Дело № 2-237/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года
с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Абрамова А.М.,
с участием помощника прокурора Лопатинского района Пензенской области Алдонина К.Ю.,
при секретаре Давыдовой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие, указав в обоснование своих требований на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере использования и охраны водных объектов прокуратурой района установлено, что на территории Лопатинского сельсовета Лопатинского района имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а именно: в селе Дым-Чардым Лопатинского района Пензенской области в водоохранной зоне реки Чардым за жилым домом по улице Овражной,14 по склону оврага, обнаружены места размещения отходов производства и потребления.
В нарушение требований законодательства РФ администрацией Лопатинского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Бездействием администрации Лопатинского сельсовета и ее должностными лицами нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, создается реальная угроза наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.
Прокурор Лопатинского района Пензенской области просил признать незаконным бездействие администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и обязать администрацию Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области ликвидировать расположенную в селе Дым-Чардым Лопатинского района Пензенской области в водоохранной зоне реки Чардым за жилым домом по улице Овражной,14 по склону оврага несанкционированные свалки отходов производства и потребления.
В судебном заседании помощник прокурора Лопатинского района Алдонин К.Ю. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные содержанию заявления.
Представитель администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, заявленные требования прокурора признает в полном объеме, обязуется в ближайшее время принять все необходимые меры к ликвидации несанкционированной свалки.
Суд, выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в селе Дым-Чардым Лопатинского района Пензенской области в водоохранной зоне реки Чардым за жилым домом по улице Овражной,14 по склону оврага обнаружены несанкционированные свалки бытового мусора. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки соблюдения природоохранного и водного законодательства на территории Лопатинского сельсовета от 16 июня 2015 года (л.д.5), фототаблицами (л.д.6-7).
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статья 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должно осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как:
-соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как предусмотрено ст.51 данного Закона, Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Статьей 7 данного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании положений Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Дальнейшее бездействие со стороны администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.
Таким образом, бездействие администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан в силу ст.45 ГПК РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Обязать администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области ликвидировать расположенную в селе Дым-Чардым Лопатинского района Пензенской области в водоохранной зоне реки Чардым за жилым домом по улице Овражной,14 по склону оврага несанкционированные свалки отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: А.М. Абрамов