Решение по делу № 2-22/2013 (2-651/2012;) ~ М-789/2012 от 05.12.2012

Дело № 2-22/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием представителя ответчика ОАО «Пермэнергосбыт» Афоневой К.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уралпром», Открытому акционерному обществу «Пермэнергосбыт» о признании действий по нарушению требований, предъявляемых к оформлению платежных документов, противоправными и обязании устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о признании действий ООО «Управляющая компания «Уралпром» по нарушению требований, предъявляемых действующим законодательством к оформлению платежных документов (квитанций-извещений), противоправными, об обязании ООО «Управляющая компания «Уралпром» устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей, возложив обязанность по осуществлению следующих мероприятий: довести до сведения потребителей в платежных документах, предъявляемых за оказанные услуги по электроснабжению мест общего пользования в порядке, предусмотренном п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, а именно: указать информацию о номере банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и, при наличии адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования исполнителя.

Исковые требования мотивированы следующим. Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю рассмотрено коллективное обращение потребителей <адрес>, о нарушении их прав и законных интересов при предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению жилых помещений и мест общего пользования. При рассмотрении обращения, было установлено, что ООО «УК «Уралпром», при предоставлении возмездных жилищно-коммунальных услуг допустило нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей-требований: Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части предоставления информации потребителю об исполнителе услуг. На основании договора на управление многоквартирным домом и Устава Общества, ООО «УК «Уралпром» является управляющей компанией и исполнителем по предоставлению жилищно-коммунальных услуг жителям указанного дома. Для обеспечения освещения мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 Правил). Между ОАО «Пермэнергосбыт» и ООО «УК «Уралпром» заключен Договор электроснабжения , предметом которого ( п. 1.2) является поставка электрической энергии в многоквартирный дом, оборудованный коллективным прибором учета - для целей использования электрической энергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание), а так же для целей компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых электрических сетях. В соответствии с нормами гражданского законодательства в свою очередь между ОАО «Пермэнергосбыт» и ООО «УК «Уралпром» заключен Агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому управляющая компания поручила ОАО «Пермэнергосбыт» производить от своего имени и за свой счет (п. 1.2.1 Договора) расчет объема и стоимости электрической энергии, поставленной потребителям для целей использования на общедомовые нужды, а также начисления размера платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями (гражданами). Во исполнение указанных поручений ОАО «Пермэнергосбыт» осуществляет печать квитанций и их вручение. При рассмотрении коллективного обращения потребителей, было установлено, что платежные документы: счета- извещения, которые предъявлялись к оплате за март 2012 года и предъявляются по настоящее время за оказанные коммунальные услуги по электроснабжению мест общего пользования (ОДН), не содержат информацию: наименование исполнителя, с указанием номера его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования исполнителя услуг. ДД.ММ.ГГГГ в целях прекращения нарушения прав потребителей, выдано Предписание , пунктом которого предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить нарушение п. 38 Правил и возложена обязанность на ООО «УК «Уралпром» привести деятельность по оказанию коммунальных услуг в соответствие требованиями действующего законодательства с учетом замечаний, изложенных в Предписании. В подтверждении факта исполнения Предписания, ответчик предоставил письмом от ДД.ММ.ГГГГ платежные документы: счета- извещения, выставленные к оплате за оказанные услуги по электроснабжению мест общего пользования, в которых присутствует информация об исполнителе услуг ООО «УК «Упралпром», вместе с тем, не указаны номера его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, что свидетельствует о продолжающемся нарушении обязательных требований Законодательства в сфере защиты прав потребителей.

    В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно указал, что в данном случае при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования именно ответчик ООО «УК «Уралпром» выступает как исполнитель по отношению к потребителям. Согласно, агентского договора ООО «УК «Уралпром» является «Принципалом»- юридическим лицом, предоставляющим потребителям коммунальные услуги, а ОАО «Пермэнергосбыт» - «Агентом», потребители - собственники и наниматели жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, приобретающие электроэнергию, в том числе, для целей использования на общедомовые нужды, указанный объем приобретается потребителями у принципала. Предметом указанного договора является определенный перечень услуг, оказываемых агентом, в том числе: расчет объема и стоимости электроэнергии, поставленного принципалом потребителям для целей использования на общедомовые нужды; начисление размера платы;. формирование и ведение базы агента по потребителям; прием оплат по выставленным квитанциям; перечисление денежных средств, поступивших на расчетный счет агента, в счет оплаты по договору электроснабжения. Из этого следует, что перечень услуг является конкретным, выполнение других услуг не предусмотрено. Соответчик ОАО «Пермэнергосбыт» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является исполнителем услуги по электроснабжению мест общего пользования, в связи с чем, просит исключить ОАО «Пермэнрегосбыт» из числа ответчиков по данному гражданскому делу.

     В судебное заседание представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Уралпром» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

     Представитель ответчика ОАО «Пермэнергосбыт» Афонева К.Р. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указала, что требования к ОАО «Пермэнергосбыт» не предъявлены. По содержанию искового заявлениятребования основаны на ненадлежащем исполнении обязательств, возложенных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года на исполнителя коммунальных услуг. ОАО «Пермэнергосбыт» в соответствии с действующим жилищным законодательством не может являться исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного <адрес>. С учетом данных обстоятельств, ОАО «Пермэнергосбыт» в рамках настоящего дела не может являться надлежащим ответчиком. Считает, что факт нарушения ответчиками порядка оказания коммунальных услуг не установлен. Услуга«электроснабжение» предоставляется в соответствии с нормативно-правовыми актами - качества, установленного государственными стандартами и в объемах, необходимых потребителю. Прерываний в подаче электрическойэнергии согласно разделу II Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года зафиксировано не было. Всоответствии с п. «п» ст.31 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года на исполнителя возложена обязанность по предоставлению потребителю путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, следующей информации: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размерытарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информации о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информацию о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использоватьпотребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребоватьпредоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме егоработы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Истцомне представлены доказательства, подтверждающие факт обращения (направления требования) к ответчикам наполучение необходимой информации об исполнителе коммунальных услуг. Считают, что отсутствует самособытие нарушения прав граждан на получение информации об исполнителе в соответствии с положениями действующего жилищного законодательства.

     В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Пермэнергосбыт» Афонева К.Р. дополнительно пояснила, что ОАО «Пермэнергосбыт» является по всему городу Кизел гарантирующим поставщиком ресурса энергоснабжения. Договор энергоснабжения с ООО «УК «Уралпром» действует, возможно, изменился порядок оплаты. Между ООО «УК «Уралпром» и ОАО «Пермэнергосбыт» агентский договор заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ год договор не заключен. В соответствии с агентским договором ООО «УК «Уралпром» возложило обязанности на агента ОАО «Пермэнергосбыт» производить расчет платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования и выставление квитанций. В агентском договоре предусмотрено, что сами квитанции выставляются от имени принципала - управляющей компании, и за счет принципала. В агентском договоре не предусмотрено: в какой форме по поручению принципала печатаются квитанции, какие сведения должны быть отражены. По смыслу, управляющая компания при заключении агентского договора должна была утвердить форму квитанций. Считает, что ОАО «Пермэнергосбыт» выполнил услугу надлежащим образом. Квитанции за январь 2013 года будут изготовлены, но агентский договор в настоящее время находится на согласовании, не подписан сторонами. Доводы о том, что Роспотребнадзор вправе обращаться с такими требованиями только по заявлениям потребителей, снимает. Исполнитель коммунальных услуг должен размещать всю информацию на стендах, в договорах об управлении многоквартирного дома. Граждане могут оплачивать коммунальные платежи через почту и Сбербанк РФ. Полагает, что если квитанции будут содержать информацию, которую просит указать Роспотребнадзор, то могут быть риски: платежи поступят не по назначению.

       Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

       Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Суд считает, что Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю правомерно обратилось с иском в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга потребителей согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, необходимости в наличии соответствующих просьб, выраженных в жалобах, поданных в письменной форме в данный орган, не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе: управление управляющей организацией. Согласно п. 2.3. указанной статьи, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

         В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УК «Уралпром» является управляющей компанией многоквартирного дома по <адрес>, а также домов по <адрес>, что подтверждается договорами управления многоквартирными домами (л.д. 120-121, 104-119, 122-163). Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.

Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые вступили в действие с 01.09.2012 года. В п.п. а п. 2 указанного Постановления Правительства РФ, что данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

В пункте 1 Общих положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. При этом, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Таким образом, понятия в указанных правилах употребляются в значении Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как было установлено судом, ООО «УК «Уралпром» как исполнитель коммунальных услуг для приобретения электрической энергии с целью ее использования на общедомовые нужды: освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутриэлектрических сетях ДД.ММ.ГГГГ заключил с ОАО «Перэнергосбыт» как с гарантирующим поставщиком договор электроснабжения (л.д. 91-103). Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО «Пермэнергосбыт» указанный договор действует до настоящего времени.

Таким образом, суд, проанализировав в совокупности собранные доказательства по делу, считает, что ООО «УК «Уралпром» является исполнителем коммунальной услуги -освещение мест общего пользования многоквартирного дома. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.

В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; порядок и форма оплаты коммунальных услуг (п.п. «п»).

В соответствии с пунктами 67, 69, 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет. Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

        Приказом Минрегиона РФ № 454 от 19.09.2011 года утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению.

        В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, примерную форму платежного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений рекомендуется вносить в оформляемый им платежный документ изменения путем внесения дополнительной информации при сохранении набора обязательных показателей.

В соответствии с п.п. «г» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель имеет право: получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель имеет право: привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (п.п. «е»).

В разделе II. Заполнение раздела 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" (п. 7) Методических рекомендаций указано, если к расчету платежей, подлежащих внесению потребителями, исполнитель привлекает стороннюю организацию, то в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" рекомендуется дополнительно указывать наименование такой организации, ее адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет, режим работы.

Как было установлено судом, между ООО «УК «Уралпром» и ОАО «Пермэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор , по условиям которого принципал ООО «УК «Уралпром» как юридическое лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителям, поручает агенту- ОАО «Пермэнергосбыт, а тот в свою очередь принимает эти обязательства, совершать от имени и за счет принципала следующие действия по отношению к потребителям принципала: расчет объема и стоимости электроэнергии, поставленной принципалом потребителям для целей использования на общедомовые нужды, а также для целей компенсации потерь во внутридомовых сетях (небаланс электроэнергии), а также начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащей оплате потребителям; формирование и ведение базы данных агентам по потребителям, включая сведения о начислении размера платы за электрическую энергию, а также учет сумм платежей, поступивших от потребителей на расчетный счет и в кассу агента в счет оплаты электрической энергии, поставленной принципалом потребителям (небаланс электроэнергии); прием плат по выставленным квитанциям через кассы агента и через пункты приема денежных средств кредитных организаций и ФГУП «Почта России», где у агента заключены договоры на прием платежей; перечисление денежных средств, поступивших на расчетный счет агента, в счет оплаты по договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между принципалом и агентом, в объеме стоимости поставленной электрической энергии (л.д. 164-170).

В приложении 3 к агентскому договору указано, что стороны пришли к соглашению установить перечень услуг, в отношении которых агент производит расчет всех потребителей- физических лиц принципала со снятием показаний приборов учета. В данный перечень услуг входят услуги по расчету, которые включают в себя печать счетов и вручение их потребителям принципала.

Таким образом, стороны предусмотрели, что счета будут изготавливаться ОАО «Пермэнергосбыт» и оплачиваться потребителями именно ему.

Срок действия указанного договора по ДД.ММ.ГГГГ. В случае если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, договор считается пролонгированным между сторонами и на тех же условиях на следующий календарный год. Любая сторона вправе отказаться от исполнения договора в любое время в течение срока его действия путем направления письменного уведомления другой стороне не менее, чем за 30 календарных дней до предлагаемой даты расторжения договора (п. 5 Агентского договора).

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ОАО «Пермэнергосбыт» на 2013 год агентский договор с ООО «УК «Уралпром» не заключен, между тем, как следует из буквального толкования вышеперечисленных положений, перезаключение такого договора не требуется, доказательств того, что стороны заявили о его прекращении или отказались от его исполнения, суду не представлено.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, счета- извещения за услугу электроснабжения на общедомовые нужды направлялись потребителям- жителям дома по <адрес> без указания сведений: о наименовании исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), о номере его банковского счета и банковских реквизитов, об адресе (месте нахождения), о номере контактных телефонов, номерах факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адреса сайта исполнителя в сети Интернет (л.д. 20-22). На основании чего ДД.ММ.ГГГГ Восточным территоральным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес ответчика ООО «УК «Уралпром» было внесено предписание (л.д. 23-24). ООО «УК «Уралпром» в целях исполнения предписания были приняты меры к устранению нарушений законодательства о защите прав потребителей: в Губахинское отделение ОАО «Пермэнергосбыт» были направлено обращение о приведении работы при выставлении извещений-квитанций в рамках исполнения агентского договора в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 26-27). С октября 2012 года счета-извещения исполняются ОАО «Пермэнергосбыт» с указанием в них исполнителя коммунальной услуги по общедомовым нуждам ООО «УК «Уралпром» (л.д. 30).

        Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно ст. 39.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суд считает, что к правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении иных публичных договоров относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 годам N 354.

В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.

Статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой агентами» установлено, что платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В силу ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей" при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

На основании изложенного, суд считает, что, разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов). По сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона «О защите прав потребителей», пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом, размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).

Из материалов дела следует, что ответчик ОАО «Пермэнергосбыт» при предъявлении счетов оплаты жилищно-коммунальных услуг действует, хотя и по поручению ООО «УК «Уралпром», но от своего имени, денежные средства перечисляются потребителями на его расчетный счет (ОАО «Пемэнергосбыт»). При указанных обстоятельствах, к спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения Закона РФ "О защите прав потребителей», следовательно, п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 годам N 354, должен соблюдаться именно ОАО «Пермэнергосбыт» при изготовлении счетов..

         Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является ОАО «Пермэнергосбыт», однако, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела исковые требования предъявлены только к ООО «УК «Уралпром», представитель Роспотребнадзора просит исключить ОАО «Пермэнергосбыт из числа ответчиков, других требований суду не заявлено, иным способом восстановить нарушенное право истец не просил.

         На основании изложенного, в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и избирают способы защиты, поэтому в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает, что Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю следует отказать в заявленных требованиях.

        Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        

         Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Уралпром» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Уралпром» по нарушению требований, предъявляемых действующим законодательством к оформлению платежных документов: квитанций-извещений, противоправными и обязании устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей путем возложения обязанности: довести до сведения потребителей в платежных документах, предъявляемых за оказанные услуги по электроснабжению мест общего пользования, в порядке, предусмотренном п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, указав информацию: о номере банковского счета и банковских реквизитов, адресе (месте нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адрес электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования исполнителя.

         Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме..

        Председательствующий

2-22/2013 (2-651/2012;) ~ М-789/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Восточный территориальный отдел( Роспотребнадзор )
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Уралпром"
ОАО "Пермэнергосбыт"
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Митракова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
05.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2012Передача материалов судье
10.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2012Подготовка дела (собеседование)
24.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2013Судебное заседание
18.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2013Дело оформлено
19.03.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее