Судья Верхогляд А.С. Дело N <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Смирнова Е.А.,
судей Кузьминой А.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Жигайло А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Огнева В.Г. по доверенности Огневой Е.В. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 3 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Огнев В.Г. обратился с исковым заявлением к ОАО «РЖД», межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на капитальный гаражный бокс N <...>, расположенный по адресу: <...>.
В обоснование требований указано, что <...> он купил у < Ф.И.О. > недостроенный двухэтажный кирпичный гараж, расположенный на территории грузового двора станции <...> по адресу: <...>, за <...>, что на дату покупки эквивалентно <...> рублей. Спорным гаражом он пользуется и владеет уже на протяжении <...> лет, добросовестно, открыто и непрерывно как своим собственным объектом, несет расходы по его содержанию. Государственная регистрация права им не совершалась, так как на момент совершения сделки право собственности < Ф.И.О. > на гаражный бокс не было зарегистрировано в установленном порядке, земельный участок под гаражом не оформлен в аренду. Строительство гаража осуществлялось на основании распоряжения администрации <...> от <...> N <...> о предоставлении в аренду < Ф.И.О. > сроком на <...> лет земельного участка для строительства гаража. Истец узнал, что земельный участок, на котором расположен его гараж, в настоящее время находится в федеральной собственности, передан в аренду ОАО «РЖД». Истец обратился с заявлением к руководству Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» о заключении договора субаренды земельного участка под гаражом, однако получил отказ. Просил признать за ним право собственности на гараж в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 3 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Огнева В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Огнева В.Г. выразила несогласие с принятым решением суда, просила его отменить. В обоснование жалобы указала, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ОАО «РЖД» по доверенности Захарова Е.А. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, выслушав представителей Огнева В.Г. по доверенностям Огневу Е.В. и Бабаян О.Ф., представителя ОАО «РЖД» по доверенности Васильева Ю.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от <...> N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федерального закона от <...> N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от <...> N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», и исходил из отсутствия у истца разрешения на возведение гаража, доказательств отвода ему в установленном законом порядке занимаемой гаражом части земельного участка, и квалифицировал гараж как самовольную постройку.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, постановленными при правильном применении норм материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением администрации Центрального административного округа мэрии <...> от <...> N <...> < Ф.И.О. > предоставлен в аренду сроком на <...> лет земельный участок площадью <...> кв.м для строительства <...> этажного капитального гаража по <...>. < Ф.И.О. > предписано обратиться в СК ЖД Краснодарское отделение для оформления договора аренды земельного участка.
<...> между Краснодарским отделением Северо-Кавказской железной дороги (землепользователь) и доверенным лицом индивидуальных застройщиков (временный землепользователь) заключен договор N <...>, по условиям которого временным землепользователям во временное пользование для размещения гаражей передан земельный участок площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...> на срок <...> года, с <...> по <...>.
В разделе <...> договора стороны согласовали, что право временного землепользователя пользоваться земельным участком прекращается со дня окончания срока действия договора.
На новый срок указанный договор не пролонгировался.
Из материалов дела усматривается, что <...> истец приобрел у < Ф.И.О. > недостроенный двухэтажный кирпичный гараж, расположенный на территории грузового двора станции <...> по адресу: <...>, за <...>, что на дату покупки эквивалентно <...> рублей, что подтверждается распиской от <...>.
Как установлено судом, земельный участок, на котором расположен спорный гаражный бокс, отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Спорный гараж, право собственности на который просил признать истец Огнев В.Г., расположен в полосе отвода железной дороги на части земельного участка с учетным кадастровым номером <...>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, являющегося федеральной собственностью и находящегося в долгосрочной аренду у ОАО «РЖД», согласно договору аренды от <...> N <...>, заключенному между ОАО «РЖД» и территориальным управлением Федерального агентства по правлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
По условиям договора аренды от <...> N <...>, арендодатель предоставил арендатору в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Краснодарский край, <...>, площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...> для его использования в порядке и для целей, предусмотренных Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства РФ от <...> N <...>, для земельных участков полос отвода железных дорог.
Согласно пункту 2.1. договора, договор заключен на <...> лет с <...> по <...>.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.
Основания приобретения права собственности указаны в статье 218 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются категории, среди которых выделена категория – земли транспорта, использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 2 этой статьи, к которым относятся земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Исходя из положений пункта 1 статьи 87 и пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от <...> N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены статьей 9 Федерального закона от <...> N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона от <...> N 17-ФЗ, земли железнодорожного транспорта – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Пунктами 4, 5, 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановление Правительства РФ от <...> N 611, установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Размещение объектов капитального строительства допускается только по согласованию с заинтересованной организацией. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление строительства капитальных зданий и сооружений.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об особенностях правового режима земель транспорта, которые установлены статьей 90 Земельного кодекса РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.
Материалами дела установлено, что капитальный гараж N <...>, расположенный по адресу: <...>, о праве собственности на который заявлены требования Огнева В.Г., находится в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в полосе отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в федеральной собственности.
Судом установлено, что истцом не представлено документов, подтверждающих факт законного строительства спорного гаража. Распоряжение администрации <...> от <...> N <...>, на котором в частности основаны требования истца, не является доказательством, свидетельствующим о законности возведения спорного гаража, и достаточным основанием для признания за Огневым В.Г. в судебном порядке права собственности на возведенный в полосе отвода железной дороги капитальный гараж.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также исходил из нижеследующего.
Согласно статье 234 Гражданского кодекса РФ, гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество.
Между тем, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 15 постановления от <...> N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении вопросов, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении, а принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По смыслу статьей 225, 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество, но не на имущество, созданное для себя лично.
Однако судом первой инстанции не установлено вышеприведенных оснований для признания за Огневым В.Г. права собственности в силу приобретательной давности на самовольно возведенный гараж.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Огнева В.Г.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный гараж не отвечает признакам самовольной постройки, поскольку возведен на земельном участке, отведенном для строительства гаражей, строительство гаража начато в соответствии с распорядительными действиями руководства Краснодарского отделения СК ЖД, по ходатайству которого предоставлен для возведения гаража земельный участок, направлены на неправильную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылка представителя истца на иную судебную практику по аналогичным делам не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку принятые судами решения для рассмотрения данного дела не имеют преюдициального значения. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения другими судами при разрешении внешне тождественных дел.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 3 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Огнева В.Г. по доверенности Огневой Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>