12 мая 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.,
при секретаре Балакаревой К.В.,
с участием заместителя прокурора Майкопского района РА: Горлова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности,установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. В заявлении указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Майкопского района законодательства о противодействии терроризму. В результате проверки установлено, что в нарушение требований законодательства антитеррористическая устойчивость Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 (далее - Школа) не соответствует предъявляемым требованиям и не обеспечивает сохранность жизни и здоровья учащихся, а также работников образовательного учреждения. Так, несмотря на ранее внесенное адрес директора Школы и главы администрации МО "Майкопский район" представление об устранении нарушений закона, в МБОУ СОШ № 4, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует в полном объеме ограждение территории, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Уставом МБОУ СОШ № 4 закреплено, что учредителем образовательного учреждения является администрация МО "Майкопский район", которая является собственником имущества школы. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета МО "Майкопский район". Источниками формирования имущества школы в денежной и иных формах являются, в том числе, предоставленные учредителем субсидии.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обязанность по устройству ограждения вокруг территории возложена на МБОУ СОШ № 4 и администрацию МО «Майкопский район», являющуюся его учредителем. В тоже время, отсутствие забора вокруг МОУ СОШ № 4 влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, влияет на антитеррористическую защищенность образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Поэтому просил суд: 1) Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 4 в полном объеме установить (оборудовать) ограждение вокруг территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; 2) При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № на указанные цели обязать администрацию МО «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению для ограждения территории образовательного учреждения.
В судебном заседании заместитель прокурора Майкопского района РА – Горлов В.В. уточнил исковые требования. Просил суд обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 4 установить ограждение вокруг территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 на указанные цели обязать администрацию МО «Майкопский район» обеспечить финансирование расходов, необходимых для ограждения территории образовательного учреждения.
Представитель администрации МО «Майкопский район» по доверенности – Толстых Е.П. в судебном заседании удовлетворение исковых требований прокурора в уточненном полагала на усмотрение суда.
Представитель МБОУ СОШ №4 по доверенности – Толстых Е.П. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора в уточненном виде обоснованными и не возражала против их удовлетворения.
Суд, заслушав заместителя прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Так, из материалов дела следует, что в нарушение требований законодательства антитеррористическая устойчивость Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 (далее - Школа) не соответствует предъявляемым требованиям и не обеспечивает сохранность жизни и здоровья учащихся, а также работников образовательного учреждения. Отсутствует ограждение территории, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В силу ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Концепцией о противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. от 5 октября 2009 года, закреплено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, в том числе образовательных учреждениях.
Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Статьей 51 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В ст. 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. ст. 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения муниципального района, помимо прочего, являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Исходя из ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской.
С учетом изложенного, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить требования прокурора Майкопского района.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 4 установить ограждение вокруг территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 на указанные цели обязать администрацию МО «Майкопский район» обеспечить финансирование расходов, необходимых для ограждения территории образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья – подпись
Копия верна: Судья А.В. Скрябин