Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2576/2021 от 26.08.2021

Судья Журавлева Е.В. Дело № 33а-2576/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

30 августа 2021 года                          город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Георгиновой Н.А. и Чуряева А.В.

с участием прокурора Талибулина Р.Г.

при секретаре Лобовой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1-980/2021 по административному исковому заявлению Илюшечкина Геннадия Николаевича к территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,

по апелляционной жалобе Илюшечкина Геннадия Николаевича на решение Мценского районного суда Орловской области от 20 августа 2021 года, которым Илюшечкину Геннадию Николаевичу отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Илюшечкина Г.Н. и его адвоката Климанова В.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области Киселева В.Н., заключение прокурора Талиьулина Р.Г., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Илюшечкин Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.

В обоснование заявленных требований указывал, что решением территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №5. Основанием для отказа в регистрации послужил тот факт, что при проверке рабочей группой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных им для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения, были обнаружены недостоверные сведения в отношении избирателя ФИО8, неправильно указан год ее рождения. Данные обстоятельства послужили причиной для признания в соответствии с подпунктом «з» и подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными всех сведений о его избирателях, внесенных в списки избирателей в количестве 14 штук. При этом, исходя из итогового протокола рабочей группы от 27 июля 2021 года, в ходе проведенной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверность сведений в отношении 13 избирателей не вызывала сомнений.

Полагал, что поскольку в территориальную избирательную комиссию им представлены сведения о 14 избирателях, поддержавших его кандидатуру, при этом для самовыдвижения требуется 10 подписей избирателей, недостоверность сведений в отношении одного из них не может повлечь отказ в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов. Считает, что решением Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 нарушено его конституционное право быть избранным в орган местного самоуправления.

По указанным основаниям просил суд признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 и возложить на Территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Илюшечкин Г.Н. просит об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Приводит доводы о том, что судом при разрешении дела неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Считает, что выводы суда о том, что им в нарушении пункта 12 и пункта 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не заверены подписи избирателей в подписных листах, являются необоснованными.

В подписных листах (1, 2, 3) имеется его подпись. Под данными избирателей, выдвинувших его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу, имеется запись, выполненная его рукой, из которой следует, что им были выполнены требования закона по их заверению. Подписные листы заверены им собственноручно.

Кроме того, ссылается об ошибочности выводов суда о наличии у него судимости. Указывает, что им было сообщено в Территориальную избирательную комиссию города Мценска о факте привлечения к уголовной ответственности по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР. Вместе с тем, на основании акта об амнистии от 23 февраля 1994 года он был освобожден от наказания, назначенного приговором Мценского районного суда Орловской области от 04 февраля 1993 года, что в соответствии с уголовным законодательством свидетельствует об отсутствии судимости.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области Ноздрин Д.И., помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Баринов Н.С. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюшечкина Г.Н. без удовлетворения.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объёме, согласно положениям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правоотношения, возникающие при реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункта 1 статьи 32 Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 37 названного закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Аналогичные положения содержатся в статье 12 Закона Орловской области от 30 июня 2010 г. № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области».

В силу пункта 8, пункта 9, пункта 11, пункта 12, пункта 13 статьи 37 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» утверждена форма и порядок заполнения подписного листа в поддержку самовыдвижения или выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления (приложение № 8).

Согласно утвержденной законом форме подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием личных данных и реквизитов удостоверяющего личность документа, а также в подписном листе кандидат указывает свою фамилию, имя, отчество, проставляет свою подпись и дату ее внесения.

В примечании к приложению № 8 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Текст подстрочников, а также примечание и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.

Определение понятия «сведения о судимости кандидата» приведено в пункте 58 статьи 2 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера и части, пункта, а также наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой был осужден кандидат, статьи уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 1, подпункта «в», подпункта «з» и подпункта «и» пункта 6.4., подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пункте 2, пункте 2.2, пункте 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Также, в частности, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и кандидата, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, в том числе, установленным приложением 8 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 и пунктом 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пункта 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона одним из самостоятельных оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

По делу установлено, что решением Мценского городского Совета народных депутатов № 60/670-ГС от 22 июня 2021 года назначены выборы депутатов Мценского городского Совета народных депутатов на 19 сентября 2021 года (л.д. 29).

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Орловской области от 18 октября 2013 года № 79/528-5 полномочия избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов Орловской области возложены на территориальную избирательную комиссию Мценского района Орловской области, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от 2 июня 2016 года № 142/1126-5 (л.д. 23-28).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/439 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, представляемое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов. По одномандатному избирательному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации составило - 10, предельное количество подписей, представляемое для регистрации - 14 (л.д. 31-33).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/446 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в поддержку кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов, утвержден состав рабочей группы (л.д. 34-38).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/448 утверждены образцы заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов (л.д. 38-61).

Указанное решение и образцы заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов с примечаниями размещены в общем доступе на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии города Мценска (л.д. 113-119).

Илюшечкин Г.Н. является кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

12 июля 2021 г. Илюшечкиным Г.Н. в территориальную избирательную комиссию города Мценска было подано заявление о его согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения, указав в заявлении о наличии у него судимости по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР и освобождении от наказания по амнистии 23 февраля 1994 г., также к данному заявлению приложен пакет документов.

22 июля 2021 года Илюшечкин Г.Н. представил в территориальную избирательную комиссию города Мценска подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, на трех листах в количестве 14 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе, финансовый отчет, а также иные необходимые для регистрации документы.

Согласно части 3.1 статьи 38 Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010г. №1080-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, в срок не позднее, чем за один день до дня проведения проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Из материалов дела следует, что в результате проверки 27 июля 2021 года рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов достоверности сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 Илюшечкина Г.Н., установлено, что в подписных листах, представленных Илюшечкиным Г.Н., в нарушение требований пункта 9 и пункта 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в подписных листах не указаны сведения о судимости кандидата, а также подписные листы не заверены подписью кандидата (л.д. 89-90).

Кроме того, при заполнении подписного листа № 1 в строке 2 избирателем ФИО8 неверно указан год ее рождения.

По результатам проведенной проверки 27 июля 2021 г. рабочей группой составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которой все подписи, содержащиеся в трех подписных листах признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктом «в», подпунктом «з» и подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также оформлен итоговый протокол проверки подписных листов (л.д. 87-88).

Учитывая, что количество подписей, признанных достоверными и действительными, составило 0, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 2 статьи 12 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области» является недостаточным для регистрации, решением Территориальной избирательной комиссии города Мценска от 1 августа 2021 года № 146/655 Илюшечкину Г.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

Копия итогового протокола территориальной избирательной комиссии города Мценска об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей получены Илюшечкину Г.Н. лично 01 августа 2021 года (л.д. 91).

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у территориальной избирательной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации кандидата Илюшечкина Г.Н. в силу подпунктов «в», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, так как для регистрации кандидата в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 данным кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Несостоятельными являются приводимые Илюшечкиным Г.Н. и адвокатом Климановым В.В. доводы о том, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии города Мценска является немотивированным, поскольку из решения усматривается, что оно вынесено на основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №5 Илюшечкина Г.Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №5 от 27 июля 2021 года, с учетом ведомости проверки подписных листов, где подробно описаны основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (л.д.87-91). Данная проверка проводилась в присутствии Илюшечкина Г.Н.

Нельзя согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы Илюшечкина Г.Н. о том, что он, выступая одновременно в качестве сборщика подписей и в качестве кандидата в депутаты, не должен проставлять вторую подпись.

Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, в частности, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения; каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 12 и 13 статьи 37).

Соответственно, данным регулированием исключается возможность отклонения от установленного избирательным законодательством порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, в том числе в случае осуществления функции сборщика подписей самим кандидатом.

Не влияют на законность постановленного судом решения и доводы Илюшечкина Г.Н. о том, что у него был иной образец подписного листа, в котором не имелось записи о необходимости проставления подписи кандидата.

Как выше указывалось, требования к заполнению подписных листов содержатся в приложении №8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в приложениях к решению Территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года №125/448 «Об утверждении образцов заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов».

Подписные листы изготавливались в типографии по заказу Илюшечкина Г.Н. и за счет его денежных средств, следовательно он должен был проконтролировать их соответствие требованиям действующего избирательного законодательства.

Доводы Илюшечкина Г.Н. о том, что он не имеет судимости, поскольку на основании акта об амнистии от 23 февраля 1994 года был освобожден от ранее назначенного ему наказания по приговору Мценского районного суда Орловской области от 4 февраля 1993 года, также не могут служить поводом для отмены обжалуемого судебного решения.

Сведения о судимости кандидата, как это определено подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона, означают сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10 марта 2016 года № 450-О «По жалобе гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).

Судом установлено, что согласно справки УМВД России по Орловской области от 28 мая 2021 года № 057/08555-Е, по сведениям информационного центра территориального орган МВД России 4 февраля 1993 года Илюшечкин Г.Н., 1956 г. рождения, был осужден народным судом Мценского района Орловской области по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР к 4 годам лишения свободы на основании статьи 44 УК РСФР условно с испытательным сроком 3 года. Постановлением ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 года «Об амнистии» от наказания освобожден.

В заявлении о согласии баллотироваться, Илюшечкин Г.Н. сведения о судимости указал, однако в подписных листах сведения о судимости, о дате снятия или погашения судимости указаны не были.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в решении суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюшечкина Геннадия Николаевича –без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 30 августа 2021 года

Председательствующий судья

Судьи

Судья Журавлева Е.В. Дело № 33а-2576/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

30 августа 2021 года                          город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Георгиновой Н.А. и Чуряева А.В.

с участием прокурора Талибулина Р.Г.

при секретаре Лобовой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1-980/2021 по административному исковому заявлению Илюшечкина Геннадия Николаевича к территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,

по апелляционной жалобе Илюшечкина Геннадия Николаевича на решение Мценского районного суда Орловской области от 20 августа 2021 года, которым Илюшечкину Геннадию Николаевичу отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Илюшечкина Г.Н. и его адвоката Климанова В.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области Киселева В.Н., заключение прокурора Талиьулина Р.Г., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Илюшечкин Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.

В обоснование заявленных требований указывал, что решением территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №5. Основанием для отказа в регистрации послужил тот факт, что при проверке рабочей группой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных им для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения, были обнаружены недостоверные сведения в отношении избирателя ФИО8, неправильно указан год ее рождения. Данные обстоятельства послужили причиной для признания в соответствии с подпунктом «з» и подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными всех сведений о его избирателях, внесенных в списки избирателей в количестве 14 штук. При этом, исходя из итогового протокола рабочей группы от 27 июля 2021 года, в ходе проведенной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверность сведений в отношении 13 избирателей не вызывала сомнений.

Полагал, что поскольку в территориальную избирательную комиссию им представлены сведения о 14 избирателях, поддержавших его кандидатуру, при этом для самовыдвижения требуется 10 подписей избирателей, недостоверность сведений в отношении одного из них не может повлечь отказ в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов. Считает, что решением Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 нарушено его конституционное право быть избранным в орган местного самоуправления.

По указанным основаниям просил суд признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области от 1 августа 2021 года № 146/655 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 и возложить на Территориальную избирательную комиссию города Мценска Орловской области обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Илюшечкин Г.Н. просит об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Приводит доводы о том, что судом при разрешении дела неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Считает, что выводы суда о том, что им в нарушении пункта 12 и пункта 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не заверены подписи избирателей в подписных листах, являются необоснованными.

В подписных листах (1, 2, 3) имеется его подпись. Под данными избирателей, выдвинувших его кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу, имеется запись, выполненная его рукой, из которой следует, что им были выполнены требования закона по их заверению. Подписные листы заверены им собственноручно.

Кроме того, ссылается об ошибочности выводов суда о наличии у него судимости. Указывает, что им было сообщено в Территориальную избирательную комиссию города Мценска о факте привлечения к уголовной ответственности по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР. Вместе с тем, на основании акта об амнистии от 23 февраля 1994 года он был освобожден от наказания, назначенного приговором Мценского районного суда Орловской области от 04 февраля 1993 года, что в соответствии с уголовным законодательством свидетельствует об отсутствии судимости.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области Ноздрин Д.И., помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Баринов Н.С. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюшечкина Г.Н. без удовлетворения.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объёме, согласно положениям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Правоотношения, возникающие при реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункта 1 статьи 32 Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 1 статьи 37 названного закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Аналогичные положения содержатся в статье 12 Закона Орловской области от 30 июня 2010 г. № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области».

В силу пункта 8, пункта 9, пункта 11, пункта 12, пункта 13 статьи 37 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» утверждена форма и порядок заполнения подписного листа в поддержку самовыдвижения или выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления (приложение № 8).

Согласно утвержденной законом форме подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием личных данных и реквизитов удостоверяющего личность документа, а также в подписном листе кандидат указывает свою фамилию, имя, отчество, проставляет свою подпись и дату ее внесения.

В примечании к приложению № 8 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Текст подстрочников, а также примечание и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.

Определение понятия «сведения о судимости кандидата» приведено в пункте 58 статьи 2 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера и части, пункта, а также наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой был осужден кандидат, статьи уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 1, подпункта «в», подпункта «з» и подпункта «и» пункта 6.4., подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пункте 2, пункте 2.2, пункте 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Также, в частности, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и кандидата, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, в том числе, установленным приложением 8 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 и пунктом 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пункта 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона одним из самостоятельных оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

По делу установлено, что решением Мценского городского Совета народных депутатов № 60/670-ГС от 22 июня 2021 года назначены выборы депутатов Мценского городского Совета народных депутатов на 19 сентября 2021 года (л.д. 29).

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Орловской области от 18 октября 2013 года № 79/528-5 полномочия избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов Орловской области возложены на территориальную избирательную комиссию Мценского района Орловской области, сформированную постановлением избирательной комиссии Орловской области от 2 июня 2016 года № 142/1126-5 (л.д. 23-28).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/439 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в абсолютном выражении, представляемое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов. По одномандатному избирательному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации составило - 10, предельное количество подписей, представляемое для регистрации - 14 (л.д. 31-33).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/446 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в поддержку кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов, утвержден состав рабочей группы (л.д. 34-38).

Решением территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года № 125/448 утверждены образцы заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов (л.д. 38-61).

Указанное решение и образцы заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов с примечаниями размещены в общем доступе на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии города Мценска (л.д. 113-119).

Илюшечкин Г.Н. является кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

12 июля 2021 г. Илюшечкиным Г.Н. в территориальную избирательную комиссию города Мценска было подано заявление о его согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения, указав в заявлении о наличии у него судимости по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР и освобождении от наказания по амнистии 23 февраля 1994 г., также к данному заявлению приложен пакет документов.

22 июля 2021 года Илюшечкин Г.Н. представил в территориальную избирательную комиссию города Мценска подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, на трех листах в количестве 14 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе, финансовый отчет, а также иные необходимые для регистрации документы.

Согласно части 3.1 статьи 38 Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010г. №1080-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей, в срок не позднее, чем за один день до дня проведения проверки. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Из материалов дела следует, что в результате проверки 27 июля 2021 года рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов достоверности сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 Илюшечкина Г.Н., установлено, что в подписных листах, представленных Илюшечкиным Г.Н., в нарушение требований пункта 9 и пункта 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в подписных листах не указаны сведения о судимости кандидата, а также подписные листы не заверены подписью кандидата (л.д. 89-90).

Кроме того, при заполнении подписного листа № 1 в строке 2 избирателем ФИО8 неверно указан год ее рождения.

По результатам проведенной проверки 27 июля 2021 г. рабочей группой составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, согласно которой все подписи, содержащиеся в трех подписных листах признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктом «в», подпунктом «з» и подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также оформлен итоговый протокол проверки подписных листов (л.д. 87-88).

Учитывая, что количество подписей, признанных достоверными и действительными, составило 0, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 2 статьи 12 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области» является недостаточным для регистрации, решением Территориальной избирательной комиссии города Мценска от 1 августа 2021 года № 146/655 Илюшечкину Г.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5.

Копия итогового протокола территориальной избирательной комиссии города Мценска об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей получены Илюшечкину Г.Н. лично 01 августа 2021 года (л.д. 91).

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у территориальной избирательной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации кандидата Илюшечкина Г.Н. в силу подпунктов «в», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, так как для регистрации кандидата в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 5 данным кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих правильность вывода суда, в материалы дела представлено не было.

Несостоятельными являются приводимые Илюшечкиным Г.Н. и адвокатом Климановым В.В. доводы о том, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии города Мценска является немотивированным, поскольку из решения усматривается, что оно вынесено на основании итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Мценского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №5 Илюшечкина Г.Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №5 от 27 июля 2021 года, с учетом ведомости проверки подписных листов, где подробно описаны основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (л.д.87-91). Данная проверка проводилась в присутствии Илюшечкина Г.Н.

Нельзя согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы Илюшечкина Г.Н. о том, что он, выступая одновременно в качестве сборщика подписей и в качестве кандидата в депутаты, не должен проставлять вторую подпись.

Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, в частности, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения; каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 12 и 13 статьи 37).

Соответственно, данным регулированием исключается возможность отклонения от установленного избирательным законодательством порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, в том числе в случае осуществления функции сборщика подписей самим кандидатом.

Не влияют на законность постановленного судом решения и доводы Илюшечкина Г.Н. о том, что у него был иной образец подписного листа, в котором не имелось записи о необходимости проставления подписи кандидата.

Как выше указывалось, требования к заполнению подписных листов содержатся в приложении №8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в приложениях к решению Территориальной избирательной комиссии города Мценска от 22 июня 2021 года №125/448 «Об утверждении образцов заполнения подписного листа при проведении выборов депутатов Мценского городского Совета народных депутатов».

Подписные листы изготавливались в типографии по заказу Илюшечкина Г.Н. и за счет его денежных средств, следовательно он должен был проконтролировать их соответствие требованиям действующего избирательного законодательства.

Доводы Илюшечкина Г.Н. о том, что он не имеет судимости, поскольку на основании акта об амнистии от 23 февраля 1994 года был освобожден от ранее назначенного ему наказания по приговору Мценского районного суда Орловской области от 4 февраля 1993 года, также не могут служить поводом для отмены обжалуемого судебного решения.

Сведения о судимости кандидата, как это определено подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона, означают сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10 марта 2016 года № 450-О «По жалобе гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).

Судом установлено, что согласно справки УМВД России по Орловской области от 28 мая 2021 года № 057/08555-Е, по сведениям информационного центра территориального орган МВД России 4 февраля 1993 года Илюшечкин Г.Н., 1956 г. рождения, был осужден народным судом Мценского района Орловской области по части 2 статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР к 4 годам лишения свободы на основании статьи 44 УК РСФР условно с испытательным сроком 3 года. Постановлением ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 года «Об амнистии» от наказания освобожден.

В заявлении о согласии баллотироваться, Илюшечкин Г.Н. сведения о судимости указал, однако в подписных листах сведения о судимости, о дате снятия или погашения судимости указаны не были.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в решении суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюшечкина Геннадия Николаевича –без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 30 августа 2021 года

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2576/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Илюшечкин Геннадий Николаевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Мценска
Другие
Председатель комиссии Ноздрин Дмитрий Иванович
Киселев Виктор Николаевич
Климанов Василий Викторович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
26.08.2021Передача дела судье
30.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее