Дело №2а-376/2017 12 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Бескровного Д.Г.,
при секретаре Филатове В.В.,
с участием прокурора Кузубовой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильной дороги местного значения, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, администрацией сельского поселения в 2015 - истекшем периоде 2017 года не проводилась, что подтверждается информацией администрации Заливского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №.
При этом ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Заливского сельского поселения внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Заливского сельского поселения, не произведена.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным бездействие администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, и обязать администрацию Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Заливского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Заливского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить. Не возражал рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель административного ответчика – администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика – администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Выслушав административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», за сельскими поселениями в <адрес> закреплены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Как следует из содержания п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
При этом оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка).
В силу п. 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В судебном заседании установлено, что ч. 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района, в муниципальную собственность Заливского сельского поселения.
Таким образом, в собственности Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, в соответствии с выписками из ЕГРП, имеется муниципальное имущество, предназначенное для решения вышеприведенных вопросов местного значения: - асфальтированные дороги (инв.№), переданные в муниципальную собственность Заливского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Как заявлено административным истцом и подтверждается информацией администрации Заливского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), в нарушение требований п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильной дороги местного значения, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, администрацией сельского поселения в 2015 - истекшем периоде 2017 года не проводилась.
При этом ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Заливского сельского поселения, не произведена.
В соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р с ДД.ММ.ГГГГ применяется ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог».
Согласно п. 4.1.6, 4.1.7 Правил, - по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния.
В ходе судебного разбирательства доказательств устранения установленных нарушений ответчиком не представлено.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем, непринятие органом местного самоуправления должных мер к обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права граждан на безопасность дорожного движения по дорогам Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения, заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Обязать администрацию Заливского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Заливского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Заливского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Д.<адрес>
Копия верна
Судья Д.<адрес>
Секретарь ФИО1