Дело № 2-2934/19 (17) 66RS0004-01-2019-002610-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 22.07.2019 года)
г. Екатеринбург 15 июля 2019 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А. при секретаре судебного заседания Серебрякове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах несовершеннолетней Пушкиной Арины Евгеньевны, к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по лекарственному обеспечению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах несовершеннолетней Пушкиной А.Е., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области, Министерству Российской Федерации о возложении обязанности по лекарственному обеспечению. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга по поручению Прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лекарственными препаратами несовершеннолетней Пушкиной А.Е., <данные изъяты> года рождения. В ходе указанной проверки установлено, что согласно выписке из истории болезни отделения медицинской генетики ФГБОУ ВО «РДКБ» № 16757-С Пушкина А.Е. имеет основной диагноз: <данные изъяты> Консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 11.11.2016 установлено, что основными методами патогенетического лечения данного заболевания Пушкиной А.Е., является назначение незарегистрированного в Российской Федерации препарата 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»). Планируемая доза препарата 4 фенилбутират натрия 3000 мг./день, длительно, постоянно, по жизненным показаниям, а также назначен препарат, содержащий «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям. Согласно Протоколам заседаний врачебной комиссии от 19.12.2017 № 46 утверждено, что Пушкиной А.Е. назначено к индивидуальному применению по жизненным показаниям 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), не зарегистрированный в Российской Федерации. В соответствии с решением Консилиума ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 19.12.2017 основными методами патогенетического лечения заболевания у Пушкиной А.Е., является назначение препарата, содержащего «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям. На основании Выписки из медицинской карты стационарного больного № 20825-С Пушкина А.Е. имеет основной клинический диагноз: <данные изъяты> В соответствии с Выпиской из медицинской карты № 8418-с стационарного больного Пушкиной А.Е. установлен основной диагноз: <данные изъяты> Консилиумом РДКБ от 08.06.2017 установлено, что диагноз Пушкиной А.Е. относится к числу редких наследственных заболеваний и основными методами патогенетического лечения данного заболевания у Пушкиной А.Е., является назначение незарегистрированного в Российской Федерации препарата 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»). Планируемая доза препарата 4 - фенилбутират натрия 2500 мг./день, длительно, постоянно, по жизненным показаниям. Выписками из медицинской карты № 10701-с, № 13957, № 564-с стационарного больного Пушкина А.Е. имеет основной клинический диагноз: «<данные изъяты> Консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 03.07.2018 установлено, что Пушкиной А.Е. назначен незарегистрированный в Российской Федерации препарат 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), длительно, постоянно, по жизненным показаниям. На основании Протокола заседания врачебной комиссии от 24.08.2018 № 107 Пушкиной Арине Евгеньевне назначено к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг. /сутки; биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 100-200 мг./кг. длительно, постоянно; 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно. В соответствие и заключением Врачебной комиссии ГБУЗСО «Клинико-диагностический центр матери и ребенка» № 2 от 16.01.2018 Пушкиной А.Е., <данные изъяты> г.р. рекомендовано в связи с наличием у ребенка – инвалида редкого (орфанного) наследственного заболевания, необходимостью проведения патогенетической терапии по жизненным показаниям, разрешено к индивидуальному применению по жизненным показаниям препарат «Фенилбутират натрия» (Аммонапс) в дозе 250-500 мг./кг. в день (годовая потребность 8 флаконов). Согласно выводов Консилиума ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 23.08.2018 наблюдающееся прогрессирование заболевания может создать угрозу жизни Пушкиной А.Е. и ей назначен лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг./сутки, длительно, постоянно, по жизненным показаниям, а также препарат, содержащий «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям; 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно. Консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» о 17.01.2019 установлено, что основным методом патогенетического лечения данного заболевания Пушкиной А.В. является назначение препарата, незарегистрированного на территории Российской Федерации 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг. /сутки, длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно. На основании справки серии МСЭ-2017 № 1860202 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» от 04.09.2018, Пушкина Арина Евгеньевна, <данные изъяты> г.р., является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 02.08.2032.
Учитывая изложенное, истец просил возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Пушкину А.Е. жизненно необходимыми лекарственными препаратами: 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») и «Карглумовая кислота» («Carbaglu») на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных препаратов; возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Пушкину А.Е. жизненно необходимыми лекарственными препаратами: «Натрия бензоат» и биологически активная добавка «L-аргинин» на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных препаратов; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в надлежащем рассмотрении обращений Пушкиной Е.В. по вопросу обеспечения Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами, необходимыми ей по жизненным показаниям, незарегистрированными на территории Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11.06.2019 приняты уточненные исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по финансированию и организации бесплатного обеспечения Аксенова З.Н. жизненно необходимыми лекартсвеннми препаратами: 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), «Карглумовая кислота» («Carbaglu»), «Натрия бензоат» и биологически активной добавкой «L-аргинин» на весь период ее нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных препаратов, признать незаконным бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращений Пушкиной Е.В. по вопросу обеспечения Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами, необходимыми по жизненным показаниям. Требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации более заявлено не было, в связи с чем из состава лиц, участвующих в деле оно было исключено.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Коновалова Н.А., действующая на основании удостоверения, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Законный представитель Пушкиной А.Е. – Пушкина Е.В. и ее представитель Аксенова Ю.Н., действующая по устному ходатайству, поддержали исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Белошевич С.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский Университет им. Н.И. Пирогова» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.
Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Так, в соответствии со ст. 10 и ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;
- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 7 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга по поручению Прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лекарственными препаратами несовершеннолетней Пушкиной А.Е., 01.08.2014 года рождения.
В ходе указанной проверки установлено, что согласно выписке из истории болезни отделения медицинской генетики ФГБОУ ВО «РДКБ» № 16757-С Пушкина А.Е. имеет основной диагноз: <данные изъяты>
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты оказания медицинской помощи предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 15 ст. 37 указанного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Как следует их материалов дела, консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 11.11.2016 установлено, что основными методами патогенетического лечения данного заболевания Пушкиной А.Е., является назначение незарегистрированного в Российской Федерации препарата 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»). Планируемая доза препарата 4 фенилбутират натрия 3000 мг./день, длительно, постоянно, по жизненным показаниям, а также назначен препарат, содержащий «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям.
Согласно Протоколам заседаний врачебной комиссии от 19.12.2017 № 46 утверждено, что Пушкиной А.Е. назначено к индивидуальному применению по жизненным показаниям 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), не зарегистрированный в Российской Федерации.
В соответствии с решением Консилиума ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 19.12.2017 основными методами патогенетического лечения заболевания у Пушкиной А.Е., является назначение препарата, содержащего «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям.
На основании Выписки из медицинской карты стационарного больного № 20825-С Пушкина А.Е. имеет основной клинический диагноз: <данные изъяты>
В соответствии с Выпиской из медицинской карты № 8418-с стационарного больного Пушкиной А.Е. установлен основной диагноз: <данные изъяты>
Консилиумом РДКБ от 08.06.2017 установлено, что диагноз Пушкиной А.Е. относится к числу редких наследственных заболеваний и основными методами патогенетического лечения данного заболевания у Пушкиной А.Е., является назначение незарегистрированного в Российской Федерации препарата 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»). Планируемая доза препарата 4 - фенилбутират натрия 2500 мг./день, длительно, постоянно, по жизненным показаниям.
Выписками из медицинской карты № 10701-с, № 13957, № 564-с стационарного больного Пушкина А.Е. имеет основной клинический диагноз: <данные изъяты>
Консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 03.07.2018 установлено, что Пушкиной А.Е. назначен незарегистрированный в Российской Федерации препарат 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), длительно, постоянно, по жизненным показаниям.
На основании Протокола заседания врачебной комиссии от 24.08.2018 № 107 Пушкиной Арине Евгеньевне назначено к индивидуальному применению по жизненным показаниям лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг. /сутки; биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 100-200 мг./кг. длительно, постоянно; 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно.
В соответствие и заключением Врачебной комиссии ГБУЗСО «Клинико-диагностический центр матери и ребенка» № 2 от 16.01.2018 Пушкиной А.Е., <данные изъяты> г.р. рекомендовано в связи с наличием у ребенка – инвалида редкого (орфанного) наследственного заболевания, необходимостью проведения патогенетической терапии по жизненным показаниям, разрешено к индивидуальному применению по жизненным показаниям препарат «Фенилбутират натрия» (Аммонапс) в дозе 250-500 мг./кг. в день (годовая потребность 8 флаконов).
Согласно выводам Консилиума ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 23.08.2018 наблюдающееся прогрессирование заболевания может создать угрозу жизни Пушкиной А.Е. и ей назначен лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг./сутки, длительно, постоянно, по жизненным показаниям, а также препарат, содержащий «L-аргинин», а именно биологически активная добавка «L-аргинин» в дозе 2400 мг./сутки, длительно, постоянно по жизненным показаниям; 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно.
Консилиумом ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 17.01.2019 установлено, что основным методом патогенетического лечения данного заболевания Пушкиной А.В. является назначение препарата, незарегистрированного на территории Российской Федерации 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), в дозе 667 мг.(6-00), 625 мг.(12-00), 667 мг.(18-00), 625 мг.(24-00) длительно, постоянно, по жизненным показаниям; лекарственный препарат «Натрия бензоат» из расчета 150 мг./кг. /сутки, длительно, постоянно, по жизненным показаниям; препарат «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в дозе 50 мг./кг./сутки в два прима, длительно, постоянно.
На основании справки серии МСЭ-2017 № 1860202 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» от 04.09.2018, Пушкина Арина Евгеньевна, <данные изъяты> г.р., является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 02.08.2032.
Материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения заявленных требований препараты «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») не зарегистрированы на территории Российской Федерации, не включены в государственный реестр лекарственных средств и не входят в стандарт оказания медицинской помощи.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В соответствии с данным перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии с п. 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 47 указанного Федерального закона предусмотрено, что допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.
Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территория Российской Федерации, в том числе незарегистрированных на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771.
Судом установлено, что решением консилиума врачей ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 17.01.2019 Пушкиной А.Е. по жизненным показаниям в установленном порядке были назначены препараты «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), а также препарат «Натрия бензоат» и биологически активная добавка «L-аргинин».
04.12.2018 законный представитель Пушкиной А.Е. – Пушкина Е.В. обратилась в Министерство здравоохранения Свердловской области с заявлением о предоставлении лекарственного обеспечения при наличии решения консилиума врачей, однако письмом от 18.12.2019 № 03-02-05/12656, направленного ответчиком по результатам рассмотрения обращения Пушкиной Е.В., ей было указано, что финансирование обеспечения Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами, незарегистрированными в Российской Федерации должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, ответчиком фактически было отказано в лекарственном обеспечении по жизненным показаниям Пушкиной А.Е. с указанием в качестве основания на не включение данного препарата в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и отсутствие его регистрации на территории Российской Федерации, необходимости финансирования данного лечения за счет средств федерального бюджета без указания порядка дальнейшего обеспечения ее ребенка лекарственными препаратами, которые необходимы ему по жизненным показаниям, и разрешения по существу поставленного истцом в обращении вопроса, в связи с чем исковые требования в части признания бездействия ответчика незаконными суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5.5.28 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет выдачу в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" заключения (разрешительного документа) на ввоз в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией.
Так, согласно подп. «г» п. 11 Порядка ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 771 в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента требуется заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза; а также обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности.
Учитывая наличие заключение консилиума врачей ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский Университет им. Н.И. Пирогова» от 17.01.2019 о необходимости применения Пушкиной А.Е. препаратов «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate»), суд приходит к выводу о возникновении у истца права на получение указанного препарата по жизненным показаниям.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, из взаимосвязанных положений п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 8 ст. 83 и ч. 4 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены постановлением № 890.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением № 890, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляются бесплатно все лекарственные средства (по медицинским показаниям).
Классификатор мер социальной защиты (поддержки) содержит код меры социальной поддержки 0781, предусматривающий полное или частичное освобождение от оплаты лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с постановлением № 890.
В качестве кода источника финансирования указан 0010, что означает финансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») может быть осуществлено только Министерством здравоохранения Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах несовершеннолетней Пушкиной А.Е., в части возложения на ответчика Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности обеспечить Пушкину А.Е. лекарственными препаратами «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») в дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца препаратами «Натрия бензоат» и «L-аргинин» суд не усматривает, поскольку продукция «L-аргинин» зарегистрирована в Российской Федерации как биологически активная добавка, а продукция «Натрия бензоат» зарегистрирована в Российской Федерации как пищевая добавка (Е211), то есть в качестве лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий данные препараты не зарегистрированы и таковыми не являются, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению истца указанным препаратами в силу приведенного выше действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
При таких обстоятельствах с учетом представленных материалов дела, из которых усматривается, что обеспечение Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») положено по жизненно необходимым показателям до момента отсутствия показаний к применению данного препаратов с учетом имеющегося у истца заболевания, не обеспечение которым может ухудшить состояние здоровья истца и угрожает его жизни, суд находит обоснованными требования истца об обращении решения суда в части мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Пушкиной Арины Евгеньевны, 01.08.2014 года рождения, лекарственными препаратами «Карглумовая кислота» («Carbaglu») и 4 - фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») в связи с медицинскими показаниями к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах несовершеннолетней Пушкиной Арины Евгеньевны, к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по лекарственному обеспечению удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения Пушкиной Е.В. по вопросу обеспечения Пушкиной А.Е. лекарственными препаратами, необходимыми ей по жизненным показаниям, незарегистрированными на территории Российской Федерации.
Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по финансированию и организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Пушкиной Арины Евгеньевны, <данные изъяты> года рождения, жизненно необходимыми лекарственными препаратами: 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») и «Карглумовая кислота» («Carbaglu») на весь период ее нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных препаратов.
Решение суда в части мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Пушкиной Арины Евгеньевны, <данные изъяты> года, лекарственными препаратами 4 – фенилбутират натрия («Ammonaps» «Ambutyrate») и «Карглумовая кислота» («Carbaglu») в связи с медицинскими показаниями обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Тихонова