РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе:
Председательствующего судьи фио
При секретаре фио
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1245/2021 по исковому заявлению Макуха Андрея Ивановича к Министру обороны России фио, заместителю Министра обороны России, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил, жилищного и медицинского обеспечения фио, руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России фио об оспаривании бездействия, связанного с нарушением права на жилище,
УСТАНОВИЛ:
фио А.И. обратился в суд с уточненным иском о признании незаконным бездействия Министра обороны России, который не создал необходимых условий для реализации истцом права на жилище, признании незаконным бездействия заместителя Министра обороны России, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил, жилищного и медицинского обеспечения, который не создал необходимых условий для реализации истцом права на жилище, признании незаконным бездействия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России, который не создал необходимых условий для реализации истцом права на жилище, возложении обязанности на руководителя фио РФ подготовить необходимые исходные данные по потребности в ассигнованиях денежных средств для завершения строительства жилых помещений по адресу: адрес, возложении обязанности на заместителя Министра обороны России, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил, жилищного и медицинского обеспечения, организовать работу по определению потребности в бюджетных ассигнованиях, подготовке расчетов и обоснований необходимых денежных средств на завершение строительства многоквартирного дома по адресу: адрес, а также своевременному предоставлению таких расчетов и обоснований в органы военного управления для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, возложении обязанности на Министра обороны России в установленные действующим законодательством сроки представить в Правительство России предложения по внесению в проект федерального бюджета необходимых ассигнований на завершение строительства жилого дома по адресу: адрес.
Исковые требования заявлены по тем основаниям, что истец проходил военную службу по контракту с 01.08.1989 г. по 27.01.2018 г. 24.10.2006 г. истец в составе семьи признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения месту постоянного жительства в Москве. В июне 2014 года истцом получено извещение о предварительном распределении жилого помещения № 282374 от 24.05.2014 г. за подписью Заместителя директора фио РФ, согласно которому истцу предварительно распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 87,10 кв.м на 11 этаже, по адресу: адрес. Как следует из извещения, права собственности России на предварительно распределенное жилище нет. В установленные сроки истец дал согласие с распределением указанного в извещении жилого помещения. До настоящего времени истец со своей семьей не имел возможности реализовать право на жилище, поскольку дом, в котором истцу распределено жилое помещение, не введен в эксплуатацию, жилищное строительство не производится, квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. фио А.И. полагает, что в результате противоправного бездействия со стороны должностных лиц органов военного управления Минобороны России не создано условий для реализации истцом и членами его семьи права на жилище. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Макуха А.И. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что хотел бы услышать, спланировали ли средства или нет, имеется ли информация по срокам относительно данного объекта.
Представитель ответчика Минобороны России просил в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений, пояснил, что произведено предварительное распределение жилого помещения, от которого истец вправе отказаться, однако такой отказ не поступал.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков руководителя фио РФ, Министра обороны РФ, заместителя Министра обороны РФ, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представивших письменные возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон № 76-ФЗ), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее по тексту – Инструкция).
В соответствии с п. 11 Инструкции, жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 13 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). В случае если военнослужащие и члены их семей в течение пяти лет до даты выписки извещения изменяли место жительства, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.
В случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением по рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения по рекомендуемому образцу (приложение N 8 к настоящей Инструкции), на основании которого заключается договор о пользовании.
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке N 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Макуха А.И. проходил военную службу по контракту с 01.08.1989 г. по 27.01.2018 г. Решением жилищной комиссии от 18.10.2006 г. истец и члены его семьи поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 15.09.2006 г.
Извещением от 24.05.2014 г. № 282374 истцу предварительно распределено жилое помещение по адресу: адрес, право собственности Российской Федерации на которое не оформлено.
Как указывает истце и не оспаривают ответчики, до настоящего времени заселение в указанную квартиру не произведено, поскольку жилой дом не принят в эксплуатацию.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что реализация военнослужащими своих жилищных прав за счет государственного жилищного фонда носит добровольный (заявительный) характер и предполагает в том числе выяснение согласия военнослужащего с жилым помещением, представляемым ему федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Из материалов дела следует, что истец выразил согласие на получение предварительно распределенного жилого помещения, от него до настоящего времени не отказался, в том числе, по причине длительного незаселения, при этом со стороны ответчиков нарушений жилищных прав истца не установлено.
Принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года N 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
Аналогичное положение относительно очередности предоставления жилых помещений установлено и п. 11 Инструкции.
Распределение финансовых средств, необходимых для обеспечения военнослужащих жильем, подготовка документов для определения потребности в таких средствах, осуществляется уполномоченными на то органами и не относится к компетенции суда, в связи с чем, какие-либо законные основания для возложения на ответчиков обязанности по подготовке необходимых данных, организации работы по определению потребностей, направлению предложений в бюджет в связи с необходимостью обеспечения каждого конкретного военнослужащего жильем, у суда отсутствуют.
В нарушение требований ст. 56 ГПКРФ, истцом не представлено доказательств наличия факта незаконного бездействия органов и должностных лиц Минобороны России, доказательств нарушения его жилищных прав со стороны ответчиков, кроме того, удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению прав истца.
При этом, как правомерно указывают ответчики в своих возражениях, Макуха А.И. не лишен возможности отказаться от предварительно распределенного жилого помещения с целью обеспечения его жильем, имеющимся в распоряжении Минобороны России.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: