Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-15124/2014 от 02.07.2014

Судья Чутчев С.В. Дело № 33-15124/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Лихачевой И.А.

судей Хугаева А.Г., Беляева Р.В.,

при секретаре Тигиеве З.Э.,

рассмотрев в заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО на решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Мурзиной М. Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра», межрайонной инспекции ФНС России <данные изъяты> по МО о признании недействительными сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о показателе кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога,

заслушав доклад судьи Лихачевой И.А.,

объяснения представителя Мурзиной М.Н.Канунникова С.Д., представителя МРИ ФНС <данные изъяты> Полосиной М.С.,

УСТАНОВИЛА:

Мурзина М.Н., уточнив заявленные требования, обратилась с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра», МРИ ФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании несоответствующей рыночной кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб. за 1 кв.м в отношении земельного участка с КН <данные изъяты> площадью 183 000 кв.м по адресу: <данные изъяты>, на расстоянии 1200-1300 м на юго-запад от ориентира - жилой <данные изъяты>; обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <данные изъяты> исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб. за 1 кв.м в отношении вышеуказанного земельного участк; внесении в ГКН кадастровой стоимости данного земельного участка, равном рыночной стоимости, в размере 9870 000 руб.; обязании МРИ ФНС РФ <данные изъяты> по МО произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за октябрь-декабрь 2011 г. и за 2012 г., из расчета рыночной стоимости данного земельного участка, равной 9 870 000 руб. Требования обоснованы тем, что она является собственником земельного участка с КН 50:39:0040203:125 общей площадью 183000 кв.м по адресу: <данные изъяты>, на расстоянии 1200-1300 м на юго-запад от ориентира - жилой <данные изъяты>. Участок не застроен, без коммуникаций, к населенным пунктам не примыкает. Постановлением Администрации сельского поселения Узуновское № 49-п от <данные изъяты> вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». В августе 2013 г. ею было получено налоговое уведомление об уплате земельного налога за данный участок за октябрь-декабрь 2011 г. в сумме 329 755,48 руб. и за 2012г. – в сумме 1 319 021,91 руб. Такой налог исчислен исходя из представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> сведений о кадастровой стоимости, удельном показателе земельного участка, внесенных в ГКН на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту РФ (среднего по <данные изъяты>). Удельный показатель при этом составил 2402,59 руб. за 1 кв.м. Истица не согласна с установлением в отношении ее земельного участка среднего удельного показателя кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную заключением эксперта в размере 9 870 000 руб., а заключением специалиста <данные изъяты> г. – в размере 10 207 000 руб.

Представители ответчиков – ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, МРИ ФНС <данные изъяты> по МО просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Каширского городского суда <данные изъяты> от 20.05.2014г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменения обжалуемого решения. В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мурзина М.Н. является собственником земельного участка с КН 50:39:0040203:125 общей площадью 183000 кв.м по адресу: <данные изъяты>, на расстоянии 1200-1300 м на юго-запад от ориентира - жилой <данные изъяты>, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства, который установлен на основании постановления сельского поселения Узуновского МО № 49-п от <данные изъяты> «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <данные изъяты> его кадастровая стоимость составляет 439 673 970 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м. составляет 2402,59 руб.

Согласно налоговому уведомлению МРИ ФНС <данные изъяты> по МО Мурзиной М.Н. предлагается в срок до <данные изъяты> уплатить земельный налог за указанный земельный участок за октябрь-декабрь 2011 г. в размере 329755,48 руб., за 2012 г. – в размере 1319021,91 руб. Данный налог исчислен исходя из вышеуказанной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН на основании среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по <данные изъяты>.

Согласно ч.2 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно ч.2 ст.7 вышеназванного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В соответствии с п.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. При этом, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> были утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно п.п.5 и 9 вышеуказанных Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а так же иных методов массовой оценки недвижимости.

Пунктами 1 и 10 данных Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> № 121-М были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в <данные изъяты>, соответственно, изменилась и налогооблагаемая база.

Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно п.1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.

Как установлено судом, земельный участок истицы не являлся вновь образованным или ранее учтенным земельным участком в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, и не входил в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений.

После изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства» на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> № 121-РМ от <данные изъяты> в отношении вышеуказанного земельного участка было применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в <данные изъяты>, которое составило 2402,59 руб. за 1 кв.м, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка составила 439673 970 руб. Между тем, средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений по <данные изъяты> указанным распоряжением не был установлен.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции счел установленным, что участок истца не должен приравнивается к земельным участкам в составе дачных объединений, в связи с чем при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка ответчиком неправомерно был применен средний удельный показатель стоимости земли в регионе. Удельный показатель кадастровой стоимости, примененный ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, относится к землям дачных объединений по <данные изъяты> и в данном случае применен быть не может.

Согласно п.1 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

При этом в п.3 ст.66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Соответственно, вышеназванная норма права допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Разрешая спор, суд исходил из заключения экспертизы об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому кадастровая (рыночная) стоимость земельного участка, принадлежащего истцу Мурзиной М.Н., на дату внесения в ГКН оспариваемых сведений о кадастровой стоимости 2011-2012 гг. составляет 9870000 руб., следовательно, стоимость 1 кв.м принадлежащего истице земельного участка составляет 53,93 руб. Возражений по данному отчету представителями ответчиков в суде первой инстанции заявлено не было.

При этом, в настоящее время распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> № 564-РМ от <данные изъяты> утвержден иной удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по Серебряно-Прудскому муниципальному району, который составил 286,37 руб. за 1 кв.м.

Суд пришел к обоснованному к выводу, что права истицы нарушены, неправильное применение нормативных актов привело к увеличению налоговой базы и налоговых обязательств, а также искажение сведений в ГКН о стоимости земельного участка, в связи с чем иск Мурзиной М.Н. удовлетворен в полном объеме.

Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

При данных обстоятельствах оснований к отмене решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> ставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-15124/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мурзина М.Н.
Ответчики
МИФНС РФ № 18
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
14.07.2014[Гр.] Судебное заседание
15.07.2014[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее