УИД № 65RS0004-01-2020-000425-58
Дело № 2-304/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Долинск 22 июня 2020 года
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Савиновой О.П.
при секретаре Прошко А.В.
с участием истца Асеевой А.С., её представителя Пестовой Т.В., действующей на основании устного заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Асеевой Алины Сергеевны к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» о включении имущества в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Асеева А.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» (далее администрация МО ГО «Долинский») о включении жилого помещения по адресу: <адрес>, в состав наследства. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ года умер её отец ФИО12., который 9 июня 2013 года обратился к нотариусу Ворониной О.М. с заявлением о принятии наследства после смерти своей матери ФИО13., однако свидетельство о праве на наследство не получил и право собственности в порядке наследования в установленном законом порядке не зарегистрировал. В марте 2020 года она обратилась к нотариусу Москаеву С.А. с заявлением о принятии наследства, однако нотариус отказал включить спорное жилое помещение в наследственную массу, поскольку ФИО14 (отец истца) право собственности на жилое помещение не зарегистрировал.
Определением судьи от 14 мая 2020 года Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебное заседание ответчик, третьи лица не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, нотариусы Долинского нотариального округа Воронина О.М. и Москаев С.А. просят рассмотреть дело без своего участия, о чем имеются заявления.
Третье лицо Бондаренко Е.Ю. в судебном заседании 4 июня 2020 года против удовлетворения искового требования не возражала, пояснив, что она отказалась от своей доли наследства в пользу дочери Асеевой А.С., поскольку при жизни мужа ФИО15 ими было принято решение о наследовании квартиры дочерью.
Истец Асеева А.С., её представитель Пестова Т.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали и просили заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Истец Асеева А.С. отказалась предъявлять требование о признании права собственности в порядке наследования.
Выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 8.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
В силу части 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Как установлено судом, ФИО16 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 8 июня 2005 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 умерла, что подтверждается копией записи о смерти <данные изъяты>.
Из ответа на запрос суда нотариуса Долинского нотариального округа Ворониной О.М. от 5 июня 2020 года следует, что наследственное дело к имуществу ФИО18 открыто на основании претензий кредитных учреждений – <данные изъяты>.
Как следует из наследственного дела №, открытого к имуществу ФИО19., наследники с заявлением о принятии наследства не обращались.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО20 (отец истца) являлся наследником первой очереди, как сын ФИО21 ФИО22 на момент смерти матери проживал и был зарегистрирован с 21 февраля 2002 года и по день смерти по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону (ст. 1111 ГК РФ).
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании части 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.
Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (ч. 4 ст. 1152, ч. 1 ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 28 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В силу пунктов 34, 35 и 36 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям. Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Таким образом, формально ФИО23 при жизни принял наследство, так как был вселен ФИО24 (наследодателем) в жилое помещение и проживал в нем на день открытия наследства (смерти ФИО25.), был зарегистрирован в спорном жилом помещении. То обстоятельство, что ФИО26 при жизни не зарегистрировал переход права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке наследования, не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
При жизни ФИО27 его право собственности на жилое помещение не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО28. умер, что подтверждается копией записи акта о смерти <данные изъяты>
На основании статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Истец в силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, является наследником первой очереди по закону, как дочь умершего.
Факт того, что Асеева А.С. приходилась истцу дочерью, подтверждается копией записи акта о рождении <данные изъяты>
Из информации нотариуса Москаева С.А. от 8 июня 2020 года следует, что в его производстве имеется наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО29., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного заседания установлено, что Асеева А.С. фактически приняла наследство, поскольку, в установленный законом срок, после смерти ФИО30 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Мать истца –ФИО31 отказалась от причитающейся ей доли наследства, оставшегося после смерти ФИО32 в пользу истца, о чем в наследственном деле имеется заявление от 19 марта 2020 года.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм закона, если наследодатель при жизни обязан был зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не исполнил данную обязанность, она переходит в результате универсального правопреемства к его наследникам.
Пунктом 8 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусмотрено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом разъяснялось истцу вышеуказанное положение Верховного Суда Российской Федерации, однако Асеева А.С. отказалась предъявлять требование о признании права собственности в порядке наследования.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд лишен возможности выйти за рамки предъявленных требований, поэтому рассматривает только требование Асеевой А.С. о включении имущества в состав наследства.
При таких обстоятельствах, требование АсеевойА.С. о включении в состав наследства, открывшегося со смертью ФИО33., квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Включить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО34, 4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Савинова
Мотивированное решение составлено 23 июня 2020 года.