Мотивированное решение от 11.01.2017 по делу № 02-5547/2016 от 29.08.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

 30 ноября 2016 года                                                                            город Москва 

 

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Каркиной Ю.В., при секретаре Крупениной А.А., с участием истца Юнина Е.С., представителей ответчиков Пантелеева А.В., Татаринова М.В., представителей третьих лиц Трухина Д.В., Мальцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-5547/2016 по иску Юнина Е.С. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы об установлении факта, обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец  Юнин Е.С. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы об установлении факта, обязании предоставить жилое помещение, мотивируя требования тем, что он родился *** года в г. Москве, в настоящее время находится на стационарном социальном обеспечении в ГБУ Психоневрологический интернат ***, является инвалидом II группы. *** умерла его мать  Оськина Л.И., отец Юнин С.М. от содержания и воспитания уклонился, в связи с чем решением исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов г. Москвы от *** он был направлен в государственное детское учреждение, в связи с тем, что остался без попечения родителей. *** в ГБУ Центр «Детство» было передано его личное дело для проведения экспертизы на предмет соответствия требованиям Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа. По результатам экспертизы вынесено заключение о невозможности принятия документов, в связи с отсутствием решения суда об установлении статуса оставшегося без попечения родителей. Просит суд признать его лицом, относящимся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Истец Юнин Е.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Пантелеев А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в объяснениях.

Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Татаринов М.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ГБУ Центр «Детство» ДТСЗН г. Москвы по доверенности Трухин Д.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель третьего лица ГБУ ПНИ *** ДТСЗН г. Москвы по доверенности Мальцева Е.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу  о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Данный факт подлежит установлению в судебном порядке во всех случаях, когда это непосредственно порождает юридические последствия (например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца, на государственное пособие по многодетности) и когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац 4 статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года 15-ФЗ с 1 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в иной редакции.

Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, а часть 1 статьи 92 ЖК РФ дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ст. 2 Закона города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае, если организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве.

Согласно абз. 2 п. 1.2, п. 5.5 Постановления Правительства Москвы 854-ПП от 02.10.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа принимает решение о предоставлении жилого помещения ребенку или об отказе в предоставлении.

В соответствии с Порядком формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015  430-ПП, лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, либо не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в подведомственную Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы уполномоченную организацию (далее - уполномоченная организация).

При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.

При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.

Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, Юнин Е.С. родился *** года в г. Москве.

*** года мать Юнина Е.С.  Оськина Л.И. умерла.

Актом обследования жилищно-бытовых условий семьи Юниных установлено, что мать Юниных С, Т и А умерла, отец Юнин С.М. воспитанием детей не занимается, над А бабушкой Оськиной А.М. устанавливается опека, остальные дети выселены из квартиры в день похорон матери.

Решением исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов г. Москвы *** от *** Юнин Е.С. был направлен в государственное детское учреждение на полное государственное обеспечение.

Путевкой *** от *** Юнин Е.С. направлен в детский дом ***. По путевке *** от *** находился в детском доме *** в период с *** по ***. По путевке от *** направлен в школу-интернат ***. По путевке от *** находился в школе-интернате *** в период с *** по ***. Путевкой *** КСЗН г. Москвы от *** направлен в детский дом-интернат ***.

*** года Юнин Е.С. снят с регистрационного учета по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, д. 25, корп. 6, кв. 44 и зарегистрирован в ДДИ *** по адресу: г. ***.

*** года Юнин Е.С. поступил в ГБУ ПНИ *** ДТСЗН г. Москвы, где был зарегистрирован по месту жительства и проживает по настоящее время.

Актом освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы *** года Юнину Е.С. установлена 2 группа инвалидности бессрочно, инвалидность с детства.

*** года в принятии документов, подготовленных для рассмотрения вопроса предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, было отказано.

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании,  сторонами не оспаривались и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, учитывая нахождение Юнина Е.С. с *** года на полном государственном обеспечении, принимая во внимание бездействие отдела социальной защиты префектуры МО «Метрогородок» по рассмотрению обращение директора школы интерната *** о возможности лишения Юнина С.М. родительских прав в отношении Юнина Е.С., а также по изданию распорядительного акта о признании Юнина Е.С. ребенком, оставшимся без попечения родителей, суд приходит к выводу, что до достижения Юниным Е.С. возраста 23 лет он являлся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку истец лишен возможности в ином порядке установить данный юридический факт, суд считает необходимым удовлетворить требования Юнина Е.С. в части установления факта, и установить факт того, что Юнин Е.С. являлся лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 23 лет.

Переходя к рассмотрению требований об обязании Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы однократно предоставить жилое помещение, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку решение вопроса о предоставлении жилого помещения не входит в компетенцию суда, является компетенцией Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которая решение об отказе в предоставлении Юнину Е.С. жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы не выносила.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юнина Е.С. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы об установлении факта, обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.

Установить факт того, что Юнин Е.С. являлся лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 23 лет.

В удовлетворении исковых требований Юнина Е.С. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании предоставить жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд г. Москвы в ░░░░░░ ░░░░░  ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

 

 

░░░░                                                                                                       .. ░░░░░░░

02-5547/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 30.11.2016
Истцы
Юнин Е.С.
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Департамент городского имущества г. Москвы
Суд
Басманный районный суд
Судья
Каркина Ю.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
11.01.2017
Мотивированное решение
30.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее