Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 10 марта 2022 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Кретининой Л.В.,
при секретаре Венгеренко В.В.,
с участием помощника прокурора Соль-Илецкого района Курбатовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Перспектива» МО Соль-Илецкий городской округ об обязании устранить нарушения в сфере жилищно- коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Перспектива» МО Соль-Илецкий городской округ с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о водоснабжении и водоотведении, в сфере оказания коммунальных услуг по водоснабжению населения МУП «Перспектива». Установлено, что законодательство в указанных сферах исполняется МУП «Перспектива» ненадлежащим образом. Так, МУП «Перспектива» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению <адрес>-Илецкого городского округа. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи). Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.03.2002 № 10. Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02). Установлено, что проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес> Соль-Илецкого городского округа уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утвержден, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам МУП «Перспектива» не получено. Указанные нарушения препятствуют получению жителями <адрес> Соль-Илецкого городского округа на получение коммунальной услуги надлежащего качества, свидетельствуют о ненадлежащем принятии мер по осуществлению водоснабжения населения. Вместе с тем, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями МУП «Перспектива» не разработан и на утверждение в уполномоченные органы не представлен. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МУП «Перспектива» 11.02.2021 года внесено представление об устранении нарушений по результатам рассмотрения, которого меры к устранению нарушений не приняты, требования прокуратуры района не удовлетворены. Несоблюдение санитарных правил направленных на обеспечение безопасности питьевой воды создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.
Просил суд обязать МУП «Перспектива» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять следующие меры: организовать зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес> Соль-Илецкого городского округа; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес> Соль-Илецкого городского округа и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам МУП «Перспектива»; разработать план мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций на водопроводах <адрес>-Илецкого городского округа.
В судебном заседание представитель истца- прокуратуры Соль-Илецкого района Оренбургской области Курбатова Т.В. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Перспектива» и третьего лица- администрации МО Соль-Илецкий городской округ Кононов Д.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что действительно такие проблемы имеются, Однако разрешить их в сроки, требуемые прокуратурой, не представляется возможным. Более того, данные действия требуют значительных материальных затрат.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о водоснабжении и водоотведении, в сфере оказания коммунальных услуг по водоснабжению населения МУП «Перспектива» Муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
Установлено, что законодательство в указанных сферах исполняется МУП «Перспектива» ненадлежащим образом.
Ответчик является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению <адрес>-Илецкого городского округа.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к компонентам природной среды относятся недра.
В соответствии с ч.5 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе законодательством о недрах.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В судебном заседании, установлено, что проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Мещеряковка и <адрес> уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утвержден, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам МКП «Перспектива» не получено.
Указанные нарушения препятствуют получению жителями <адрес>-Илецкого городского округа на получение коммунальной услуги надлежащего качества, свидетельствуют о ненадлежащем принятии мер по осуществлению водоснабжения населения.
Прокуратурой Соль-Илецкого района в адрес МУП «Перспектива» направлено представление от 11.02.2021 года об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, о водоснабжении и водоотведении, в сфере оказания коммунальных услуг по водоснабжению населения. Согласно которому в течении трех месяцев со дня его вынесения МУП «Перспектива» необходимо принять меры по устранению допущенных нарушений закона.
05.03.2021 года МУП «Перспектива» в ответ на представление прокурора сообщило, что приняты меры по устранению допущенных нарушений, а именно заключен договор №7 от 01.03.2021 года с ООО «Эколог Плюс» на разработку проекта ЗСО для 4-х скважин.
Из объяснений директора МУП «Перспектива» ФИО4 от 24.01.2022 года следует, что 12.08.2021 года МУП «Перспектива» переведено в счет оплаты по договору от 15.07.2021 года № рублей. Для исполнения договора необходимо оплатить еще 57 200 рублей. В настоящее время данные денежные средства изыскиваются. После оплаты МУП «Перспектива» получат проект зон санитарной охраны водозаборов, экспертное заключение по проекту ООО «Центр медицины труда», Санитарно- эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, паспорта скважин, лабораторное исследование питьевой воды для 4-х скважин.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 вышеуказанной статьи, в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. (ч. 7).
Доказательств разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями МУП «Перспектива» не представлено, как не представлено доказательств о направлении его на утверждение в уполномоченные органы.
Указанные нарушения препятствуют получению жителями <адрес> и <адрес> на получение коммунальной услуги надлежащего качества, и свидетельствуют о ненадлежащем принятии мер по осуществлению водоснабжения поселков.
Несоблюдение санитарных правил направленных на обеспечение безопасности питьевой воды создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем. В связи с чем суд приходит к выводу, об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Соль-Илецкого района действующего в интересах неопределенного круга лиц к МуП «Перспектива» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства - удовлетворить.
Обязать МУП «Перспектива» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять следующие меры:
-организовать зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес>-Илецкого городского округа;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес>-Илецкого городского округа и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам МУП «Перспектива»;
-разработать план мероприятий по обеспечению населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных ситуаций на водопроводах <адрес>-Илецкого городского округа..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Л.В. Кретинина
Мотивированный текст решения изготовлен 17 марта 2022 года
Подлинник решения находится в Соль-Илецком районном уде в гражданском деле №