жилым помещением утратил, не является военнослужащим. По предоставлению служебных жилых помещений, жилых помещений по договору социального найма для военнослужащих и для служащих МЧС есть разные постановления, разные нормативные акты, разная регламентация, а в данном случае идёт специальный объект Министерства обороны РФ, на него вообще идёт специальная норма. Для охраны таких специальных объектов, в том числе и по уничтожению химического оружия, действуют специальные пожарные части (СПЧ). По поводу расселения, в в/ч 35776 имеется схема расселения, согласно которой различным подразделениям предоставлялось различное количество служебных жилых площадей. Служба пожарных (персональные данные исключены) Отдела ГПС № 30 ГУГПС МЧС России была создана на случай чрезвычайных ситуаций на Объекте 1203.
Выслушав пояснения сторон, представителей третьего лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением Правительства РФ от xx.03.1996 N 305 утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".
Согласно паспорту программы в задачи программы входит строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия; развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.
Одним их важнейших целевых индикаторов и показателей Программы является ввод в эксплуатацию пусковых комплексов завершенных строительством объектов по уничтожению химического оружия, в том числе «Камбарка» (г. Камбарка, Удмуртская Республика) - в 2006 году (введены в эксплуатацию пусковые комплексы).
Источником финансирования программы является федеральный бюджет.
В числе ожидаемых конечных результатов реализации Программы в числе прочих является улучшение социально-бытовых условий граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, в том числе за счет строительства жилых домов, дошкольных образовательных учреждений и государственных общеобразовательных учреждений, спортивных комплексов, электроподстанций, сетей электроснабжения, котельных, больниц, зданий районных отделов внутренних дел, домов культуры, газопроводов высокого и низкого давления, сетей водо- и теплоснабжения.
Программой предусмотрено осуществление мероприятий по обеспечению опережающего развития социальной инфраструктуры в районах проведения работ по уничтожению химического оружия, включая строительство и реконструкцию зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и жилья, на общую сумму до 10 процентов от объемов капитальных вложений на строительство объектов, представленных в Приложении N 4.
В указанном приложении по объекту «Камбарка» предусмотрен объем вложений в жилую зону в размере хххх,хх млн.руб.
Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию № 4/экс-Камбарка, подписанному заместителем Руководителя Федерального агентства по промышленности xx.02.2007 г., и адресованному Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Федеральном агентстве по промышленности, разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: объект по уничтожению химического оружия (третий пусковой комплекс), расположенного по адресу: УР, г. Камбарка, территория войсковой части 35776.
В числе объектов жилищного строительства указан 35-квартирный жилой дом (л.д.244).
Постановлением главы Администрации МО «Камбарское» от xx.10.2006 г. № хх на основании заявления войсковой части 35776 от xx.10.2006 г. присвоен 35-ти квартирному жилому дому почтовый адрес: г. Камбарка, (адрес) (л.д.26).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от xx.10.2010 года № 09/003/2010-474 жилой дом по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес), находится в собственности Российской Федерации (л.д.25).
Постановлением главы Администрации МО «Камбарское» от xx.10.2006 г. № хх на основании заявления войсковой части 35776 от xx.10.2006 г. № 2855 присвоен статус «служебная» квартире № хх в указанном доме (л.д.28).
Согласно Положению о 1203 объекте по уничтожению химического оружия (г. Камбарка, Удмуртская Республика) объект образован с xx.07.2004 г. на основании директивы Министра обороны РФ от xx.05.2004 г. № 015. Предназначен для обеспечения безопасного хранения отравляющих веществ и их уничтожения. Объект входит в состав Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Объект имеет номер и условное наименование, гербовую печать, счета (л.д.185).
В соответствии с директивой Министра обороны МО РФ от xx.04.2004 года №Д-015, директивой Генерального штаба ВС РФ от xx.06.2004 года №314/2/1832, директивой ФУ/2/142 от xx.07.2004 года Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия условное наименование «Войсковая часть 35776» присвоено 1203 объекту по уничтожению химического оружия (л.д.69).
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписке из ЕГРЮЛ от xx.09.2009 г. войсковая часть 35776 зарегистрирована в качестве юридического лица с хх декабря 2002 года.
На основании Приказа министра Обороны РФ от хх октября 2009 года № 1178 с xx.01.2010 года создана воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации в форме федерального бюджетного учреждения «Войсковая часть 70855» (далее по тексту - ФБУ в/ч 70855). С хх января 2010 года Войсковая часть 35776 реорганизована в Филиал «Войсковая часть 35776» Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть № 70855 (л.д.46).
Общим положением о ФБУ в/ч 70855, положением о филиале «В/ч 35776» ФБУ в/ч 70855, свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 77 № 012462832 от xx.12.2009 года подтверждается, что ФБУ в/ч 70855 является юридическим лицом, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, может выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции; реализует в соответствии с законодательством РФ свое право на управление имуществом, находящимся в федеральной собственности (п.5, п.8, п.15 общего положения) (л.д.49-56).
Филиал Войсковая часть 35776 является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения о филиале, утверждаемого руководителем ФБУ в/ч 70855. Филиал обязан обеспечить сохранность закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и эффективно использовать его по назначению в соответствии с целями, определенными Положением (п.1, п. 14 Положения о филиале) (л.д.57-60).
Совместным приказом Министра обороны РФ и Министерства промышленности и торговли РФ от xx.12.2011 года № 058/34с федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 70855 было реорганизовано в форме присоединения к нему государственного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» и присвоено наименование - федеральное бюджетное учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (далее – ФБУ «ФУ БХУХО»).
Согласно п. 1 Устава ФБУ «ФУ БХУХО» по вопросам, касающимся прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета, относится к ведению Министерства обороны РФ, а по вопросам организации и выполнения работ по уничтожению химического оружия – к ведению Министерства промышленности и торговли РФ. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляют Министерство обороны РФ и Министерство промышленности и торговли РФ, соответственно установленной сфере ведения (п. 2 Устава).
Уставом ФБУ «ФУ БХУХО» (л.д.121-138), свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии хх № ххххххххх от xx.05.2012 года (л.д.165), выпиской из ЕГРЮЛ от xx.05.2012 года (л.д. 154-162) подтверждается, что ФБУ «ФУ БХУХО» является юридическим лицом, наделенным на праве оперативного управления обособленным имуществом, находящимся в федеральной собственности, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде (п. 4 Устава).
ФБУ «ФУ БХУХО» имеет обособленные подразделения на территории Российской Федерации, одним из которых является 1203 объект по уничтожению химического оружия (войсковая часть 35776), расположенная по адресу: Удмуртская Республика, г. Камбарка - 3 (п.п. «ж» п. 5.2 Устава).
В соответствии с выпиской из приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия № 103 от xx.05.2012 года филиал федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1203 объект по уничтожению химического оружия (войсковая часть 35776) признан правопреемником филиала «Войсковая часть 35776» Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 70855 (л.д.152).
Филиал ФБУ «ФУ БХУХО» (войсковая часть 35776) является обособленным структурным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенностей и Положения о филиале, утверждаемого руководителем ФБУ «ФУ БХУХО». Филиал не является юридическим лицом. Филиал обязан обеспечить сохранность закрепленного за ним имущества и эффективно использовать этого имущества по назначению в соответствии с предметом и видами деятельности, определенными Положением (п.1, п.11 Положения о филиале) (л.д.139-151).
Между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Специального управления ФПС № 30 МЧС России Ульянова В.Г. и П.В.И. хх августа 2006 года заключен контракт о службе в Специальном управлении ФПС № 30 МЧС России в должности (персональные данные исключены) сроком на три года (л.д.76).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 35776 от xx.11.2006 года. № хх П.В.И., (персональные данные исключены) ОГПС № 30 ГУГПС МЧС России, выделена четырехкомнатная благоустроенная квартира по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес), состав семьи 5 (л.д.14).
На основании договора найма жилого помещения № ххх от xx.12.2006 года войсковой частью № 35776 было предоставлено нанимателю П.В.И. за плату во владение и пользование жилое помещение, а именно четырехкомнатная квартира общей площадью 95,52 кв. метров, расположенная по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес). В качестве члена семьи нанимателя служебного жилья зарегистрированы и проживают совместно с ответчиком жена – П.А.Л., сын – П.И.В., сын – М., сын - И. Срок действия договора определен в соответствии с постановлением Правительства РФ № 811 от xx.11.2001 г. (л.д. 9-10).
Из справки домоуправления в/ч 35776 от xx.06.2012 года № хх следует, что П.В.И. действительно зарегистрирован и проживает по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес), с xx.01.2007 года по настоящее время. Состав его семьи: жена - П.А.Л., (персональные данные исключены), сын – М., (персональные данные исключены), сын И., (персональные данные исключены)(л.д.168).
Согласно выписке из приказа Специального управления ФПС № 30 МЧС России от xx.05.2009 года № хх л/с прапорщик внутренней службы П.В.И., (персональные данные исключены) ФПС № 30 МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной пожарной службы), уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России xx.05.2009 года по достижении предельного возраста (л.д.77).
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в деле и исследованными письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 99 ЖК РФ закреплено, что специализированные жилые помещения (служебные жилые помещения) предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Части 1 и 3 ст. 104 ЖК РФ предусматривают, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от xx.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" «Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска)…».
Согласно ст. 10 Федерального Закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от хх ноября 2000 года № 136-ФЗ: гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от хх ноября 2001 г. N 811 «Об утверждении порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием»:
2. Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием.
3. Военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятым на работах с химическим оружием, служебные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для этих категорий граждан.
4. Служебные жилые помещения предоставляются в порядке и в соответствии с нормами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в домах государственного жилищного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
8. Граждане, занятые на работах с химическим оружием, обеспечиваются служебными жилыми помещениями по решению администрации объекта по уничтожению химического оружия, в ведении которой находятся эти помещения.
На основании принятого решения соответствующий орган местного самоуправления выдает ордер на служебное жилое помещение. Выдача ордера, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к следующим выводам.
Жилой дом по (адрес) строился в рамках Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" на объекте 1203 именно для работников, занятых уничтожением химического оружия.
П.В.И. был принят на работу в (персональные данные исключены) Специального управления ФПС № 30 МЧС России на должность (персональные данные исключены) на объекте 1203 по уничтожению химического оружия.
Согласно схемы заселения жилого фонда в/ч 35776, предоставленного организациям, эксплуатирующим 1203 УХО, по состоянию на xx.07.2006г., в данном доме выделено 15 квартир для сотрудников пожарного депо (л.д.74).
На основании рапорта П.В.И. на имя начальника (персональные данные исключены) ГУГПС МЧС России и на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 35776 от xx.11.2006 г. № хх П.В.И. была выделена четырехкомнатная благоустроенная квартира по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес).
Таким образом, П.В.И. и его семья были вселены в служебное жилое помещение как граждане, занятые на работах с химическим оружием. Срок действия договора найма определен в соответствии с постановлением Правительства РФ № 811 от xx.11.2001 г., согласно которому:
9. Граждане, которым предоставляются служебные жилые помещения, заключают с администрацией объекта по уничтожению химического оружия договоры найма таких помещений. В договоре найма указывается порядок предоставления служебного жилого помещения, пользования им и выселения из него.
Договоры найма служебных жилых помещений заключаются на срок трудового договора между гражданами, занятыми на работах с химическим оружием, и администрацией объекта по уничтожению химического оружия.
10. Основанием для выселения из служебного жилого помещения является прекращение действия трудового договора между гражданином, занятым на работах с химическим оружием, и администрацией объекта по уничтожению химического оружия.
11. Граждане, занятые на работах с химическим оружием, при увольнении с работы выселяются из служебных жилых помещений в порядке, определяемом статьями 107 и 108 Жилищного кодекса РСФСР и договором найма служебного жилого помещения.
12. В случае досрочного прекращения трудового договора с гражданином, занятым на работах с химическим оружием, договор найма служебного жилого помещения прекращает свое действие в день досрочного прекращения трудового договора. Указанное лицо подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Со всеми условиями договора П.В.И. был согласен, что подтверждается его подписью в договоре.
П.В.И. работал на объекте по уничтожению химического оружия в (персональные данные исключены), которой обеспечивалась пожарная безопасность объекта.
Спорная квартира, являясь служебной, была предоставлена П.В.И. и членам его семьи на период работы на объекте по уничтожению химического оружия.
хх мая 2009 года П.В.И. уволен из (персональные данные исключены) Специального управления ФПС № 30 МЧС России (л.д.77).
П.В.И. в настоящее время не занят на работах с химическим оружием, и действие Федерального Закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от хх ноября 2000 года № 136-ФЗ на него не распространяется.
Отношения между объектом 1203 и П.В.И. были прекращены с хх мая 2009 года в связи с увольнением его со службы, и данный договор найма прекратил свое действие с xx.05.2009 г.
Командиром в/ч 35776 xx.05.2011 года П.В.И. было направлено письмо о необходимости освободить и сдать служебное помещение в связи с его увольнением (л.д.22). П.В.И. был ознакомлен с данным письмом, однако служебное помещение не сдал.
Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы влечет прекращение договора найма и является основанием для выселения.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и части 2 настоящей статьи.
При этом часть 2 данной статьи предусматривает, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от xx.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что П.В.И. был уволен из (персональные данные исключены) по достижению предельного возраста, поэтому в настоящее время не может считаться пенсионером по старости, на которую мужчины имеют право при достижении возраста 60 лет (пункт 1 статьи 7 Федеральный закон от xx.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Данных о том, что он имеет инвалидность I или II группы, полученную при исполнении служебных обязанностей, в материалах дела не имеется.
Следовательно, П.В.И. и члены его семьи не относятся к категории граждан, которые указаны в части 2 статьи 103 ЖК РФ.
Доводы ответчика, что он являлся военнослужащим, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от xx.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Согласно ст. 5 Федерального закона от xx.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя в числе прочих подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Согласно ст. 7 Федерального закона от xx.12.1994 N 69-ФЗ личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);
военнослужащих федеральной противопожарной службы;
Данная норма права подразделяет личный состав Государственной противопожарной службы на военнослужащих и сотрудников. При этом статус сотрудников определяется Положениями о прохождении службы в органах внутренних дел, а статус военнослужащих определяется Положениями о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Федерального закона от хх июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ (далее по тексту - Положение о службе), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от хх декабря 1992 года.
На сегодняшний день закон, регулирующий прохождение службы в Государственной противопожарной службе, не принят.
Контракт от xx.08.2006 г. был заключен с ответчиком со ссылкой на Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
На момент увольнения ответчик имел звание прапорщика внутренней службы.
В соответствии с п. "б" ст. 6 данного Положения о службе звание прапорщик внутренней службы является специальным званием внутренней службы младшего начальствующего состава.
Таким образом, ответчик являлся сотрудником федеральной государственной противопожарной службы, а не военнослужащим МЧС и тем более не военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, следовательно, и ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от xx.05.1999 года № 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" в частности, что договор найма с ними не может быть прекращен до получения другого жилья в связи с выслугой более 20 лет и увольнению по достижению предельного возраста, несостоятельна.
Постановлением Правительства РФ от xx.03.1996 N 305 утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". Согласно Федеральной целевой программы Государственным заказчиком является Министерство промышленности и торговли РФ. Согласно Указу Президента РФ от xx.01.2004 г. «О воинских частях и организациях по уничтожению химического оружия» Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия и подчинённые ему воинские части и организации по вопросам, касающимся прохождения военной службы отнесены к ведению Министерства обороны РФ, по вопросам организации и выполнения работ в области химического разоружения - к ведению Государственного заказчика Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». Третье лицо по делу является структурным подразделением, которое подчиняется Министерству промышленности и торговли РФ в области химического разоружения. Согласно Положению о 1203 объекте по уничтожению химического оружия (г. Камбарка, Удмуртская Республика) объект образован с xx.07.2004 г. на основании директивы Министра обороны РФ от xx.05.2004 г. № 015. Предназначен для обеспечения безопасного хранения отравляющих веществ и их уничтожения. Объект входит в состав Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. По своей структуре Федеральное бюджетное учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия», в том числе филиал этого Федерального бюджетное учреждения - войсковая часть 35776, подчинялись Министерству промышленности и торговли РФ в рамках организации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ. В соответствии с Уставом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» по вопросам, касающимся прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета, относится к ведению Министерства обороны РФ, а по вопросам организации и выполнения работ по уничтожению химического оружия – к ведению Министерства промышленности и торговли РФ. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляют Министерство обороны РФ и Министерство промышленности и торговли РФ, соответственно установленной сфере ведения.
Поэтому суд приходит к выводу, что спорная квартира находится в ведении Министерства обороны РФ, а не МЧС России, где служил П.В.И.
В ходе рассмотрения дела установлено, что принадлежащий П.В.И. жилой дом по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес), был продан xx.12.2009 года сыну П.И.В., который там и проживает. Также в соответствии со справкой домоуправления в/ч 35776 № хх от xx.05.2012 года, выданной на основании домовой книги войсковой части 35776, ответчик П.И.В. не зарегистрирован в жилом помещении по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес).
Таким образом, ответчик П.И.В. регистрации в спорной квартире не имеет и в настоящее время в ней не проживает, поэтому выселен быть не может.
Поэтому суд приходит к выводу, что ответчики П.В.И., П.А.Л., И. и М. занимают спорное жилое помещение без законных оснований и подлежат выселению.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований на основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков П.В.И., П.А.Л., И. и М. в лице их законного представителя П.В.И., солидарно государственная пошлина в размере ххх рублей.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ, в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств стороны участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Военного прокурора Ижевского гарнизона удовлетворить частично.
Выселить П.В.И., П.А.Л., И. и М. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес).
В удовлетворении иска в части выселения П.И.В. отказать.
Взыскать солидарно с П.В.И., П.А.Л., И. и М. в лице их законного представителя П.В.И. госпошлину в доход Муниципального образования «Камбарский район» в размере ххх рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен хх августа 2012 года.
Судья С.Л. Ефимов