Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-419/2020 ~ М-399/2020 от 17.09.2020

Дело № 2-419/2020 УИД: 66RS0060-01-2020-000550-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года              п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.А.,

с участием истца помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

соистца Ш.С.А., её представителя Ш.Т.Г.,

представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ш.С.А. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах Ш.С.А. с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Ш.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, согласно действующему законодательству.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Ш.С.А. о нарушении её жилищных прав, как инвалида 2 группы. В ходе проверки установлено, что Ш.С.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно справке ВК ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ ей поставлен диагноз – <данные изъяты>. Данное заболевание входит в п. 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приложению, утвержденному Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.

Постановлением Главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Ш.С.А. принята на учет в качестве малоимущего гражданина, признанного нуждающимся в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда.

В протоколе заседания жилищной комиссии Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на повестке рассматривался вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (малоимущие), где отражено, что Ш.С.А. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ площадь учетной нормы на одного члена семьи на территории Шалинского городского округа составляет 15 кв.м.

Ш.С.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом предоставление Ш.С.А. жилого помещения органом местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства Ш.С.А. является <адрес>, на территории которой она преимущественно проживает.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 и 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14 и 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, обеспечение Ш.С.А. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации Шалинского городского округа, осуществление которых возможна и путем обращения в органы государственной власти Свердловской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, в соответствии со статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 статьи 55, 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжанина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Соистец Ш.С.А. и её представитель Ш.Т.Г. исковые требования прокурора к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Ш.С.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма поддержали в полном объеме. Ш.Т.Г. пояснила, что Ш.С.А. является её дочерью, она с ней и со своим сыном проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 29,3 кв.м, купленном её зятем для неё, она является собственником указанного жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области С. возражал против удовлетворения иска. В обоснование возражений пояснил, что иск должен быть оставлен без рассмотрения в связи с отсутствием доказательств того, что Ш.С.А. в силу возраста и состояния здоровья не в состоянии осуществить эффективную защиту своих нарушенных прав. Полагает, что прокурор не имел полномочий на предъявление иска в суд в защиту интересов Ш.С.А., т.к. она не лишена возможности самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями.

Также считает, что надлежащим субъектом гражданско-правовой ответственности по настоящему спору является Российская Федерация льгота по предоставлению жилья инвалидам, предусмотрена федеральным законодательством, вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений данной льготной категории граждан нормативно не урегулирован. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

По указанной причине, в решении о бюджете Шалинского городского округа на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы, утвержденный решением Думы Шалинского городского округа, средства местного бюджета на указанные в иске цели не предусмотрены.

Он не отрицает, что Ш.С.А. стоит на учете как инвалид, имеющий право на внеочередное получение жилья, жилое помещение ей на данный момент не предоставлено.

На территории пгт Шаля свободных жилых помещений нет. По этой причине, в случае удовлетворения иска, ответчик будет вынужден затратить значительное время на приобретение или строительство жилья.

Ответчик объективно не сможет незамедлительно предоставить жилое помещение истцу. Срок, установленный в иске, является неразумным. Разумным считает срок исполнения до 01.06.2022.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как установлено - прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Ш.С.А. по факту нарушения её жилищных прав должностными лицами администрации Шалинского городского округа.Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан по их обращениям, в том числе о нарушениях жилищных прав.Ш.С.А. признана малоимущей, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма, о чем Администрацией Шалинского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ . В протоколе заседания жилищной комиссии Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Указано, что Ш.С.А. зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её матери. Ш.С.А. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Других иных жилых помещений в собственности у неё не значится (л.д.). Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1)    гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не
подлежат; 2)    гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. Медицинскими документами подтверждается, что Ш.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности бессрочно, поставлен диагноз - <данные изъяты>, хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 32, 33). Указанными медицинскими документами подтверждается право Ш.С.А. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н. В Перечня включено следующее заболевание: <данные изъяты>Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Поскольку болезнь, которой страдает Ш.С.А., относится к группе хронических, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень соответствующих заболеваний, по мнению суда, она обладает правом состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, поскольку Перечень устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление Ш.С.А. жилого помещения органами местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последней другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Как следует из материалов дела – Ш.С.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит Ш.Т.Г. (л.д.34, 35). Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.С учетом изложенного судом установлено, что местом жительства Ш.С.А. является <адрес> на территории которой она преимущественно проживает со своей семьей. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, последние предоставляются вне очереди.

По этим основаниям к доводам представителя ответчика об отсутствии оснований для обращения прокурора с иском в интересах Ш.С.А., об определении срока предоставления жилья, отсутствия финансирования на эти цели, суд отнесся критически.

При обеспечении жилищных прав Ш.С.А. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Постановлением главы Шалинского городского округа от 27.06.2014 № 584 установлена норма предоставления жилого помещения – 18 кв.м., следовательно, Ш.С.А. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ш.С.А. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Ш.С.А. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность предоставить Ш.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, не менее нормы предоставления на одного человека, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, согласно действующему законодательству.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 22.10.2020.

Председательствующий судья     С.Н. Миронова

2-419/2020 ~ М-399/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шалинского района
Шишкина Светлана Анатольевна
Ответчики
Администрация Шалинского городского округа
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Миронова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
shalinsky--svd.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее