Р Е Ш Е Н И Е 2-338/2017
Именем Российской Федерации
с. Омутинское «04» июля 2017 года
Омутинский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Корлюк Н.И.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-338/2017 по иску Захаровой Г.И. к Захарову М.А. о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Захарова Г.И. обратилась в Омутинский районный суд Тюменской области с указанными исковыми требованиями к Захарову М.А. мотивируя свои требования тем, что 24 ноября 1992 года между совхозом «Горьковский» и гражданином ФИО1 был заключен договор № о передаче квартиры (дома) в собственность гражданина. В данном договоре указано, что дом передается в общую совместную собственность ФИО1, Захаровой Г.И., ФИО4, Захарову М.А.. Дом расположен по адресу: <адрес>. С данного момента все вышеуказанные лица проживали в данном доме. ДД.ММ.ГГГГ данный договор был зарегистрирован в исполкоме Омутинского районного Совета народных депутатов <адрес> и зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение за ФИО1. В 2006 году была проведена сплошная замена номерных знаков домов по <адрес> <адрес> и дом под № по <адрес> в <адрес> был перенумерован в <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер и при жизни не произвел регистрацию права собственности на жилой дом. После смерти ФИО1 открылось наследственное имущество в виде жилого дома общей площадью 56,4 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>. Истец обратилась к нотариусу нотариального округа <адрес> ФИО12 Однако нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом отказал. Право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано не её имя в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в доме она проживает с 1976 года, производит платежи по содержанию жилого дома и земельного участка, принимает все меры по сохранности данного имущества, следит за состоянием дома, проводит все необходимые ремонты за свой счет, осуществляет уход за земельным участком, обрабатывает его, выращивает урожай, скашивает траву, убирает сорняки.
Таким образом, она приняла наследство после смерти мужа, хотя и не оформила его в нотариальном порядке.
Обратившись к нотариусу, ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с невозможностью определить состав наследственного имущества.
Просит включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в наследственную массу ФИО1, установить факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти ФИО1 и признать за ней право собственности на жилой дом, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащий умершему ФИО1
Определением Омутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 (л.д.145-147).
Истец Захарова Г.И. в судебное заседание на явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Заявленные требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д.168).
Ответчики Захаров М.А., ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили суду заявления, в которых указывают о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными истцом требованиями согласны отказываются от своей доли в наследственном имуществе в пользу истца Захаровой Г.И. (л.д.162,163,164).
Третье лицо нотариус нотариального округа Омутинский район в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Нормами ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из свидетельства о заключении брака, истец ФИО13 (до брака Васильева) Захарова Г.И. заключила брак с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ей присвоена фамилия ФИО13 (л.д.13).
Согласно данных свидетельства о смерти серии 1-ФР № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Согласно данных свидетельства о смерти серии I-ФР № от ДД.ММ.ГГГГ, сын истца - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно данных выписки записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.161) ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (после брака фамилия жены ФИО13), брак расторгнут на основании решения мирового судьи о расторжении брака судебного участка № Ленинского АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ по Комитету ЗАГС (л.д.157), в период брака родился ребенок ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154).
Согласно данных свидетельства о заключении брака серии 1-ФР № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела (л.д.144) ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (после брака фамилия жены ФИО13).
Наследниками по закону на имущество умершего ФИО4 являются дочь от первого брака ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и супруга ФИО3.
Согласно данных уведомления нотариуса нотариального округа Омутинского района Тюменской области ФИО12, усматривается, что наследственное дело к имуществу ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не заводилось (л.д.158), доказательств о фактическом принятии наследства наследниками ФИО4, суду не предоставлено и не заявлено ходатайства об их истребовании у третьих лиц.
Из имеющегося в деле письма нотариуса нотариального округа Омутинского района Тюменской области ФИО12, усматривается, что не представляется возможным определить состав наследуемого имущества, что препятствует нотариусу в выдаче свидетельства о праве на наследство (л.д.11).
Согласно данных договора № о передаче квартиры в собственность гражданина, заключенного между совхозом «Горьковский» и гражданином ФИО1, дом, по адресу: <адрес> №, передается в общую совместную собственность ФИО1, Захаровой Г.И., ФИО4 и Захарову М.А., данный договор был зарегистрирован в Исполкоме Омутинского районного Совета народных депутатов Тюменской области Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и зарегистрировано право собственности за ФИО1 (л.д.31-34).
Согласно справки администрации Южно-Плетневского сельского поселения в 2006 году была проведена сплошная замена номерных знаков домов по улицам Южно-Плетневского сельского поселения. <адрес> в настоящее время перенумерован в <адрес> (л.д.36).
При таких обстоятельствах из представленного суду договора следует, что кроме ФИО1, принимали участие в приватизации жилого помещения Захарова Г.И., ФИО4 и Захаров М.А. принимали участие в приватизации жилого помещения. Следовательно у них возникло право совместной собственности на эту квартиру.
Тот факт, что фамилия Захаровой Г.И., ФИО4 и Захарова М.А. не указаны в договоре о передаче квартиры в собственность граждан, обратного не подтверждает, поскольку таким образом сложилась правоприменительная практика оформления таких договоров в 1992 - 1993 г.г.
Положениями ст. ст. 1 и 2 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора на передачу квартир в собственность граждан) установлено, что приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
Таким образом, поскольку на момент приватизации в квартире проживали ФИО1, Захарова Г.И., ФИО4 и Захаров М.А. то в силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", они имели право на приватизацию квартиры. От участия в приватизации квартиры Захарова Г.И., ФИО4 и Захарову М.А. не отказывалась.
Положениями ст. 3.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" вышеуказанного закона установлено, что случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
В связи с вышеизложенным, доли ФИО1, Захаровой Г.И., ФИО4 и Захаров М.А. в праве общей собственности на спорный дом признаются равными по 1/4 доли каждому.
Суд считает, что в судебном заседании установлено, что собственником 1/4 доли в общей собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> № является ФИО1, который при жизни не произвел регистрацию права, и при таких обстоятельствах указанная 1/4 часть дома подлежит включению в наследственную массу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Захарова Г.И. является наследником по закону к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из похозяйственной книги (л.д.28) и свидетельства о государственной регистрации права <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) Захарова Г.И. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить в наследственную массу ФИО1 1/4 часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> № <адрес>.
Захаров М.А., наследники ФИО4 – законный представитель несовершеннолетней ФИО6 - ФИО2 и жена ФИО3 отказались от своей доли в наследственном имуществе в пользу истца Захаровой Г.И.
Судом, исходя из материалов дела, установлено, что Захарова Г.И. фактически приняла наследство после смерти мужа ФИО1, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> № <адрес>, поскольку после смерти мужа, ею были приняты меры по сохранности дома и его использованию. Так истица проживает в нем с 1976 года, производит платежи по содержанию жилого дома и земельного участка, следит за состоянием дома, проводит все необходимые ремонты за свой счет, осуществляет уход за земельным участком, обрабатывает его, выращивает урожай, скашивает траву, убирает сорняки.
В соответствии со ст. 1152 п. 4 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Захаровой Г.И. заявлено требование о признании за ней, как за наследником умершего ФИО1, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования.
Гражданским законодательством, в частности ст. 1152 п.1 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. А в соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
-вступил во владение или управление наследственным имуществом
-принял меры по сохранению наследственного имущества
-произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Поскольку Захарова Г.И. распорядилась имуществом ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и жилым домом, расположенным по адресу № по <адрес>, то суд считает необходимым установить факт того, что Захарова Г.И. приняла наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в том числе состоящего из жилого дома по адресу: <адрес>.
Таким образом, исковые требования Захаровой Г.И. о включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в наследственную массу за умершим ФИО1, установлении факта принятия ею наследства и признании за ней права собственности на указанный жилой дом, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 98 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Захаровой Г.И. - удовлетворить.
Включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в наследственную массу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Установить, что Захарова Г.И. приняла наследство после смерти своего мужа ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>
Признать за Захаровой Г.И. право собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Н.И. Корлюк