Дело № 5-200/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Саранск 30 марта 2017 года
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Макаров А. В.,
при секретаре судебного заседания Банновой О. Ю.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Зайцевой В. А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении
Зайцевой В. А. <данные изъяты> ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородное правонарушение,
возбужденное по части 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
29.03.2017 старшим УУП ОП № 3 УМВД России по го Саранск ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, согласно которому Зайцева В.А. 11.01.2017 в 12 часов 45 минут на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д. 57, организовала и провела публичное мероприятие (пикетирование), путем размещения одного и более граждан с использованием плаката (металлической раскладной конструкции), звукоусиливающей установки, сопровождающееся распространением печатного издания «Наша правда, газета коммунистов Республики Мордовия», демонстрацией флага с символикой КПРФ, без подачи в установленном законом порядке уведомления об этом в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, чем нарушила часть 1 статьи 7 Федерального Закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Зайцева В.А. факт совершения ею административного правонарушения не признала, пояснив суду, что является депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия, публичное мероприятие не организовывала и не проводила, данная акция была направлена на информирование граждан и для ее проведения уведомление не требуется. Кроме того, она обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока ее полномочий.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ), который предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19.12.2012 № 87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) подается:
при проведении публичного мероприятия на территории городского (сельского) поселения с количеством участников до одной тысячи человек - в администрацию городского (сельского) поселения, свыше одной тысячи человек - в администрацию муниципального района;
при проведении публичного мероприятия на территории двух или более поселений, входящих в состав муниципального района, - в администрацию муниципального района;
при проведении публичного мероприятия на территории городского округа - в администрацию городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 418215 от 29.03.2017, составленном старшим УУП ОП № 3 УМВД России по го Саранск ФИО3, 11.01.2017 в 12 часов 45 минут Зайцева В.А. на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д. 57, организовала и провела публичное мероприятие (пикетирование), путем размещения одного и более граждан с использованием плаката (металлической раскладной конструкции), звукоусиливающей установки, сопровождающееся распространением печатного издания «Наша правда» (газета коммунистов Республики Мордовия), демонстрацией флага с символикой КПРФ, без подачи в установленном законом порядке уведомления об этом в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Свидетель ФИО1 пояснил, что 11.01.2017 примерно в 12 часов 45 минут прибыл к Центральному рынку г. Саранска, где представители КПРФ раздавали газеты, там был плакат с указанием информации о том, что студентам отменили льготы по бесплатному проезду, против чего голосовала депутат Государственного Собрания Республики Мордовия Зайцева В.А., флаг КПРФ. Зайцева В.А. пояснила, что никакого публичного мероприятия она и её помощники не проводят, поэтому ей как депутату, который обязан информировать своих избирателей о деятельности, не требуется на это разрешения. Считает, что проводимое мероприятие имело характер публичного, так как содержащаяся на плакате информация содержала осуждение социально-значимого события.
Свидетель ФИО2 пояснил, что 11.01.2017 примерно в 12 часов 30 минут получил указание из дежурной части проследовать к Центральному рынку г. Саранска, где проходит какая-то акция. Прибыв на место, было установлено, что представители КПРФ раздавали газеты, там был плакат, а также звукоусиливающее устройство, играла музыка. В ходе разговора Зайцева В.А. пояснила, что никакого публичного мероприятия она и её помощники не проводят, поэтому ей не требуется на это разрешения.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что им на основании поступивших материалов в отношении Зайцевой В.А. был составлен протокол по части 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, за проведение публичного мероприятия при отсутствии соответствующего разрешения от органа местного самоуправления. 27.03.2017 им лично Зайцева В.А. была уведомлена о составлении протокола об административном правонарушении 29.03.2017 в 10 часов, однако, от получения уведомления Зайцева В.А. под роспись она в присутствии свидетелей категорически отказалась.
Свидетель ФИО4 об обстоятельствах уведомления Зайцевой В.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении дал пояснения, аналогичные пояснениям свидетеля ФИО3
В судебном заседании была просмотрена видеозапись, из которой видно, что на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенному по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д. 57, при проведении публичного мероприятия (пикетирования) присутствовало 7 человек с использованием плаката (металлической раскладной конструкции), звукоусиливающей установки, сопровождающееся распространением печатного издания, демонстрацией флага с символикой КПРФ.
Довод Зайцевой В.А. о том, что она не проводила публичного мероприятия, а поэтому для его проведения не требуется соответствующего разрешения, судом отвергается.
Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Зайцева В.А. на территории, прилегающей к Центральному рынку г. Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Полежаева, д. 57, организовала и провела публичное мероприятие (пикетирование), путем размещения одного и более граждан с использованием плаката (металлической раскладной конструкции), звукоусиливающей установки, сопровождающееся распространением печатного издания «Наша правда» (газета коммунистов Республики Мордовия), демонстрацией флага с символикой КПРФ, без подачи в установленном законом порядке уведомления об этом в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Факт того, что Зайцева В.А. являлась организатором публичного мероприятия (пикетирования), подтверждается пояснениями сотрудников полиции.
Довод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Зайцевой В.А. о том, что она является депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия и не может быть привлечена к административной ответственности, судом отвергается.
Согласно статье 1.4 КоАП Российской Федерации лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В части 2 данной статьи предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В Конституции Российской Федерации об особых условиях привлечения к ответственности, в том числе и к административной, говорится применительно к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (статья 98).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 18, статьи 19 и части 2 статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что «неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности».
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Зайцева В.А. подлежит привлечению к административной ответственности на общих основаниях.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях Зайцевой В.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации.
При этом, суд исходит из системного толкования норм права, согласно которым право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.
Права на свободу мысли, слова, мнений и убеждений, выражаемое через право на свободу собираться мирно, без оружия, реализуется, как правило, в форме того или иного публичного мероприятия, то есть коллективно. Будучи элементами конституционно-правового статуса личности, эти права не идентичны по своим содержательным характеристикам, которыми обусловливается возможность возникновения конфликтных ситуаций при проведении таких мероприятий.
Так, последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления публичного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами, сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто имеет иные убеждения, а проводимые мероприятия с этой целью в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Суд полагает, что в указанном публичном мероприятии, которое проводилось не одним человеком, а группой лиц из семи человек, что подтверждается материалами административного дела, проходила демонстрация своих убеждений с применением наглядной агитации, и в связи с этим требовала уведомления о проведении публичного мероприятия.
Порядок и срок давности привлечения Зайцевой В.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Зайцева В.А. уведомлена надлежащим образом и ею не оспаривается.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную опасность, полные данные о личности Зайцевой В.А., которая ранее к административной ответственности не привлекалась, отсутствие смягчающих и отягчающих ее вину обстоятельств, прихожу к выводу о необходимости назначения Зайцевой В.А. наказания в виде административного штрафа, что будет соответствовать целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1-29.10 КоАП Российской Федерации, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Зайцеву В. А. <данные изъяты>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей, который перечислить в УФК по Республике Мордовия (УМВД России по го Саранск), номер расчетного счета 40101810900000010002 в ГРКЦ НБ РМ Банка России в г. Саранске, БИК 048952001, ИНН 1326214112, КПП 132601001, код ОКТМО 89701000, КБК 18811690020026000140.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья А.В. Макаров