УИД:28RS0---18
№ 2-617/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Савельевой Л.Ю.,
с участием помощника Свободненского городского прокурора Моисеенко А.А., представителя ответчика Тюрина М.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей города Свободного и Свободненского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» об обязании разработать инвестиционную программу в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
у с т а н о в и л:
Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц жителей города Свободного и Свободненского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» об обязании разработать инвестиционную программу в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от -- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФИО1-коммунального хозяйства.
Определением суда от -- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФИО2 природных ресурсов Амурской области.
Определением суда от -- в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – администрация города Свободного, администрация Свободненского района.
Свои требования мотивировал истец тем, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, которой установлено, что ООО «Спецавтохозяйство» не принимаются исчерпывающие и эффективные меры по разработке инвестиционной программы.
Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Амурской области, разработана и приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период --
Указанной территориальной схемой запланирован комплекс мероприятий, в том числе установка по брикетированию и сортировке ТКО на территории г. Свободного, а также оборудование на территории 10 населенных пунктов Свободненского района мест накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД утверждена новая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период -- Приказ министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД признан утратившим силу.
В данной Территориальной схемой также предусмотрено оборудование на территории 8 населенных пунктов Свободненского района мест накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Планируемые места накопления отходов определены согласно Приложению -- к территориальной схеме, вкладка «Планируемые места накопления отходов».
Помимо этого запланирован комплекс «Установка по брикетированию и сортировке ТКО» на территории г. Свободного (--) к территориальной схеме.
В названных Территориальных схемах, учитывая особенности Амурской области, муниципальные образования Амурской области разделены на -- по зонам деятельности региональных операторов.
В зону «Кластер --» Амурской области входят следующие населенные пункты: --, ЗАТО Циолковский.
На основании соглашения, заключенного с Министерством жилищно- коммунального хозяйства Амурской области --, ООО «Спецавтохозяйство» (региональный оператор) осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер --» Амурской области.
Согласно п. 1.3. названного соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период -- утвержденной постановлением Правительства Амурской области -- --, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Амурской области и настоящим соглашением.
В соответствии с п. 1.5 указанного соглашения, дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, является --.
Дополнительным соглашением от -- заключенным между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецавтохозяйство» дата начала исполнения региональным оператором ООО «Спецавтохозяйство» в зоне его деятельности обязанностей по предоставлению услуги с обращением с твердыми коммунальными отходами определена --.
Согласно ч. 1 ст. 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Амурской области от -- -- утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на --. Исполнителями Программы указаны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, Региональной программой и Территориальной схемой предлагается реализация следующих мероприятий в разрезе пятого кластера:
- на территории г. Свободный имеется полигон ТБО, зарегистрированный в ГРОРО. Организация, эксплуатирующая полигон, планирует к запуску установку по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов.
Главой 6 Региональной программы предусмотрено, что финансовым обеспечением Региональной программы являются, в частности средства региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Мероприятия, реализуемые за счет средств регионального оператора и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, будут финансироваться за счет собственных или привлеченных средств на основании собственных инвестиционных программ.
Несвоевременная разработка инвестиционной программы препятствует реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области, направленной на развитие инфраструктуры в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией.
Пунктом 11(1) названных правил в случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 данных правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация направляет разработанный проект инвестиционной программы на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в орган (органы) местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования (муниципальных образований) которого (которых) расположены или планируется расположить объекты, до 15 июля года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы.
Несмотря на предусмотренные -- гг. Региональной программой и Территориальной схемой мероприятия по строительству объектов, инвестиционная программа региональным оператором - ООО «Спецавтохозяйство» не разработана.
В целях устранения нарушений, -- городской прокуратурой генеральному директору ООО «Спецавтохозяйство» ФИО6 внесено представление --.
Согласно ответу ООО «Спецавтохозяйство» от -- --, на указанное представление, обязанность разработки региональными операторами инвестиционных программ нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также, в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Помимо этого, несоблюдение ООО «Спецавтохозяйство» указанных требований закона нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, подвергает опасности их жизнь и здоровье.
Инвестиционная программа разрабатывается под конкретный индивидуальный объект, задействованный в обращении с отходами - которые, в свою очередь, могут относится только к твердым коммунальным.
-- прокурором заявлено об уточнении требований, в которых указал на следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией.
Согласно п. 3 Правил в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.
Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, соглашением о государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, не допускается.
Согласно п. 11 Правил регулируемая организация или нерегулируемая организация разрабатывает проект инвестиционной программы на основании территориальной схемы обращения с отходами.
Так, Региональной программой и Территориальной схемой предлагается реализация следующих мероприятий в разрезе пятого кластера: на территории г. Свободный имеется полигон ТБО, зарегистрированный в ГРОРО. Организация, эксплуатирующая полигон, планирует к запуску установку по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов.
Из изложенных обстоятельств следует, что создание установки по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов может быть включено в инвестиционную программу, поскольку данное обстоятельство предусмотрено региональной Программой.
Согласно п. 6 Правил Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:
а) мероприятия инвестиционной программы в части накопления твердых коммунальных отходов;
б) мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;
в) мероприятия инвестиционной программы в части утилизации твердых коммунальных отходов;
г) мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;
д) мероприятия инвестиционной программы в части хранения твердых коммунальных отходов;
е) мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.
При изложенных обстоятельствах, в инвестиционной программе, подлежащей к разработке ООО «Спецавтохозяйство», должны быть указаны мероприятия по строительству установки по брикетированию и сортировке ТКО.
Указанная возможность предусматривается п. 6 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией.
В связи с чем, просил обязать ООО «Спецавтохозяйство» разработать инвестиционную программу, в которую включить создание установки по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Моисеенко А.А. на уточненных требованиях и доводах иска с учетом уточнений, настаивал.
Представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» Тюрин М.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований в полном объеме, просил в иске с учетом уточнений отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители Министерства Жилищно-коммунального хозяйства, Министерства природных ресурсов Амурской области, администрации г.Свободного, администрации Свободненского района в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также, в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Свободненской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что ООО «Спецавтохозяйство» не принимаются исчерпывающие и эффективные меры по разработке инвестиционной программы.
В целях устранения нарушений, -- городской прокуратурой генеральному директору ООО «Спецавтохозяйство» ФИО6 внесено представление --.
Согласно ответу ООО «Спецавтохозяйство» от -- --, на указанное представление, обязанность разработки региональными операторами инвестиционных программ нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Амурской области, разработана и приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период --
Указанной территориальной схемой запланирован комплекс мероприятий, в том числе установка по брикетированию и сортировке ТКО на территории г. Свободного, а также оборудование на территории 10 населенных пунктов Свободненского района мест накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД утверждена новая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на --. Приказ министерства природных ресурсов Амурской области от -- ---ОД признан утратившим силу.
В данной Территориальной схемой также предусмотрено оборудование на территории 8 населенных пунктов Свободненского района мест накопления отходов (временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Планируемые места накопления отходов определены согласно Приложению -- к территориальной схеме. Также запланирован комплекс «Установка по брикетированию и сортировке ТКО» на территории г. Свободного (Приложение 6) к территориальной схеме.
В названных Территориальных схемах, учитывая особенности Амурской области, муниципальные образования Амурской области разделены на 5 кластеров по зонам деятельности региональных операторов.
В зону «Кластер --» Амурской области входят следующие населенные пункты: --, ЗАТО Циолковский.
ООО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором осуществляющим деятельность с -- по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер --» Амурской области.
Согласно п. 1.3. соглашения, заключенного между ответчиком и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области --, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период -- утвержденной постановлением Правительства Амурской области 08.11.2017 № 527, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Амурской области и настоящим соглашением.
Согласно ч. 1 ст. 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527 утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов. Исполнителями Программы указаны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, Региональной программой и Территориальной схемой предлагается реализация следующих мероприятий в разрезе пятого кластера:
- на территории г. Свободный имеется полигон ТБО, зарегистрированный в ГРОРО. Организация, эксплуатирующая полигон, планирует к запуску установку по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов.
Главой 6 Региональной программы предусмотрено, что финансовым обеспечением Региональной программы являются, в частности средства региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Мероприятия, реализуемые за счет средств регионального оператора и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, будут финансироваться за счет собственных или привлеченных средств на основании собственных инвестиционных программ.
В связи с чем, судом не принимается довод ответчика о том, что финансирование на выполнение региональной программы доводится до ООО «Спецавтохозяйство» из бюджета Амурской области.
Несвоевременная разработка инвестиционной программы препятствует реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области, направленной на развитие инфраструктуры в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией.
Пунктом 11(1) названных правил в случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 данных правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация направляет разработанный проект инвестиционной программы на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в орган (органы) местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования (муниципальных образований) которого (которых) расположены или планируется расположить объекты, до 15 июля года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы.
До настоящего времени инвестиционная программа региональным оператором - ООО «Спецавтохозяйство» не разработана.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Суд соглашается с доводом истца о том, что несоблюдение ООО «Спецавтохозяйство» требований закона по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: отсутствие инвестиционной программы по созданию установки по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, подвергает опасности их жизнь и здоровье.
Согласно п. 11 Правил регулируемая организация или нерегулируемая организация разрабатывает проект инвестиционной программы на основании территориальной схемы обращения с отходами.
Региональной программой и Территориальной схемой предлагается реализация следующих мероприятий в разрезе пятого кластера: на территории г. Свободный имеется полигон ТБО, зарегистрированный в ГРОРО. Организация, эксплуатирующая полигон, планирует к запуску установку по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов.
В пункте 6 Правил указаны следующие мероприятия, которые могут быть включены в инвестиционную программу:
а) мероприятия инвестиционной программы в части накопления твердых коммунальных отходов;
б) мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;
в) мероприятия инвестиционной программы в части утилизации твердых коммунальных отходов;
г) мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;
д) мероприятия инвестиционной программы в части хранения твердых коммунальных отходов;
е) мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.
В иске прокурор просит возложить на ответчика обязанность разработать инвестиционную программу, в которой указать мероприятия по строительству установки по брикетированию и сортировке ТКО, что соответствует п. 6 правил.
При таких обстоятельствах, иск прокурора об обязании ООО «Спецавтохозяйство» разработать инвестиционную программу, в которую включить создание установки по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей города Свободного и Свободненского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» об обязании разработать инвестиционную программу в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» обязанность разработать инвестиционную программу, в которую включить создание установки по брикетированию и сортировке твердых коммунальных отходов в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме 03 августа 2020 года.
Председательствующий: О.С.Соколинская
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--