Председательствующий: Казакова Т.А.
Дело № 7р-73/2020
19RS0003-01-2020-000278-53
РЕШЕНИЕ
3 июня 2020 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4 на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 марта 2020 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника Саяногорского городского отдела судебных приставов УФССП России по РХ от 23 января 2020 года о привлечении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (далее - Комитет ЖКХ и Т) к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП.
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Саяногорского городского отдела судебных приставов УФССП России по РХ от 23.01.2020 Комитет ЖКХ и Т привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20.03.2020 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник ФИО4 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ указывает на наличие оснований для прекращения производства по делу. Так, обращает внимание на то, что Комитет ЖКХ и Т является структурным подразделением администрации муниципального образования г. Саяногорск, и действует в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетным кодексом РФ, и руководителем муниципального учреждения направлялись в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Считает, что у юридического лица отсутствовала возможность исполнить решение суда о проведении капитального ремонта ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств. Приводя положения ст. 1.5 КоАП РФ, полагает, что имеются неустранимые сомнения в виновности юридического лица.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона об исполнительном производстве.
Частью 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Выводы суда первой инстанции о неисполнении Комитетом ЖКХ и Т содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции обоснованно учел, что решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 11.04.2017, вступившим в законную силу 18.05.2017, на Комитет ЖКХ и Т возложена обязанность организовать выполнение капитального ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30 июня 2018 года.
Судебным приставом-исполнителем Саяногорского городского отдела судебных приставов УФССП России по РХ постановлением от 23.07.2018 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа серии ФС № от 11.04.2017, и Комитету ЖКХ и Т установлен 5-дневный срок для добровольного исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Постановлением от 04.03.2019 судебным приставом-исполнителем Саяногорского городского отдела судебных приставов УФССП России по РХ взыскан с Комитета ЖКХ и Т исполнительский сбор в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 26.11.2019, полученным 27.11.2019, Комитету ЖКХ и Т установлен 5-дневный срок со дня получения требования для того, чтобы выполнить обязанности, указанные в исполнительном документе, выданном на основании решения Саяногорского городского суда Республики Хакасия.
Поскольку указанное требование не было исполнено в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 23.01.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в котором отражено неисполнение законных требований судебного пристава исполнителя о выполнении капитального ремонта квартиры, расположенной по адресу: <адрес> соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, что не отрицалось законным представителем.
Оценив доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о том, что Комитет ЖКХ и Т не принял своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом, и о законности и обоснованности его привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о невозможности исполнения требований исполнительного документа в виду отсутствия бюджетных ассигнований, со ссылкой на то, что Комитет ЖКХ и Т является структурным подразделением администрации муниципального образования г. Саяногорск, и действует в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетным кодексом РФ, бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись проверялись судом первой инстанции и мотивированно опровергнуты.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что порядок и способ исполнения решения Саяногорского городского суда РХ от 11.04.2017 не изменен, длительность неисполнения судебного решения, данные об отсутствии принятия своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда и аргументировал вывод о том, что у Комитета ЖКХ и Т имелась возможность для выполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вопреки доводам жалобы защитника, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не усматривается. Утверждение защитника о том, что руководителем Комитета ЖКХ и Т направлялись в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись противоречат материалам дела. Из предоставленных доказательств усматривается, что случаи обращения Комитета ЖКХ и Т в бюджетно-финансовое управление администрации г. Саяногорска являлись единичными и относятся к февралю и сентябрю 2019 года, февралю 2020 года, в то время как судебное решение вынесено 11.04.2017 и им возложена обязанность организовать выполнение капитального ремонта квартиры в срок до 30 июня 2018 года. При этом ссылки на неисполнимость судебного решения правового значения не имеют, поскольку определением Саяногорского городского суда от 08.04.2019 отказано в удовлетворении заявления о прекращении приведенного выше исполнительного производства.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку доказательства, подтверждающие исполнение решения суда и требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, отсутствовали, нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа не было вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника, с учетом непринятия юридическим лицом своевременных, необходимых и достаточных мер, в том числе, связанных с получением необходимого финансирования для исполнения решения суда и длительности его неисполнения сомнений в законности и обоснованности привлечения Комитета ЖКХ и Т к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не имеется.
Поскольку ч. 2 ст. 13 ГПК РФ об обязательности и неукоснительном исполнении судебных постановлений является процессуальной гарантией права на судебную защиту и направлена на реализацию положения ст. 46 Конституции РФ, и совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти и принципы обеспечения эффективности судебного решения, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривается.
Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, оснований для отмены судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 20 марта 2020 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай