Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-779/2012 ~ М-543/2012 от 16.03.2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-779/12

5 мая 2012 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: истицы Докучаевой М.А. и её представителя по доверенности Осадчего О.А., представителя ответчика ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности Свердлюченко Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Докучаевой М.А. и Докучаева А.В. к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о признании незаконными действия, выразившиеся в начислении по лицевому счету № .............. с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года платы за оказываемые услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84, возложения обязанности аннулировать начисленную плату за указанный период, а также взыскания излишне уплаченной денежной суммы в размере .............. рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Докучаева М.А. и Докучаев А.В. обратились в суд с указанным иском к ГУП СК «Крайтеплоэнерго», в обоснование которого указали, что они проживают по адресу: .............., собственниками которой они являются по 1/2 доли каждый.

В период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года являлись потребителями услуг тепловой энергии, оказываемых ГУП СК «Крайтеплоэнерго», что подтверждается счетами-квитанциями, а также справкой ООО «Теплоэнергоресурс» от 30.01.2012 № 08 об осуществлении теплоснабжения дома .............. по улице ...............

Поскольку на данный дом был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии только с 23 марта 2011 года (акт от 23.03.2011г.), то до указанного момента расчеты с потребителями осуществлялись исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным ГУП СК «Крайтеплоэнерго» при начислении платы потребителям за оказываемые услуги отопления и горячего водоснабжения ими применяются нормативы потребления, установленные решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84.

Отсюда следует, что в период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года ГУП СК «Крайтеплоэнерго» производило начисление платы за оказываемые услуги по лицевому счету № .............. по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В данной редакции указанная статья действует с 13.08.2010 г., таким образом, с указанной даты начисление платы за оказываемые услуги по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления, является незаконным.

Применение при расчетах за коммунальную услугу «тепловая энергия» в период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года не подлежащего применению норматива потребления является нарушением их прав, поскольку установленной Жилищным Кодексом РФ обязанности гражданина-потребителя коммунальных услуг оплачивать коммунальные услуги (при отсутствии прибора учета - исходя из норматива потребления коммунальных услуг) корреспондирует соответствующее право требовать соответствия данного обязательства закону.

Таким образом, нарушено их право вносить законно установленный размер платы за коммунальные услуги.

В связи с чем, просят признать незаконными действия ГУП СК «Крайтеплоэнерго», выразившиеся в начислении по лицевому счету № .............. с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года платы за оказываемые услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84, обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» аннулировать, начисленную по лицевому счету № .............. оплату за оказанные услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, а также взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» излишне уплаченную денежную сумму в размере .............. рублей.

Истец Докучаев А.В., извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно части 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Докучаева А.В.

В судебном заседании истица Докучаева М.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Просит суд признать незаконными действия ГУП СК «Крайтеплоэнерго», выразившиеся в начислении по лицевому счету № .............. с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года платы за оказываемые услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84, обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» аннулировать, начисленную по лицевому счету № .............. оплату за оказанные услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, а также взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» излишне уплаченную денежную сумму в размере .............. рублей.

Представитель истицы Докучаевой М.А. по доверенности Осадчий О.А. также заявленные требования поддержал в полном объеме, также указал, что в связи с внесением изменений в статьи 157 Жилищного кодекса РФ, вступившими в силу с 13 августа 2010 года, с указанной даты начисление платы за оказываемые услуги по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления, является незаконным.

Также просит суд требования истцов удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности Свердлюченко Э.А. заявленные требования не признала, указав, что в соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Федерации отменить ранее принятые нормативы потребления и установить новые с вступлением в силу указанного Федерального Закона.

Следовательно, считать автоматически утратившими силу нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в 2006 году и устанавливающие нормативы потребления тепловой энергии, нет оснований.

Просит суд в удовлетворении требований истцов отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, считает необходимым в удовлетворении требований Докучаевой М.А. и Докучаева А.В. отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В судебном заседании установлено, что Докучаева М.А. и Докучаев А.В. являются собственниками по 1/2 доли каждый в праве общей долевой собственности квартиры № .............., общей площадью 47,4 кв.м., расположенной по адресу: .............. /л.д. 5, 6/.

В указанном жилом помещении отсутствуют приборы индивидуального учета потребления тепловой энергии (отопления).

В судебном заседании также установлено, что ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года предоставляло Докучаевой М.А. и Докучаеву А.В. коммунальную услугу по отоплению по нормативу потребления.

Расчет за оказанные и потребленные услуги производился через лицевой счет № .............., на котором отражается начисление за оказанные услуги.

Согласно представленным квитанциям, в период с августа 2010 года по 31 декабря 2010 года Докучаева М.А. и Докучаев А.В. производили ежемесячно оплату за предоставленные им услуги по отоплению в размере .............. рублей /л.д. 7-11/.

Расчет оплаты за предоставленные услуги по отоплению производился следующим образом: 47,4 кв.м. х 0,01323 Гкал/м.кв. х .............. руб./Гкал = .............. рублей.

23 марта 2011 года на жилой дом № .............. по улице .............. был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, и с указанного момента расчеты с потребителями осуществляются исходя из показаний прибора учета /л.д. 12/.

В судебном заседании также установлено, что решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района от 2 марта 2006 года № 84 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» установлены нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления в размере 0,1588 Гкал/м. кв. в год.

Решение Думы поселка Анджиевский Минераловодского района № 170 от 28 декабря 2006 года «Об установлении нормативов потребления по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для населения поселка Анджиевский Минераловодского района, поставляемые энергоснабжающей организацией Минераловодским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго» установлены нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления в размере 0,01323 Гкал/м. кв. в месяц.

Указанные решения были приняты полночным органом местного самоуправления и соответствовали части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции действовавшей на момент их принятия), а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключение управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован в «Российской газете», № 169 02.08.2010 года и вступил в силу 13.08.2010 года.

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в прежней редакции определяла, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На момент принятия Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, внесшего изменения в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовали Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. В пункте 2 Правил дано понятие "уполномоченных органов" как органов местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ (после 13.08.2010 года), внесшего изменения в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не обладают полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.

На момент начисления платы за коммунальную услугу «отопление жилого помещения» и соответственно оплаты такой услуги, тот есть в период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года, не был установлен отдельный порядок утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены:

- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

- изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

В пункте 4 названного постановления предписано Министерству регионального развития Российской Федерации:

б) в 3-месячный срок:

- представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, предусматривающих в том числе:

- порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

- порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек.

В пункте 5 названного постановления рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 258 «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.

Изменения, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 258, то есть с 1 сентября 2012 года.

Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в течении двух месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 258, то есть в период с 1 июля 2012 года по 1 сентября 2012 года.

Между тем, отсутствие в оспариваемом периоде с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не дает оснований утверждать, что ранее установленные органами местного самоуправления нормативы потребления коммунальных услуг прекратили свое действие с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, внесшего изменения в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку это прямо не предусмотрено законом.

Следовательно, нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления до момента передачи полномочий по их утверждению на уровень субъектов Российской Федерации, действуют до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта.

Таким образом, действия ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по начислению по лицевому счету № 59607 с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года платы за оказываемые услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84, являются обоснованными и не противоречат требованиям статьи 157 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ.

В связи с чем, оснований для признания таких действий ГУП СК «Крайтеплоэнерго» незаконными, возложения обязанности аннулировать начисленную плату за указанный период, а также взыскания излишне уплаченной денежной суммы в размере .............. рублей, у суда не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что Докучаева М.А. и Докучаев А.В. в период с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года фактически пользовались предоставленными им коммунальными услугами по отоплению жилого помещения, при этом начисления за указанную услуг производилось в четком соответствии с действующими тарифами, нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, излишние коммунальные платежи истцам не начислялись, и уплата излишних платежей ими не производилась, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Докучаевой М.А. и Докучаева А.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.154, 155, 1157 ЖК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Докучаевой М.А. и Докучаева А.В. к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о признании незаконными действия, выразившиеся в начислении по лицевому счету № .............. с 13 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года платы за оказываемые услуги по тепловой энергии по нормативам потребления, установленным решением Думы поселка Анджиевский Минераловодского района «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий поселка Анджиевский Минераловодского района» от 02.03.2006 г. № 84, возложения обязанности аннулировать начисленную плату за указанный период, а также взыскания излишне уплаченной денежной суммы в размере .............. рублей - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 10 мая 2012 года.

Судья Залугин С.В.

2-779/2012 ~ М-543/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Докучаев Андрей Викторович
Докучаева Мария Андреевна
Ответчики
ГУП СК "Крайтеплоэнерго"
Минераловодский филиал ГУП СК "Крайтеплоэнерго"
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Залугин Сергей Валентинович
Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
16.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2012Передача материалов судье
21.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2012Подготовка дела (собеседование)
03.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2012Судебное заседание
05.05.2012Судебное заседание
14.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2012Дело оформлено
28.07.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее