Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-63/2014 (2-1908/2013;) ~ М-1787/2013 от 07.11.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2014 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Подъявиловой Т.В., при секретаре Алферове А.В., с участием ст. помощника прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Быкова А.В, представителей заинтересованных лиц Шакирова И.А, Бачило А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании граф раздела III «Правил землепользования и застройки, ЗАТО г. Железногорск», утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 05.07.2012 года № 26-152Р противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд с заявлением и просил признать графы «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пунктов 1 «Основные виды разрешённого использования подразделов «Зона общественного назначения (ОДЗ-1)», «Зона объектов животноводства (СХЗ-2)», раздела III «Градостроительные регламенты» «Правил землепользования и застройки» ЗАТО г. Железногорск, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 05 июля 2012 года № 26-152Р, противоречащими действующему федеральному законодательству, недействующими в части ограничения максимальной высоты ограждения земельного участка для объектов дошкольного образования и общеобразовательного, культового назначения, коммунально-складского назначения, со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать заинтересованное лицо опубликовать в средствах массовой информации о состоявшемся судебном решении.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорск проведена проверка на предмет соответствия федеральному законодательству «Правил землепользования и застройки ЗАТО Железногорск», утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 05.07.2012 года № 26-152Р, включающих в себя раздел III «Градостроительные регламенты», вступившие в силу после его официального опубликования 12.07.2012 года в газете «Город и горожане». Графой «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пункта 1 Основные виды разрешенного использования» подраздела «Зона общественного назначения (ОДЗ-2)» раздела III «Градостроительные регламенты» предусмотрено ограничение максимальной высоты ограждения земельного участка, составляющие 2 м для объектов дошкольного образования и общеобразовательного, культового назначения. Графой «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пункта 1 Основные виды разрешенного использования» подраздела «Зона объектов животноводства (СХС-2) раздела III «Градостроительные регламенты» предусмотрено ограничение максимальной высоты ограждения земельного участка, составляющие 2м для объектов коммунально-складского назначения. Прокурор полагал указанные положения в части ограничения максимальной высоты ограждения земельных участков для объектов дошкольного образования и общеобразовательного, культового назначения и для объектов коммунально-складского назначения противоречащими действующему федеральному законодательству. Указав, что правоотношения в сфере градостроительной деятельности регулируются нормами Градостроительного Кодекса РФ. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ. Полномочия органов местного самоуправления определены частью 3 статьи 8 приведенного Кодекса, к их числу отнесено в частности утверждение местных нормативов градостроительного проектирования. Частью 4 статьи 24 указанного Кодекса предусмотрено, что региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Установив максимальную и предельную высоту ограждения для земельных участков, на которых расположены отдельные категории объектов капитального строительства, Совет депутатов вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

В судебном заседании ст. помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Быков А.В. поддержал заявление в обоснование ссылался на изложенные в нем доводы.

Представитель Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Шакиров И.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании возражал относительно заявленных прокурором требований, указав, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки утверждены решением Совета депутатов от 05.07.2012 года № 26-152Р приняты органом местного самоуправления в пределах его компетенции и соответствуют действующему законодательству.

Представитель Администрации ЗАТО г. Железногорск Бачило А.Н. (полномочия по доверенности) полагал требования прокурора ЗАТО г. Железногорск необоснованными, ссылался на представленные ранее письменные возражения по иску согласно которым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издано постановление от 15.05.2013 года № 26 Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Указанным актом не устанавливается требования к высоте ограждений земельных участков, на которых находятся ДДУ. Кроме того, постановлением от 29.12.2010 года № 189 утверждены САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», разделом 3 п. 3.1 установлены требования: Территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В отношении объектов культового значения и коммунально-складского значения федеральным законодательством не установлены требования к высоте ограждений земельных участков. Градостроительный Кодекс РФ содержит отсылочные нормы к Постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам субъектов РФ и органов местного самоуправления, что объективно расширяет полномочия муниципальных образований в этой сфере. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 7 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования (НГП). В этой связи полномочия субъектов РФ по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены. Предельные параметры разрешенного строительства, в том числе предельная этажность, высота ограждений земельных участков должны указываться не в нормативах градостроительного проектирования, а одном из разделов Правил землепользования и застройки – в градостроительном регламенте, который утверждается представительным органом соответствующего местного самоуправления. Законом Красноярского края от 08.12.2006 № 20-5491 «О составе, порядке подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования» установлены нормативные требования к НГП, в указанном законе отсутствуют требования к высоте ограждений земельных участков, занятых спорными объектами.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.4 ст. 7 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законом, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч.1 ст. 251 ГПК РФ).

Как установлено в судебном заседании решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 05 июля 2012 года № 26-152Р, утверждены Правила землепользования и застройки ЗАТО г. Железногорск», вступившие в силу с момента официального опубликования 12.07.2012 года.

Графой «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пункта 1 Основные виды разрешенного использования» подраздела «Зона общественного назначения (ОДЗ-2)» раздела III «Градостроительные регламенты» указанных Правил предусмотрено ограничение максимальной высоты ограждения земельного участка, составляющие 2 м для объектов дошкольного образования и общеобразовательного, культового назначения.

Графой «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пункта 1 Основные виды разрешенного использования» подраздела «Зона объектов животноводства (СХС-2) раздела III «Градостроительные регламенты» указанных Правил предусмотрено ограничение максимальной высоты ограждения земельного участка, составляющие 2м для объектов коммунально-складского назначения.

Предметом оспариваемых положений Правил землепользования и застройки являются отношения, регламентированные Градостроительным Кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8). Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).

Согласно положениям статьи 3 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1).

Законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (ч.3).

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (ч.4).

Согласно ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиям технической документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, разработка и утверждение программ комплексного развития систем инфраструктуры поселений.

В соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, суду следует проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п. 4 ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности этих объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).

Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ стандарты (в том числе строительные нормы и правила) отнесены к ведению Российской Федерации. Это означает, что государственные стандарты (и призванные заменить их технические регламенты) имеют федеральный уровень.

Техническое регулирование в области градостроительной деятельности Градостроительным Кодексом Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 года понятие «Технического регулирования» включает в себя установление обязательных требований, так и требований предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначены для применения на добровольной основе – в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.

Из приведенных положений усматривается, что Градостроительный Кодекс РФ не относит к полномочиям органов местного самоуправления установление максимальной и предельной высоты ограждения для земельных участков, на которых расположены отдельные категории объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах, указанные положения Правил землепользования и застройки ЗАТО Железногорск», утвержденные решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 05.07.2012 года № 26-152Р, следует признать противоречащимизаконодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.

Требование о возложение обязанности опубликовать в средствах массовой информации состоявшееся судебное решение суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку нормы действующего законодательства не обязывают орган местного самоуправления размещать данное судебное решение.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края удовлетворить частично.

Признать графы «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС» пункта 1 «Основные виды разрешенного использования» подразделов «Зона общественного назначения (ОДЗ-2), «Зона объектов животноводства (СХЗ-2)», раздела 111 «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки, ЗАТО Железногорск», утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 05.07.2012 года № 26-152Р, недействующими в части ограничения максимальной высоты ограждения земельного участка для объектов дошкольного образования и общеобразовательного, культового назначения, коммунально-складского назначения с момента их принятия.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. 07 февраля 2014 года, путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда Т.В. Подъявилова

2-63/2014 (2-1908/2013;) ~ М-1787/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор ЗАТО Железногорск
Другие
Совет депутатов ЗАТО Железногорск
Администрация ЗАТО Железногорск
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Подъявилова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
07.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2013Передача материалов судье
12.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2013Предварительное судебное заседание
26.12.2013Предварительное судебное заседание
16.01.2014Судебное заседание
03.02.2014Судебное заседание
07.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2014Дело оформлено
18.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее