Судья Белякова И.Н. Дело № 33-1511/2020
номер дела в суде первой инстанции 2-405/2020
УИД 37RS0007-01-2020-000235-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2020 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горшковой Е.А.,
судей Дорофеевой М.М., Чайки М.В.,
при помощнике судьи Бондаренко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшковой Е.А. дело по апелляционной жалобе администрации Заволжского муниципального района Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 16 марта 2020 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Заволжского муниципального района Ивановской области об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, в лице территориального отдела в г. Кинешеме, Кинешемском, Заволжском Пучежском и Юрьевецком районах, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, в котором просил обязать ответчика выполнить определенные действия по устранению выявленных нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проведению мероприятий по предотвращению угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, а также угрозы возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; обязать ответчика в соответствии с полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения организовать надлежащее водоотведение от населенного пункта д. Коротиха Заволжского муниципального района Ивановской области и определение для системы водоотведения гарантирующей организации.
Заявленные требования мотивированы тем, что органом Роспотребнадзора 23 мая 2019 г. выявлен факт загрязнения территории д. Коротиха Заволжского муниципального района Ивановской области хозяйственно-фекальными стоками из канализационной системы, находящейся в 50-метровой водоохраной зоне ручья без наименования, являющегося притоком р. Волги. Загрязнение является последствием нарушения норм действующего законодательства ответчиком.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 16 марта 2020 года исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность устранить нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по предотвращению угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, а также угрозы возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний путем организации надлежащего водоотведения от населенного пункта д. Коротиха Заволжского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и недопущения сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также путем определения гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения от населенного пункта д.Коротиха Заволжского муниципального района Ивановской области.
С решением не согласна администрация Заволжского муниципального района Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца, ответчика, третьего лица МУП Заволжского муниципального района «Ресурсоснабжающая организация» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, о причинах неявки не сообщили и не представили доказательств уважительности этих причин.
В соответствии с ч.3 ст.167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Роспотребнадзора в Ивановской области выявлен факт загрязнения территории хозяйственно-фекальными стоками из канализационной системы д. <адрес>, а именно хозяйственно-фекальные отходы из канализационного колодца в период с 25 января 2018 г. сбрасываются на уклон рельефа местности (территории), непосредственно примыкающей к береговой линии ручья, являющегося притоком р. Волга. Канализационный колодец, из которого производится слив канализационных вод, находится у моста д. <адрес> в 50-метровой водоохраной зоне ручья без наименования. Колодец является конечной точкой системы водоотведения д. Коротиха и выполняет роль сборного канализационного выгреба жидких бытовых отходов, поступающих по канализационной сети от трех многоквартирных жилых домов, находящихся в д. <адрес>. Проведенные в ходе проверки анализы проб почвы подтвердили факт загрязнения почвы в месте розлива жидких бытовых отходов энтерококками, микроорганизмами, являющимися факторами свежего фекального загрязнения.
Согласно экспертному заключению, выданному филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в г. Кинешма, Кинешемском и Заволжском районах» пробы почвы не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по индексу бактерий группы кишечной палочки энтерококков; степень эпидемической опасности почвы «опасная».
По указанному факту нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрация Заволжского муниципального района постановлением заместителя Главного санитарного врача по Ивановской области от 23.09.2019 года привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа.
Находящиеся в д. Коротиха Междуреченского сельского поселения Заволжского района Ивановской области две артезианские скважины, водопровод протяженностью 3166 м и канализационные сети протяженностью 883 м находятся в муниципальной собственности Заволжского муниципального района.
Постановлением главы Заволжского муниципального района от 16 августа 2018 года № 372-п гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения Заволжского муниципального района определено МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик», зоной деятельности которого установлена, в том числе территория Междуреченского сельского поселения.
Постановлением главы Заволжского муниципального района от 26 ноября 2019 г. № 543-п вышеуказанное муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП Заволжского муниципального района «Ресурсоснабжающая организация».
За период с 1 марта 2018 г. по 31 мая 2019 г. объем водоотведения от трех многоквартирных домов в д. Коротиха, подключенных к централизованному холодному водоснабжению, составил 3094,446 куб.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 6,12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 1,11,21,22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 Санитарных правил 3.1/3.2.3146-13, санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65, Санитарных правил и нормативов 2.1.7.1287-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53, пришел к обоснованным выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку администрацией Заволжского муниципального района допущено бездействие, связанное с неисполнением своих полномочий по организации надлежащего водоотведения в д. <адрес> и определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения данного населенного пункта.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной части решения, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в д. Коротиха системы централизованного водоотведения, а также о том, что услуга по водоотведению жителям деревни не предоставляется, плата не взимается, в связи с чем не может быть определена гарантирующая организация, не влекут отмену решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоотведения на территориях сельских поселений является вопросом местного значения муниципальных районов и должен решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; а также определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
В силу положений ч.1 ст.12 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п.6 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения
Согласно п.28 ст.2 указанного Федерального закона централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа (п.28.1).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Статьей 11 названного Федерального закона на юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 21 указанного Федерального закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Санитарные правила и нормативы 2.1.7.1287-03, введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53, предусматривают, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами (п. 2.3).
При этом санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к жилым территориям, рекреационным и курортным зонам, зонам санитарной охраны водоемов и прибрежных водоемов, территориям сельскохозяйственного назначения и другим, где возможно влияние загрязненных почв на здоровье человека и условия проживания (п. 2.2).
Исходя из вышеприведенных норм, судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии в д. Коротиха централизованной системы водоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судом также установлено, что администрацией Заволжского района Ивановского области принимались меры по приведению объектов водоотведения в соответствие с установленными санитарными требованиями, а именно по установлению систем сбора и очистки сточных вод, которые являются одним из критериев отнесения спорной системы водоотведения к централизованной системе водоотведения данного населенного пункта. Однако данные работы до настоящего времени не выполнены.
Вместе с тем, ненадлежащая организация системы водоотведения не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения, по существу направлены на иную оценку обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Решение суда отвечает требованиям закона, нарушений материального или процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░