№ 2-1344/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Орск 12 августа 2013 года
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.,
при секретаре Дубовой Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Мальцевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Кучерявенко П.А. к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Кучерявенко П.А. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>,в котором просил обязать ООО <данные изъяты> устранить нарушения природоохранного законодательства путем: проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ведение учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками общества; разработки и согласования с органами исполнительной власти порядка осуществления производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; разработки должностных инструкций для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа; назначения лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание пылеулавливающих установок; организации технической учебы и проверки знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа; назначения комиссии для оценки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок, проверки эффективности их работы; проведения осмотра, составления соответствующих актов оценки технического состояния пылегазоулавливающего оборудования, установленного на источниках выбросов предприятия; получения паспортов на пылегазоулавливающее оборудование; согласования порядка производственного контроля в области обращения с отходами с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований истец указал, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства установлено, что ООО <данные изъяты> осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями законодательства об охране окружающей среды, а именно, в нарушение ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30. ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 1, 3 ст. 25, ст. 21, абз. 8 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1, п. 3.1, п. 3.6 «Правил эксплуатации установок очистки газа», ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», тем самым создаёт угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде. Так, проверкой установлено, что основным видом деятельности ООО <данные изъяты> является производство минерального порошка. ООО <данные изъяты> имеет одну промышленную площадку, расположенную в северо-западном промышленном узле <адрес> по адресу: <адрес>. В помещениях расположились: административные помещения, дробильное отделение, участок тонкого помола, мастерская, склады. Оборудование предприятия арендовано у ООО <данные изъяты>. На балансе ООО <данные изъяты> числится <данные изъяты> единицы автотранспорта с дизельным ДВС, которые являются передвижными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (оксида углерода, углеводов, оксида азота) при его внутреннем проезде, при въезде, выезде, рейсировании, пуске, холостом ходе двигателя на территории организации, а также при его техническом обслуживании. В ходе визуального осмотра и изучения документации было выявлено <данные изъяты> источников загрязнения атмосферного воздуха, в том числе <данные изъяты> организованных и <данные изъяты> неорганизованных: фильтр рукавный с импульсной продувкой рукавов - <данные изъяты> ед., циклон марки <данные изъяты> - <данные изъяты> ед., конвертер ленточного стационарного модернизированного общего назначения <данные изъяты> - <данные изъяты> ед., пылеулавливающий агрегат <данные изъяты> - <данные изъяты> ед., затворы шлюзовые <данные изъяты> - <данные изъяты> ед., конвертер стационарный винтовой <данные изъяты> - <данные изъяты> ед., установки компрессорные - <данные изъяты> ед., принудительная потолочная вентиляция. К неорганизованным источникам относятся стоянка для автотранспортных средств, ворота цеха и сырьевой двор. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО <данные изъяты> образуются следующие виды отходов производства и потребления:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При осуществлении хозяйственной деятельности ООО <данные изъяты> образуются отходы <данные изъяты> класса опасности, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мальцева Ю.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Об отложении судебного заседания не просил.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с ведущим специалистом отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <данные изъяты> - государственным инспектором <данные изъяты> по охране природы В.Е.Е. проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО <данные изъяты>. При проверке выявлено, что ООО <данные изъяты> имеет одну промышленную площадку, расположенную по адресу: <адрес> на основании договора субаренды производственных помещений № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>.
Согласно акту проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе визуального осмотра и изучения документации выявлено <данные изъяты> источников загрязнения атмосферного воздуха, в том числе <данные изъяты> организованных и <данные изъяты> неорганизованных.
Кроме того, в процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО <данные изъяты> образует <данные изъяты> видов отходов <данные изъяты> классов опасности.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.
Согласно ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 2 ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 1.5 «Правил эксплуатации установок очистки газа», утвержденных Минхиммашем от 29.11.1983 года, предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций.
На основании п. 3.1, 3.5, 3.6 «Правил эксплуатации установок очистки газа» установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с показателями, соответствующими проектным или полученным в результате наладочных работ и согласованными с организацией - разработчиком проекта.
Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки.
Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год, а также в следующих случаях:
а) при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы;
б) после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки.
Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки. В случае несоответствия параметров работы установки проектным принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены.
В соответствии с главой 11 «Правил эксплуатации установок очистки газа» установки газоочистки подлежат регистрации. На основании пункта 3.7 Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717» Управление Росприроднадзора субъекта Федерации ведет регистрацию установок очистки газа объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю.
В нарушение указанных требований законодательства, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, в ООО <данные изъяты> зафиксированы следующие нарушения:
1) ООО <данные изъяты> не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
2) Не разработало проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) Осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без специального разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти;
4) Не осуществляет производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
5) Не осуществляет учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а именно, не ведется первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха: журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик ПОД-1, журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха ПОД-2, журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок ПОД-3;
6) Не разработало должностных инструкций для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа. Не организована техническая учеба и проверка знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа. Не назначена комиссия для оценки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок, проверки эффективности их работы. Не проводится осмотр, не составлялись соответствующие акты оценки технического состояния пылегазоулавливающего оборудования, установленного на источниках выбросов предприятия. Паспорта на пылегазоулавливающее оборудование предприятие не имеет;
7) Составило, но не согласовало порядок производственного контроля в области обращения с отходами с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.
Таким образом, несоблюдение ООО <данные изъяты> правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в городе Орске.
Согласно «Правил эксплуатации установок очистки газа», при эксплуатации установок очистки газа ведется документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д. (п. 3.4). Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Государственных инспекциях газоочистки.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе и с защитой прав названного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с нарушением закона в сфере экологических правонарушений.
При таких обстоятельствах иск и.о. прокурора <данные изъяты> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> устранить нарушения природоохранного законодательства, путем:
- проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- ведения учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками общества;
- получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками общества
- разработки и согласования с органами исполнительной власти порядка осуществления производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
- разработки должностных инструкций для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа; назначения лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание пылеулавливающих установок;
- назначения лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание пылеулавливающих установок;
- организации технической учебы и проверки знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа;
- назначения комиссии для оценки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок, проверки эффективности их работы;
- проведения осмотра, составления соответствующих актов оценки технического состояния пылегазоулавливающего оборудования, установленного на источниках выбросов предприятия;
- получения паспортов на пылегазоулавливающее оборудование; согласования порядка производственного контроля в области обращения с отходами с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <данные изъяты>;
- согласования порядка производственного контроля в области обращения с отходами с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья :
Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2013 г.
Судья: Е.А. Кравцова