Р Е Ш Е Н И Е
От 01 февраля 2016 года г. Завитинск
Судья Завитинского районного суда Амурской области Щукина Г.Д.
при секретаре Аксеновой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельник Татьяны Геннадьевны на постановление мирового судьи по Завитинскому районному судебному участку Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
Мельник Татьяна Геннадьевна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <***>
<***>
подвергнута административному наказанию в виде штрафа за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
Мельник Т.Г. постановлением мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <***>.
Будучи не согласной, с данным постановлением Мельник Т.Г. обратилась в Завитинский районный суд с жалобой, указывая, что постановление мирового судьи по Завитинскому районному судебному участку Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении её к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ является незаконным и необоснованным, в связи с чем просит отменить данное постановление и производство по делу прекратить
В судебное заседание назначенное на ДД.ММ.ГГГГ лицо, привлеченное к административной ответственности и ее представитель Губин В.С., не явились, при этом Мельник Т.Г., направила сообщение об отложении рассмотрения административного дела по ее желобе на более поздний срок в связи с болезнью.
Постановлением судьи Завитинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела об административном правонарушении по жалобе Мельнник Т.Г. на постановление мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ было отложено до 14 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в назначенное время и место лицо, привлеченное к административной ответственности и ее представитель Губин В.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явились в суд, предоставив справку ГБУ <адрес> «Завитинская больница» от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении Мельник Т.Г. на амбулаторном лечении у врача – Лора с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «О. рино-форингит» и ходатайство представителя, лица привлеченного к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе Мельник Т.Г., отказавшись от участия в судебном заседании.
Учитывая, что в предоставленной лицом, привлеченным к административной ответственности справке ГБУ <адрес> «Завитинская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о том, что имеющееся у Мельник Т.Г. заболевание, не позволяет ей участвовать в судебном заседании, судья, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 и п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ лицо привлеченное к административной ответственности Мальник Т.Г. и ее представитель Губин В.С., надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседании, приходит к выводу, что ходатайство представителя лица привлеченного к административной ответственности Губина В.С. об отложении рассмотрения дела по жалобе Мельник Т.Г.не подлежит удовлетворению как, не обоснованное.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, судья, руководствуясь ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ приходит к выводу о необходимости проверки дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении Мельник Т.Г. в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушения РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из требований ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также влияние причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ постановлением административной комиссии в <адрес> №, Мельник Татьяна Геннадьевна была признана виновной в том, что до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> не приняла мер по скашиванию травы, на принадлежащих ей на праве собственности земельных участках, а также на прилегающих к ним территориях, что повлекло нарушение <***> ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусматривающего наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, в связи с чем была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <***>.
Настоящее постановление административной комиссии в <адрес> не было в установленном порядке обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Таким образом, законодатель возложил обязанность не только на лицо, подвергнутое наказанию в виде административного штрафа, исполнить постановление о наложении административного наказания, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, но и обязанность на должностное лицо (орган), вынесшего(ий) постановление, обратить его к исполнению, путем направления судебному приставу исполнителю, что реализует в достаточной мере принцип неотвратимости наказания.
Как следует из материалов дела, в установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срок в административную комиссию в <адрес> не поступили документы, свидетельствующие об уплате Мельник Т.Г. административного штрафа, а также информация об уплате Мельник Т.Г. административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, на основании постановление административной комиссии в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного <***>
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу требований части 2 ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями(п.1); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав(п.2); уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской федерации(п.3); административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации(п.4).
Статьями 10.1 и 10.3 Закона Амурской области от 03.03.2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», определено, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пп.12 п.5 ст.28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица органов и учреждений, указанных в пунктах 3 - 7 части 1 и пунктах 3, 5 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, указанных в пункте 2 части 1 и пунктах 2, 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса, вынесшие постановление о наложении административного штрафа, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы-исполнители.
Таким образом, анализ вышеприведенных требований законодательства свидетельствует о том, что протоколы об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные лица коллегиальных органов, указанных в пункте 2 части 1 и пунктах 2, 4 части 2 статьи 22.1, т.е. в том числе уполномоченные лица административных комиссий, вынесших постановление о наложении административного штрафа.
Однако, как следует из материалов дела – ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом органов внутренних дел России - пом.УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО6, на основании сведений предоставленных административной комиссией в <адрес> и собранных последним материалов, в отношении Мельник Т.Г. был составлен протокол № об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях - неуплата административного штрафа, назначенного административной комиссией в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Учитывая требования ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также что в силу требований пункта 1 части 2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностные лица органов внутренних дел (полиции), кроме случаев указанных в ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ вправе составлять протоколы, об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 5 статьи 20.25 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что должностным лицам органа внутренних дел (полиции) предоставлено право составлять административные протоколы предусмотренные ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, только в случае вынесения ими постановления о наложении административного штрафа, в связи с чем протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мельник Т.Г. об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составлен с нарушением требований 2 ст. 22.1, пп.12 п.5 ст.28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
В соответствии с частью 1 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, статьями 20.25-20.33 КоАП РФ.
Таким образом, мировой судья по Завитинскому районному судебному участку вправе был рассматривать возбужденное должностным лицам органа внутренних дел (полиции) в отношении Мельник Т.Г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.26 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах мировому судье Амурской области по Завитинскому районному судебному участку при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ФИО7 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определившего, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, надлежало возвратить протокол № об административном правонарушении и другие материалы дела, составившему их должностному лицу для устранения изложенных выше нарушений закона,
В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
.Согласно статье 25.1 КоАП Российской Федерации лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными данным Кодексом (часть 1); дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, либо если имеются данные о надлежащем извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2); судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (часть 3).
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрен административный арест в качестве безальтернативного наказания подразумевает обязательное участие в судебном заседании лица, в отношении которого ведется производство по делу, однако дела об административном правонарушении, за совершение которых предусмотрен административный арест в качестве альтернативного наказания могут быть рассмотрены в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания(постановление Верховного Суда РФ от 20.10.2011 года по делу №7-АД11-2)
Как, следует из материалов дела, лицо, привлекаемое к административной ответственности Мельник Т.Г. и ее представитель,, по ходатайству которых дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ было ранее уже отложено, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрение дела, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, при этом Мельник Т.Г., причины неявки не сообщила, а ее представитель направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с чем мировой судья, отказав в удовлетворении ходатайства представителя, лица, привлекаемого к административной ответственности от отложении рассмотрения дела из-за его необоснованности, правомерно рассмотрел дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отсутствие последней им ее представителя.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является доказательством по делу об административном правонарушении.
Однако мировой судья в нарушение требований ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не вернув при подготовке дела к рассмотрению протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу органов внутренних дел России - пом.УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО6 и другие материалы дела в отношении Мельник Т.Г. для устранения нарушений требований законодательства, рассмотрел данное дело по существу, что повлекло нарушение права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении на защиту и лишило мирового судью возможности принятия законного решения по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Рф об административных правонарушениях..
Так как в силу требований п. 4 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов для устранения выявленных недостатков возможно только при подготовке дела к рассмотрению, и такая возможность отсутствует на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении, то судья, учитывая наличие в протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, существенных недостатков, выявленных на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания, приходит к убеждению, о необходимости признания единственного процессуального документа, на основании которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении - протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с нарушением ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в силу требований части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - недопустимым доказательством
В соответствии с п.п. 4 п.2 статьи 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, а постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных выше обстоятельствах постановление мирового судьи <адрес> по Завитинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 которым последняя признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушений не может быть признанно законным и обоснованным и подлежит отмене, с прекращением производства по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ФИО7 по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании п.п. 4 п. 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи <адрес> по Завитинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Мельник Татьяны Геннадьевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить и производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Мельник Т.Г. по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения
.
Судья Г.Д. Щукина