Дело № 10RS0011-01-2020-006103-33 (2а-4464/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского транспортного прокурора, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Карельский транспортный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд РК с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник Карельского транспортного прокурора Шумилова А.С. в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивала, представила выписку из Единого реестра доменных имен от 23.07.2020 об отсутствии информации по спорному адресу.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Карелия, извещенная о месте и времени слушания дела, своего представителя в суд не направила, представила письменный отзыв.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В силу п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (далее – Положение о Государственной инспекции по маломерным судам), Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Согласно пп. 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам, одной из основных функций Государственной инспекции по маломерным судам является прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестация судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном.
Пункт 6 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам регламентирует, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
В соответствии с п. 5 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
В соответствии с п.1.2 приказа МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что аттестация на право управления маломерными судами (далее - аттестация) предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами, осуществляется в отношении физических лиц и проводится по их заявлению.
Пункт 1.4. приказа МЧС России от 27.05.2014 № 262 предусматривает, что по результатам аттестации может быть предоставлено право управления:
а) маломерными судами типа: маломерное моторное судно; маломерное парусное судно; маломерное парусно-моторное судно; гидроцикл; маломерное судно особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения);
б) в районах:
внутренних вод Российской Федерации, в которых на организацию судоходства постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2012 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (далее - Правила плавания по ВВП России) не распространяется (далее - внутренние воды Российской Федерации); внутренних вод Российской Федерации, включая внутренние воды Российской Федерации, где судоходство организовано в соответствии с Правилами плавания по ВВП России (далее - внутренние водные пути Российской Федерации); внутренних морских вод и территориальном море Российской Федерации; морских вод IV категории сложности I разряда в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33) с удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль, включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (далее - морские прибрежные воды до 20 миль от берега).
В соответствии с п.1.5. приказа МЧС России от 27.05.2014 № 262 документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном (далее - удостоверение). Удостоверение действительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, при использовании этих судов в некоммерческих целях.
В соответствии с п. 34 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27.05.2014 № 263, данные, внесенные в личные карточки судоводителя по результатам проводившихся ранее аттестаций, содержатся в электронной базе автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России и получаются подразделением ГИМС в установленном порядке.
Проведенной Карельской транспортной прокуратурой мониторингом Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, о безопасности на железнодорожном транспорте и о противодействии коррупции, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html, информации с предложением купить удостоверение на право управления маломерными судами без прохождения установленной законом процедуры обучения и получения права на управление транспортными средствами в различных городах России.
Таким образом, лица, купившие указанные поддельные документы в отсутствие законных оснований, могут быть допущены к управлению маломерными судами.
Сведения о собственнике сайта, разработчиках, а также какие-либо контактные адреса на указанных интернет страницах отсутствуют.
Данная информация фактически способствует совершению уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, таких как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям из Единого реестра доменных имен от 23.07.2020 сведения о внесении сайта https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html в соответвующий реестр отсутствуют, представленный отзыв Управлением Роскомнадзора по РК содержит аналогичную информацию.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию на спорном сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом требований пункта 4 ст.265.5 КАС РФ решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 265.5, 295-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-коммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей сайта в сети «Интернет» с URL-адресом https://petrozavodsk.prava-na-avto.com/prava-vodnyj-transport/prava-na-motornuyu-lodka.html в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н.Картавых
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2020.