Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1594/2022 ~ М-1446/2022 от 19.09.2022

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Чапаевск Самарской области                                                 13 октября 2022 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи                                   Викторовой О.А.,

при секретаре                                                                Шаталиной Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-1594/2022 по административному исковому заявлению Администрации г.о. Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, ОСП г.о. Чапаевск УФССП России по Самарской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

    Администрация г.о. <Адрес обезличен> обратилась в суд к административным ответчикам с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование требований на то, что является должником по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров, в пользу ФИО1. <Дата обезличена> административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, копия которого поступила в адрес администрации городского округа Чапаевск <Дата обезличена>. Администрация городского округа Чапаевск реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» (далее - Закон <Номер обезличен>-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <Адрес обезличен> наделены отдельными государственными полномочиями <Адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 2 Закона <Номер обезличен>-ГД). То есть исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий. После вступления в силу решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1 администрация городского округа Чапаевск ежемесячно сообщала сведения в Министерство обращалась с письмами о выделении финансирования на приобретение жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении ФИО1, поскольку выделенных денежных средств из бюджета <Адрес обезличен> оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаевск переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Перечисленные в 2022 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 20 жилых помещений лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). <Дата обезличена> между администрацией городского округа Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> о предоставлении субвенций на приобретение пяти жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов. Согласно заключенному Соглашению муниципалитет обязуется использовать субвенции по целевому назначению на 2022 год в срок до <Дата обезличена>. ФИО1 <Дата обезличена> предоставлено жилое помещение - благоустроенная квартира общей площадью 42,3 кв.м, по адресу: <Адрес обезличен>19. <Дата обезличена> ОСП <Адрес обезличен> исполнительное производство в отношении администрации г.о. Чапаевск об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда окончено в связи с фактическим исполнением данных требований. Таким образом, отсутствует виновное противоправное бездействия должника администрации городского округа Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок. Просили суд освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от 20.03.2022    по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом, полностью в размере <Данные изъяты> рублей.

    В судебное заседание представитель административного истца не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

ФИО2 административного ответчика – ФИО2 по <Адрес обезличен>, ОСП г.о. Чапаевск, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражение на административное исковое заявление.

Представитель УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Ознакомившись с административным иском, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ч.1,2 ст. 6 ФЗ от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1 ст. 105 данного закона, В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 30 данного закона судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании ч.7 ст.47 ФЗ, одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Из положений ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из положений п. 75 Пленума Верховного Суда РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. ст. 112 ФЗ Об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГКРФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были исполнены в полном объеме им сразу после истечения срока для добровольного исполнения.

Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администрация г.о. Чапаевск является должником по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров, в пользу ФИО1.

<Дата обезличена> административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, копия которого поступила в адрес администрации городского округа Чапаевск <Дата обезличена>.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП ФИО3) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ

Согласно ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП ФИО3 могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Частью 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, администрация г.о. Чапаевск указывает на то, что ими предпринимались все зависящие от них меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из материалов дела следует, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» (далее - Закон <Номер обезличен>-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <Адрес обезличен> наделены отдельными государственными полномочиями <Адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 2 Закона <Номер обезличен>-ГД). То есть исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.

После вступления в силу решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1 администрация городского округа Чапаевск ежемесячно сообщала сведения в Министерство обращалась с письмами о выделении финансирования на приобретение жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении ФИО1, поскольку выделенных денежных средств из бюджета <Адрес обезличен> оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаевск переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц.

Перечисленные в 2022 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 20 жилых помещений лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

<Дата обезличена> между администрацией городского округа Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> о предоставлении субвенций на приобретение пяти жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов.

Согласно заключенному Соглашению муниципалитет обязуется использовать субвенции по целевому назначению на 2022 год в срок до <Дата обезличена>.

ФИО1 <Дата обезличена> предоставлено жилое помещение - благоустроенная квартира общей площадью 42,3 кв.м, по адресу: <Адрес обезличен>

<Дата обезличена> ОСП <Адрес обезличен> исполнительное производство в отношении администрации г.о. Чапаевск об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда окончено в связи с фактическим исполнением данных требований. Таким образом, отсутствует виновное противоправное бездействия должника администрации городского округа Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен> специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда, невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Принимая во внимание, что финансирование администрации г.о. Чапаевск осуществляется за счет средств областного бюджета <Адрес обезличен>, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит в выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствует виновное противоправное бездействия должника администрации г.о. Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок, и что требования администрации г.о. Чапаевск об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя от <Дата обезличена> по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ст. 112 Федерального закона от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судФРФ

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

    Освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Чапаевск от 20.03.2022 по исполнительному производству № ФИО6 от <Данные изъяты>, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> выданное Чапаевским городским судом, полностью в размере <Данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья Чапаевского городского суда                                           Викторова О.А.

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.

<Номер обезличен>

2а-1594/2022 ~ М-1446/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о. Чапаевск
Ответчики
ОСП г. Чапаевска УФССП России по Самарской области
Управление федеральной службы судебных приставов России по Самарской области
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Викторова О. А.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация административного искового заявления
19.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2022Судебное заседание
14.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее