Судья Ягудина В.И. Дело № 33-1477/2020 (2-713/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Роговой С.В.
судей Кузьминой А.В., Денисенко В.Г.
по докладу судьи Кузьминой А.В.
при секретаре-помощнике судьи Иванове П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семяшкиной Р.Ф. к администрации Кореновского городского поселения об обязывании заключить договор аренды земельного участка площадью 2,93 га сроком на 49 лет, обязывании администрации муниципального городского поселения выдать договор о предоставлении земельного участка площадью 2,93 в аренду сроком на 49 лет по апелляционной жалобе представителя Семяшкиной Р.Ф. по доверенности Бухтияр С.С. на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семяшкина Р.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику с требованием об обязывании заключить договор аренды земельного участка площадью 2,93 га сроком на 49 лет, обязывании администрации муниципального городского поселения выдать договор о предоставлении земельного участка площадью 2,93 в аренду сроком на 49 лет.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с Указом президента Российской Федерации <...> от <...> «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и на основании постановления Главы администрации Кореновского района <...> от <...> в собственность Винокуровой А.Я., а также Семяшкиной Р.Ф. предоставлено право общедолевой собственности на земельные участки площадью по 3,25 га каждой, на землях ААОЗТ им. Ленина г. Кореновска. Данный факт подтверждается свидетельством о праве собственности на землю.
Как следует из постановления администрации Кореновского района Краснодарского края <...> от <...>: Семяшкиной Р.Ф. и Винокуровой А.Я. выделены в натуре из земель, находящихся в общей долевой собственности членов ААОЗТ им. Ленина, земельные доли общей площадью 6.50 га. А также зарегистрировано крестьянское хозяйство под названием «Полюшко». При этом членам КХ - Семяшкиной Р.Ф. и Винокуровой А.Я. предоставлен в совместную собственность, в счет выделенных в натуре земельных долей земельный участок общей площадью 6.50 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено внести соответствующие изменения в земельно-учетную документацию, а также подготовить и выдать членам КХ свидетельство на право общей совместной собственности на землю. Однако свидетельство по неизвестной причине не было выдано.
Постановлением главы администрации Кореновского района Краснодарского края от <...> <...> г. Кореновск был утвержден план внешних границ и размеров земельных участков крестьянского хозяйства «Полюшко», согласно которого в совместную собственность крестьянского хозяйства «Полюшко» было передано 3.16 га, пашни/участок <...>.27 га и участок <...>.89 га/. В аренду сроком на 49 лет 2.93 га, в том числе 2.83 га пашни и 0.10 га дороги/участок <...>.74 га пашни и 0.1 га дороги, участок <...>.09 га пашни/.
Истица указала, что комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кореновского района было поручено выдать Семяшкину И.А. свидетельство на право собственности на землю площадью 3.16.га. и договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет на площади 2.93 га. Однако договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет на площади 2.93 га, по неизвестным причинам составлен не был. Фактически вышеуказанный земельный участок площадью 3.16 га, был предоставлен в собственность КХ «Полюшко», что подтверждается свидетельством о праве собственности. А земельный участок площадью 2.93 га, - в аренду.
До октября 2009 года, обработкой земельного участка, находящегося частично в собственности, а частично в аренде у членов КХ "Полюшко", занимался глава КХ Семяшкин И.А., который 04.10.2009 года скоропостижно умер, в связи с чем заботы по возделыванию и обработке земельного участка легли на Семяшкину Р.Ф., которая до последнего времени своевременно обрабатывала и возделывала его. Однако в виду ее преклонного возраста и слабого здоровья заниматься обработкой земли ей стало крайне затруднительно. Поэтому она приняла решение о продаже и сдаче в субаренду принадлежащему ей земельного участка.
Истица утверждает, что для заключения сделки по передаче земли она попыталась собрать все правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на участок. Впоследствии выяснилось, что комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кореновского района не выдал Семяшкину И.А. договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет на площади 2.93 га., а также свидетельство на право общей совместной собственности на землю. В настоящее время это сделать не возможно по причине того, что данного органа управления не существует, а его правопреемник не наделен надлежащими полномочиями. Срок договора аренды не истек, а договор не расторгнут. Семяшкина Р.Ф. продолжает добросовестно пользоваться данным земельным участком по настоящее время, обрабатывая и возделывая его.
Считает, что непринятие мер по оформлению прав Семяшкиной Р.Ф. на данный земельный участок, может привести к признанию его бесхозным с последующим переходом права собственности к ответчику.
Просит заключить с Семяшкиной Р.Ф. договор аренды земельного участка площадью 2.93 га сроком на 49 лет, обязав администрацию МО Кореновского района выдать договор о предоставлении земельного участка площадью 2.93 га в аренду сроком на 49 лет.
Обжалуемым решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований Семяшкиной Р.Ф к администрации Кореновского городского поселения об обязывании заключить договор аренды земельного участка площадью 2,93 га сроком на 49 лет, обязывании администрации муниципального городского поселения выдать договор о предоставлении земельного участка площадью 2,93 в аренду сроком на 49 лет - отказано.
Не согласившись с данным решением представитель Семяшкиной Р.Ф. по доверенности Бухтияр С.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Семяшкиной Р.Ф. по доверенности Бухтияр С.С. на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением администрации Кореновского района, Краснодарского края от 30 сентября 1997 года <...> определено создать крестьянско-фермерское хозяйство «Полюшко», утвердить его главу. Членам создаваемого крестьянско-фермерское хозяйство «Полюшко» Семяшкиной Р.Ф. и Винокуровой А.Я. в натуре выделить земельные доли общей площадью 6.50 га.
Постановлением администрации Кореновского района Краснодарского края от 07 декабря 1998 года <...> «Об утверждении плана внешних границ и размеров земельных участков крестьянского хозяйства «Полюшко» определено в собственность крестьянского хозяйства «Полюшко» предоставить земельный участок 3.16 га, участок <...>.27 га, участок <...>,89 га. В аренду на 49 лет предоставить земельный участок 2,93 га.
Указанным постановлением Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кореновского района поручено выдать главе КФХ Семяшкину И.А. свидетельство о праве собственности на землю площадью 3,16 га, а также договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет площадью 2,93 га.
Как следует из материалов дела, глава КХФ Семяшкин И.А. умер <...>, при этом исковой стороной не представлен суду договор аренды на спорный земельный участок площадью 2,93 га, достоверных данных о том, что такой договор был заключен не имеется. Более того, сведений о том, что такой земельный участок является единым землепользованием площадью 2,93 га и состоит на кадастровом учете, так же нет.
В соответствии со статьей 257 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
Судом установлено, что право общей совместной собственности на земельный участок площадью 3,16 га было зарегистрировано за членами крестьянского хозяйства - Винокуровой А.Я., Семяшкиным И.А. и Семяшкиной Р.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от <...> <...>, от <...> <...>, при этом, как установил суд, КФХ «Полюшко» в Едином государственном реестре юридических лиц не значится.
Пунктом 1 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, решением Кореновского районного суда 01 апреля 2016 года, после смерти Семяшкина И.А., совместная собственность крестьянского хозяйства «Полюшко» 2.27 га была разделена на доли за Семяшкиной Р.Ф. и Семяшкиной О.А. Так, за Семяшкиной Р.Ф. признано право собственности на 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601065:0014, за Семяшкиной О. А. признано право собственности на 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601065:0014.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Разрешая спор и, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, площадью 2,27 га, ранее находившийся в общей совместной собственности членов КХФ «Полюшко» в порядке наследования перешел в собственность вышеуказанных физических лиц. При этом, а спорный земельный участок, площадью 2,93 га, не сформирован как единое землепользование и достоверных сведений о том, что был заключен договор аренды о его использовании КХФ « Полюшко» в материалах дела не содержится.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 12.08.1996 года, действовавшей на момент вынесения постановления Постановлением администрации Кореновского района Краснодарского края от 07 декабря 1998 года № 1060) земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 12.08.1996 года) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п.3 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 12.08.1996 года) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 12.08.1996 года)
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21июля1997года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 4 Федерального закона № 122-ФЗ Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, на момент вынесения постановления администрации Кореновского района Краснодарского края от 07 декабря 1998 года <...>, являющегося основанием для заключения договора аренды спорного земельного участка, указанный договор подлежал обязательной государственной регистрации.
Как следует из материалов дела КХФ Семяшкин И.А. указанный договор в установленном законом порядке не зарегистрирован, следовательно прав на спорный земельный участок им приобретено не было. Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в материалы дела не представлено доказательств того, что данный договор вообще заключался.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции и по существу повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Семяшкиной Р.Ф. по доверенности Бухтияр С.С. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.01.2020 г.
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>