Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 18 декабря 2014г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х. – единолично,
при секретаре ГРУНИНОЙ Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по жалобе Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области (далее – заявитель, Администрация) на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд с жалобой о признании незаконным постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
В обосновании ссылаясь на то, что решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования прокурора Безенчукского района Самарской области, заявленные к Администрации. Суд обязал Администрацию предоставить ФИО4, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. После вступления решения суда в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ все действия Администрации направлены на добровольное исполнение этого решения.
Постановлением Безенчукского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее – ОСП) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № с установлением срока для добровольного исполнения судебного решения 5 дней. Администрация, не имея возможности в столь короткий срок исполнить решение суда, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. в связи с невозможностью исполнения решения суда.
Определением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении требования Администрации об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. отказано. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Администрации поступило постановление судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Указанное постановление судебного пристава заявитель считало незаконным, необоснованным, подлежащим отмене, так как уже ДД.ММ.ГГГГ. решение суда должником было исполнено.
Выслушав представителя Администрации ФИО9 К.В., судебного пристава-исполнителя ФИО10 О.Ю., изучив материалы дела, доводы жалобы, суд не находит оснований для признания принятого судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Согласно части 1-3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
В части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, которым суд обязал Администрацию предоставить ФИО4, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. После вступления решения суда в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ все действия Администрации направлены на добровольное исполнение этого решения.
Постановлением Безенчукского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее – ОСП) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № с установлением срока для добровольного исполнения судебного решения 5 дней. Администрация, не имея возможности в столь короткий срок исполнить решение суда, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. в связи с невозможностью исполнения решения суда.
Определением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении требования Администрации об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. отказано. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации поступило постановление судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Администрацией суду не приведены доказательства того, что реальная возможность исполнить исполнительный документ в установленные сроки у должника отсутствовала, а представленные доказательства не свидетельствуют о том, что не исполнение исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении ею той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора с заявителя, вынесено в соответствие с требованиями ФЗ"Об исполнительном производстве".
Ссылка заявителя на то, что должником решение суда было исполнено 28.11.2014г., а 26.11.2014г. судебным приставом-исполнителем было принято решение о взыскании исполнительского сбора, не имеют правового значения по вышеуказанным основаниям.
В целом, доводы, изложенные в жалобе, изучены судом. Они подлежат отклонению как несостоятельные, не влияющие на законность постановления судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.441 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении жалобы Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области на постановление судебного пристава-исполнителя ФИО8 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
СУДЬЯ_________________