Дело № 2-2036/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2013года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Чупиной Е.С.,
С участием прокурора Меньтиной А.С.,
Директора ООО <данные изъяты> ФИО1,
Представителя ответчика – адвоката Чудинова Д.Б., действующего на основании ордера (л.д.41),
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми, заявившего иск в интересах неопределенного круга лиц, общества и государства к ответчику ООО <данные изъяты> о запрете розничной продажи алкогольных напитков в магазине «Продуктовая палитра», расположенном по адресу: <адрес>;
Третьи лица: МАОУ «СОШ №», Центр детства и семьи <данные изъяты> Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотовилихинского района города Перми обратился в суд с иском к ответчику ООО <данные изъяты> с требованиями о запрете розничной продажи алкогольных напитков и табачных изделий в магазине «Продуктовая палитра», расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор от части иска о запрете розничной продажи табачных изделий 000 <данные изъяты> в магазине «Продуктовая палитра», расположенном по адресу: <адрес>, отказался, поскольку ответчик в этой части иск исполнил, в указанном магазине на момент рассмотрения дела табачные изделия не продаются. Определением суда производство по делу в части отказа от иска прекращено.
На требованиях о запрете розничной продажи алкогольных напитков 000 <данные изъяты> в указанном магазине прокурор настаивает. В обосновании этих требований в иске прокурор указал, что в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Пермского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО2 произвел замеры при помощи лазерного дальномера марки « Leica disto A5» серийный номер № от границ территории образовательного учреждения до входа в магазин «Продуктовая палитра», расположенного по <адрес>, расстояние составило 31 метр 60 см.
Во встроенном нежилом помещении, расположенном на первом этаже данного жилого дома осуществляет деятельность по уходу за детьми центр детства и семьи «Маленькая страна» (ОГРНИП №). В соответствии с п. 2.1. постановления Правительства Пермского края от 10.10.2011 N 755-п (ред. от 19.09.2012) "Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в зданиях, строениях, в которых осуществляют деятельность организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников: дошкольные, общеобразовательные, учреждения начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждения дополнительного образования детей, другие организации и учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Таким образом, реализация алкогольной продукции ООО <данные изъяты> в магазине «Продуктовая палитра», расположенном по адресу: <адрес>, на расстоянии менее ста метров от границ территории образовательного учреждения МАОУ «COШ №» и в одном здании с ЦДС <данные изъяты>», является незаконной и подлежит запрету.
Организация торговли алкогольными напитками в непосредственной близости от образовательных учреждений не отвечает целям государственной политики, наносит вред общественным ценностям, не способствует формированию у несовершеннолетних представления о здоровом образе жизни.
В суде прокурор указал, что поскольку п. 2.1 отмеченного Постановления Правительства Пермского края от 10.10.2011 N 755-п утратил свою силу 18.06.2013года, то действия ответчика по продаже алкогольной продукции в указанном магазине не соответствует требованиям п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно которого: не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Директор ООО <данные изъяты> и представитель ответчика с иском не согласны, считают, что продажа алкогольной продукции в магазине по <адрес> не противоречит действующему законодательству. Данным обществом эти действия совершаются с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии лицензией, выданной ответчику. А действия ИП ФИО3, назвавшей свою деятельность Центр детства и семьи <данные изъяты> по организации образовательных программ, является незаконной, осуществляется без соответствующей лицензии. Кроме того, как следует из Положения Центра детства и семьи <данные изъяты> оно утверждено ФИО3, как его директором 01.06.2012года, а в ЕГРИП она как индивидуальный предприниматель зарегистрировала только 08.08.2012года.
Третьи лица: МАОУ «СОШ №», Центр детства и семьи <данные изъяты>», Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, о рассмотрении дела извещены, в суд их представители не явились.
Выслушав прокурора, директора ООО <данные изъяты> и представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Статья 23 ГК РФ предусматривает следующее:
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ:
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Согласно ст. 49 ГК РФ:
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В частности, в ней сказано, что лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В обосновании требований прокурор ссылается на то, что ответчик осуществляет продажу алкогольной продукции на прилегающей к детской организации территории, а детской организацией является Центр детства и семьи <данные изъяты>». Однако, в силу положений статей 48,49 ГК РФ, этот центр нельзя отнести к организации.
В обосновании иска сделана ссылка на Положение Центра детства и семьи <данные изъяты>», утвержденное ДД.ММ.ГГГГ директором ЦДС <данные изъяты> ФИО3 (л.д.36). Однако, имела ли право ФИО3 утверждать такое Положение и руководствоваться им в своей деятельности, как индивидуальный предприниматель, зарегистрированная в ЕГРИП лишь 08.08.2012года, прокурором доказательств не представлено.
В суд прокурор представил справку, что ЦДС <данные изъяты> осуществляет деятельность по присмотру за детьми, лицензия на указанный вид деятельности не требуется, в связи с чем не оформлялась.
Суд считает, что поскольку ЦДС <данные изъяты> не относится к детской организации, соответственно, его деятельность не может влиять на действия ответчика по продаже алкогольной продукции по тому же адресу, где находится этот центр.
К тому же ИП ФИО3 лицензию на право осуществления образовательной деятельности не имеет, несмотря на то, что согласно информации, размещенной ею на сайте ЦДС, их центр занимается именно образовательной деятельностью. Прокурором в суд представлены сведения, что на сайте этого центра указано, что ЦДС <данные изъяты> является ясли-садом и работает по развивающей программе «Радуга» - комплексной программе воспитания, образования и развития дошкольников, по которым работают детские сады России. Эта программа рекомендована Министерством Образования и науки РФ. По всем основным видам деятельности дошкольника предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей. Также на сайте этого центра указано, что работа педагога их центра складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития, реализация регионального компонента воспитания и образования, цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Из сведений деятельности этого центра, положения ЦДС <данные изъяты> следует, что он занимается именно образовательной деятельностью, не имея на то лицензии.
В обосновании иска прокурор ссылается на п. 2.1. постановления Правительства Пермского края от 10.10.2011 N 755-п "Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)". Однако данная норма права с 18.06.2013года утратила свою силу в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 18.06.2013 N 705-п.
Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ -171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на который в обосновании требований в судебном заседании сослался прокурор: не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 4 этой же статьи: к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 "Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
В этих же Правилах указано, что в них используются следующие понятия:
а) "детские организации" - организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 80.1 (дошкольное и начальное общее образование), кроме кода 80.10.3 (дополнительное образование детей);
б) "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
в) "образовательные организации" - организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности;
г) "стационарный торговый объект" - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с положениями данных Правил и поскольку Центр детства и семьи <данные изъяты> нельзя отнести к организации, он не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, соответственно, этот центр нельзя отнести к детской организации.
Следовательно, ссылка прокурора в обосновании иска на п. 2 ст. 16 ФЗ-171 является не состоятельной.
Кроме того, как следует из лицензии, выданной Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края, с 11.02.2010года, ООО <данные изъяты> разрешено осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине по <адрес>, а ФИО3 зарегистрирована как ИП ДД.ММ.ГГГГ и стала незаконно осуществлять образовательную деятельность уже после того, как в данном жилом доме по <адрес> действовал магазин по продаже алкогольной продукции, имеющий на эту деятельность лицензию, не отозванную и не признанную незаконной (л.д.30-37).
Незаконное осуществление ИП ФИО3 образовательной деятельности по адресу: <адрес>, не свидетельствует о незаконности действий ответчика по продаже алкогольной продукции в магазине по этому же адресу.
Согласно п. 4 ст. 16 "Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»: территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
5. Дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
7. Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Как указано в Постановлении администрации города Перми от 26.04.2013года № 12 «ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОСОБА РАСЧЕТА РАССТОЯНИЯ ОТ ОРГАНИЗАЦИЙ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ДО ГРАНИЦ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ»: в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", во исполнение решения Пермской городской Думы от 26 марта 2013 г. N 66 "О признании утратившим силу решения Пермской городской Думы от 18 апреля 2000 г. N 44 "Об установлении размеров прилегающих территорий, в пределах которых запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции в городе Перми" администрация города Перми постановляет:
1. Для определения расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти Пермского края, а также от объектов военного назначения до границ прилегающих к ним территорий установить следующий способ расчета - по кратчайшему расстоянию по прямой линии (по радиусу):
1.1. при наличии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в настоящем пункте, - путем определения дополнительной территории от входа для посетителей на обособленную территорию;
1.2. при отсутствии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в настоящем пункте, - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение);
1.3. при наличии нескольких входов для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в настоящем пункте, или на обособленную территорию - от каждого входа для посетителей.
Решением Пермской городской Думы от 26.03.2013года № 66 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РЕШЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 18.04.2000 N 44 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРОВ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИЛИ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОРОДЕ ПЕРМИ" решено:
1. Признать утратившими силу решения Пермской городской Думы:
от 18.04.2000 N 44 "Об установлении размеров прилегающих территорий, в пределах которых запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции в городе Перми",
от 02.03.2006 N 33 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 18.04.2000 N 44 "Об установлении размеров прилегающих территорий, в пределах которых запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции в городе Перми".
2. Рекомендовать администрации города Перми:
2.1. с использованием полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации:
2.1.1. до 01.05.2013 принять правовой акт, определяющий способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, до границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий;
2.1.2. до 01.01.2014 принять правовой акт, определяющий границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, с приложением к указанному правовому акту схем границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425.
На момент рассмотрения настоящего дела размеры прилегающих территорий, в пределах которых запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции в городе Перми, не определены.
Довод прокурора о том, что ответчик осуществляет продажу алкогольной продукции от границ территории МАОУ «СОШ №» до входа в магазин «Продуктовая палитра», расположенного по <адрес>, на расстояние 31 метр 60 см. является необоснованным, поскольку, как указывалось выше размеры прилегающих территорий, в пределах которых запрещается или ограничивается розничная продажа алкогольной продукции в городе Перми, не определены.
Исходя из всего изложенного, суд считает, что иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми является необоснованным, потому в его удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске, заявленном прокурором Мотовилихинского района г. Перми, - отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (с 30.07.2013года) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.
Судья Турьева Н.А.