Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3627/2014 ~ М-3354/2014 от 16.06.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.07.2014 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кизовской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаповаловой О.Г. о признании незаконными действий У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и возложении обязанности осуществить действия,

УСТАНОВИЛ:

Шаповалова О.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ У. Росреестра по <адрес> ей отказано в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером государственной регистрации права собственности на 309 (Триста девять) земельных участков, образованных в результате раздела вышеуказанного земельного участка, имеющего разрешённое использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала

Она считает, что данное решение является незаконным.

В обоснование своей позиции У. Росреестра ссылается на положения абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указывая на необходимость представления документов, предусмотренных п.5 ст.11.4 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.30.2 Земельного кодекса РФ.

Все предусмотренные законом документы представлены в Управление Росреестра. Таким образом, требование о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ, является незаконным.

Отказывая в регистрации прекращения права собственности и регистрации права собственности на земельные участки, заинтересованное лицо сослалось на пункт 1 статьи 30.2. Земельного кодекса РФ,указав, что основанием отказа явилось непредставление документации по планировке территории, невыполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, непредставление обязательства об использовании вновь образованного земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием.

Она – заявитель с указанным выводом не согласна. По её мнению, требование о представлении перечисленных документов противоречит положениям абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ. Кроме того, у неё не имеется обязанности по представлению указанных документов. Согласно буквальному толкованию ст.30.2. Земельного кодекса РФ, обязанностьпо подготовке документации по планировке территории, по выполнению работ по обустройству территории, посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, по осуществлению жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования, возлагается на правообладателей земельных участков с разрешённым видом использования «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» только в случае первоначального приобретения указанных земельных участков на аукционе из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, именно для целей комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.Соответственно обязанность по подготовке документации, указанной в пункте 1 статьи 30.2 Земельного кодекса РФ, возникает у правообладателей земельных участков при одновременном наличии следующих условий: земельный участок должен быть первоначально приобретён на аукционе; земельный участок должен быть первоначально приобретён для целей комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

Однако вышеуказанный земельный участок не приобретался на аукционе из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, а был первоначально приобретён ЗАО «Зенит» без проведения аукциона из земель, находящихся в муниципальной собственности, для сельскохозяйственного производства.

Управление Росреестра в решении об отказе в регистрации указало на необходимость предоставить проект межевания территории, утверждённый в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, сославшись на п. 5 ст. 11.4. Земельного кодекса РФ.Она считает, что указанное требование незаконно.

В соответствии с п.5 ст.11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключён договор арендыземельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Она не является арендатором земельного участка, а является его собственником, в связи с чем, у неё не возникает обязанности по предоставлению проекта межевания территории, в соответствии с п.5 ст. 11.4. Земельного кодекса РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ У. Росреестра по <адрес> в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером: и регистрации права собственности на 309 (Триста девять) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: , обязать У. Росреестра по <адрес> в течение 10 (Десяти) дней осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала и картографии по <адрес> в течение 10 (Десяти) дней осуществить государственную регистрацию права собственности на вновь образованные 309 земельных участков.

В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав представителя Управления Росреестра по Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Шаповалова О.Г. обратилась в Чердаклинский отдел У. Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности (без перехода права) на земельный участок с кадастровым номером , имеющий разрешённое использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела данного земельного участка и имеющие аналогичный вид разрешенного использования.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открыт раздел на земельный участок с кадастровым номером кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства), принадлежащий ЗАО «Зенит» () на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ №48, выданного на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №539.

ДД.ММ.ГГГГ право ЗАО «Зенит» на вышеуказанный земельный участок прекращено в связи с произведённым разделом данного земельного участка с сохранением вида разрешённого использования на 17 самостоятельных отдельных земельных участков правообладателем которых также стало ЗАО «Зенит» на основании договоров купли-продажи данных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ У. проведена государственная регистрация перехода права, права собственности ООО «Монолит» () на данные земельные участки.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №98-П все 17 земельных участков включены в границы населённого пункта <адрес> МО «Мирновское сельское поселение» <адрес> и изменён вид их разрешённого использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». В последующем осуществлялся раздел данных участков на участки площадью от 300 до 2000 кв. м.

Так, в частности, из земельного участка с кадастровым номером сформирован земельный участок с кадастровым номером , в результате неоднократного раздела которого и образовался земельный участок с кадастровым номером

Установлено, что в процессе разделов земельных участков, происходила также и государственная регистрация перехода права и права собственности на них различных юридических лиц <данные изъяты>» и др. В последующем, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности заявителя.

В настоящее время в отношении земельного участка с кадастровым номером раздел на 309 земельных участков. Между тем, размеры и конфигурация образованных в результате раздела земельных участков, свидетельствуют о невозможности в дальнейшем использования их для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Решением Совета депутатов МО «Мирновское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки МО «Мирновское сельское поселение», являющиеся документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержатся порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и порядок внесения в них изменений. Правила разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и иными законами и нормативными правовыми актами РФ, <адрес>, Чердаклинского муниципального района.

Согласно п.1 ст.7 Правила регулируют действия физических и юридических лиц, которые, в том числе, являясь правообладателями земельных участков, иных объектов недвижимости, осуществляют их текущее использование, подготавливают проектную документацию и осуществляют в соответствии с ней строительство, осуществляют иные не запрещённые законодательством действия в области землепользования и застройки.

Разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

Пунктом 2 ст.7 Правил установлено, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение на несколько земельных участков земельного участка, предоставленного из состава государственных или муниципальных земель для комплексного освоения в целях жилищного строительства или развития застроенных территорий, требуется подготовка документации по планировке территории. При этом обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие самостоятельных подъездов, подходов к каждому образуемому земельному участку.

Основные требования к планировке и застройке новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений содержатся в Строительных нормах и правилах 2.07.01-89 от 1994 года.

В соответствии с п. 2.1 Строительных норм и правил 2.07.01-89 от 1994 года в планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учётом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озеленённых территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Так, согласно расчётным параметрам улиц и дорог сельских поселений минимальная ширина дорог в жилой застройке для двух полос движения автомобильного транспорта должна составлять не менее 6 м, не считая 1 - 1,5 м ширины пешеходной части тротуара. Однако в соответствии со сведениями, внесёнными в Государственный кадастр недвижимости по результатам кадастровых работ раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:4101 между земельными участками ширина проездов составляет всего 6 м.

Пунктом 1 статьи 30.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что содержание комплексного освоения в целях жилищного строительства (подготовка документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования), имеющего общий характер и независящий от оснований приобретения такого земельного участка и вида права на него.

В данном случае право собственности на вышеуказанные земельные участки возникло в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 18.03.2010 года №98-П, изменившим вид разрешённого использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для комплексного освоения в целях жилищного строительства».

Вопросы комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства урегулированы статьями 30.2 и 38.2 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, собственник или арендатор указанных в п.5 ст.30.2 Земельного кодекса РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 п.3 ст.38.2 Земельного кодекса. При обороте указанных в п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям также переходят обязанности по выполнению указанных требований, а именно обязанности по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах земельного участка, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков. В соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства соответствующие обязанности возлагаются на граждан, которые приобрели земельные участки у заявителя.

В случае невыполнения данных обязанностей, предусмотрены неблагоприятные последствия как для арендаторов земельных участков, предоставленных для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, так и для других правообладателей. Права на используемые земельные участки могут быть прекращены в соответствии с действующим законодательством.

Обустройство территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного строительства в соответствии с видами разрешённого использования, индивидуальное жилищное строительство без проведения мероприятий по подготовке документации по планировке территории, невозможно.

Документация по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры и доказательства внесения изменений в неё в связи с повторным разделом исходного земельного участка и образованием новых земельных участков не представлена заявителем на государственную регистрацию.

Пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключён договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, согласно действующему законодательству, раздел собственником земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, также должен осуществляться в соответствии с проектом межевания территории.

Пунктом 1 подраздела 3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 года №150 предусмотрено, что проект межевания территорий разрабатывается, в том числе, по заявкам собственников объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

Проект межевания территории, утверждённый в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, заявителем на государственную регистрацию заявителем не представлен.

Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку, чего правообладателем указанных земельных участков не осуществлено.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что в государственной регистрации прекращения права собственности (без перехода права) на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4101, имеющий разрешённое использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела данного земельного участка и имеющие аналогичный вид разрешённого использования, отказано в связи с непредставлением заявителем документов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ является правомерным, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных им требований, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Шаповаловой О.Г. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение 30 дней.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-3627/2014 ~ М-3354/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шаповалова О.Г.
Другие
Управление Росреестра по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2014Передача материалов судье
18.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2014Судебное заседание
15.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее