УИД 63RS0№-22
номер производства 2а-2340/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тольятти, Самарская область, 28 марта 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Зоричевой Е.С.,
административного истца Трошина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2340/2023 по административному исковому заявлению Трошина Александра Валерьевича к отделу полиции по Центральному району У МВД России по г.Тольятти о досрочном прекращении административного надзора,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 26.12.2017 в отношении него установлен административный надзор сроком на 8 лет, с наложением на весь срок надзора ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков); запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения после 22 часов до 06 часов; запрещения выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения. В марте 2018 поставлен на учет в ОП№24 Управления МВД России по г.Тольятти. Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 13.04.2022 административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения, отменено, снижено количество явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения до одного раза в месяц. За время осуществления административного надзора истец трудоустроился слесарем ремонтником в ЧОУ ДПО <данные изъяты> где работал до 11.12.2022, с 12.12.2022 по настоящее время работает в ООО <данные изъяты> в должности заместителя директора, по месту жительства и работы характеризуется положительно, нарушений административного законодательства не допускал, добросовестно соблюдает административные ограничения и выполняет обязанности. Просит досрочно прекратить административный надзор, установленный решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 26.12.2017, в том числе с целью дальнейшего трудоустройства на более высокооплачиваемую работу, а также с целью путешествий.
Административный истец Трошин А.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить заявление, пояснив, что периодические проверки со стороны правоохранительных органов его, то есть Трошина А.В. по месту жительства в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, доставляют неудобства, поскольку он вынужден прерывать сон, что сказывается на его работоспособности, вместе с тем, пояснил, что нахождение под административным надзором в целом не ограничивает его права в том числе, на получение медицинской помощи, в случае необходимости получения таковой. Кроме того, пояснил, что за период нахождения под надзором, только один раз, в 2018 допустил несоблюдение административных ограничений.
Представитель административного ответчика Голованова Н.Ю., будучи надлежащим образом и своевременно уведомленной о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом, решение о досрочном прекращении в отношении Трошина А.В. административного надзора оставляет на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 2 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании части 1 статьи 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 поименнованной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 статьи 10 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ, поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Административный надзор может быть прекращен судом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 указанного Федерального закона, досрочное прекращение установленного в отношении поднадзорного лица административного надзора является правом, но не обязанностью суда, возникающей при соблюдении перечисленных в соответствующей норме условий, при этом, удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в статье 2 Федерального Закона N 64-ФЗ.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона. В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом. При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Согласно разъяснений пункта 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения (часть 2 статьи 9 Закона об административном надзоре). При рассмотрении данной категории дел суд прекращает административный надзор полностью и выносит решение об удовлетворении требований либо отказывает в их удовлетворении. Отказывая в досрочном прекращении административного надзора, суд не вправе дополнить ранее установленные административные ограничения либо продлить срок административного надзора.
Частью 1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В части 2 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Трошин Александр Валерьевич, 23 сентября 2009 осужден <данные изъяты> районным судом Самарской области за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ, с учетом ст. 79, ст.70 УК РФ к 9 годам лишения свободы без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором установлено, что Трошиным А.В. совершено приготовление к совершению особо тяжкого преступления при наличии в его действиях рецидива преступлений.
26.12.2017 решением Ванинского районного суда Хабаровского края по заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении Трошина А.В. установлен административный надзор сроком на 8 лет, а также установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи употребления алкогольных напитков); запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения после 22:00 до 06:00 часов; запрета выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.
21.03.2018 Трошин А.В. поставлен на учет в ОП № 24 У МВД России по г. Тольятти, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 13.04.2022, по заявлению Трошина А.В. были отменены административные ограничения, установленные решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 26.12.2017 в виде: запрета выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения, а также снижено количество явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения до одного раза в месяц.
Настоящие требования Трошин А.В. обосновывает соблюдением с его стороны всех ограничений административного надзора, установленных судом, постоянным осуществлением трудовой деятельности, положительными характеристиками по месту работы и жительства, а также необходимостью отыскания высокооплачиваемой работы и возможностью выезжать на длительный период времени, с целью путешествий.
Из представленной административным ответчиком информации следует, что за время нахождения на учете (4 года) поднадзорное лицо Трошин А.В. нарушений установленных в отношении него ограничений не допускал, зарегистрирован по адресу: Самарская область, <адрес> проживает по адресу: гор. Тольятти, ул<адрес>, характеризуется положительно, жалобы от соседей не поступали, в алкогольном опьянении замечен не был. За время нахождения под административным надзором постоянно работал слесарем-ремонтником в ЧОУ ДПО <данные изъяты> с 12.12.2022 работает в должности заместителя директора ООО <данные изъяты> по месту работы характеризуется положительно.
Согласно характеристики по месту жительства Трошин А.В. с 2018 проживает по адресу: г. Тольятти, <адрес> с гражданской супругой ФИО8 в период проживания по указанному адресу работал в ЧОУ ДПО <данные изъяты> в настоящее время работает в ООО <данные изъяты> За время проживания зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, в семье сложились хорошие отношения, жалоб от соседей на него никогда не поступало, в обращении вежлив, не конфликтен, обладает спокойным, уравновешенным характером, поддерживает со всеми хорошие отношения, по необходимости оказывает помощь соседям, спиртными напитками не злоупотребляет. Охотно участвует в общественно-полезной жизни дома.
По месту работы в ООО <данные изъяты> Трошин А.В. характеризуется положительно.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Изучив представленные сведения, в том числе, характеризующие личность административного истца, между тем, суд считает, что таковые не могут быть признаны безусловными и достаточными для досрочного прекращения административного надзора, установленного в отношении Трошина А.В., учитывая характер совершенного последним преступления, отнесенного к категории особо тяжких, при наличии рецидива преступлений.
Установление в отношении Трошина А.В. административного надзора и административных ограничений обусловлено достижением целей и задач административного надзора, то есть недопущением совершения новых преступлений и правонарушений, оказанием на Трошина А.В. индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вопреки приведенным выше нормам закона, административный истец в обоснование своих требований не предоставил доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие продолжения административного надзора и дальнейшего исполнения административных ограничений, напротив последний пояснил, что нахождение под административным надзором существенно не ограничивает его права и судом также не установлено каких-либо объективных данных о том, что административный надзор и установленные ограничения произвольно и несоразмерно ограничивают реализацию гражданских прав и интересов административного истца.
Доводы административного истца о невозможности трудоустройства на высокооплачиваемую работу и путешествия, в связи с установленными в отношении него ограничениями, суд оценивает критически, поскольку административный истец трудоустроен, в том числе официально, а соответственно получает за осуществление им профессиональной деятельности заработанную плату, кроме того, женщина с которой он состоит в фактических брачных отношениях, являющаяся членом его семьи, состоящей из двух человек, также работает, таким образом Трошин А.В. не является единственным кормильцем в семье, а его право на труд в соответствии со ст.37 Конституции РФ, каким – либо образом не ограничено. Не ограничено право Трошина А.В. и на свободное передвижение на территории данного субъекта РФ, как и право на получение медицинской помощи в соответствии со ст.41 Конституции РФ.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований о досрочном прекращении административного надзора, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2023 года.
Председательствующий: Ю.С. Ахтемирова