Дело №12-1679/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
06 декабря 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием генерального директора ООО УК «Амурский регион» Нестерова М.А., защитника Белавской Х.К., представителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области Швец Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО УК «Амурский регион» на постановление от 11.10.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Амурской области № 372 от 11.10.2017 года ООО Управляющая компания «Амурский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением,защитник ООО УК «Амурский регион» Белавская Х.К. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просила отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в виду отсутствия события и состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы заявитель указала, что поскольку было осуществлено административное расследование, то данное административное дело рассматривается судом. Вывод Управления Роспотребнадзора по Амурской области о виновности общества в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ответственность за которую предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ, является необоснованным. Согласно ст.162 ЖК РФ управляющая компания по заданию собственников оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, т.е. централизованные системы не эксплуатирует, ресурсоснабжающей организацией не является. По итогам проведённого административного расследования должностное лицо Управления Роспотребнадзора Амурской области пришло к выводу о том, что общество нарушило требования СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. №24, по показателям: жесткость 20,0°Ж при норме 7,0°Ж; железа 0,43 мг/дмЗ при норме 0,3 мг/дмЗ; цветность 35,0° при норме не более 20°; мутность 3,4 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ. Правовая позиция высшего арбитра по привлечению к ответственности по ст.6.5 КоАП РФ отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.07.2017 № 46-АД17-9 «При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, возникшие в ходе производства по делу противоречия и сомнения в виновности в совершении вмененного административного правонарушения не устранены, виновность не доказана».
Установленный законом 10-дневный срок подачи жалобы, с учетом даты получения оспариваемого постановления, заявителем не пропущен.
В судебном заседании генеральный директор ООО УК «Амурский регион» Нестеров М.А., защитник Белавская Х.К. на доводах жалобы настаивали в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что согласно протоколу собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.04.2015, в качестве способа управления домом №3/1 по ул.Октябрьская выбрано - управление управляющей организацией, при этом утверждены тарифы на обслуживание и ремонт общего имущества дома в размере 20,30 руб./ кв.м., вывоз ТБО – 3,20 руб./кв.м., откачка и вывоз ЖБО 120 руб./куб. (п.7 повестки дня). А также принято решение о переходе на способ расчётов за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающие организации (РСО), ст.15, ч.7.1 ЖК РФ (п.8 повестки дня). Коммунальные услуги по холодному водоснабжению собственников помещений в МКД осуществляет РСО МУП Благовещенского р-на «Жилкомэнерго». Согласно ст.162 ЖК РФ управляющая компания по заданию собственников выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме. ООО «УК Амурский регион» и не является ресурсоснабжающей организацией. 18.09.2017 Управлением Роспотребнадзора по Амурской области определением об истребовании сведений от ООО «УК Амурский регион» была истребована Программа производственного контроля качества питьевой воды с протоколами лабораторных исследований за период 2016-2017г.г. При этом должностное лицо, вынесшее определение, указало, что за непредставление истребованных сведений предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное или горячее водоснабжение. При этом, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное или горячее водоснабжение (п.5 ст.25 ФЗ №416-ФЗ). Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды». В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя: а) отбор проб воды; б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям; в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. В соответствии с пунктом 4 Правил перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно пункту 5 Правил производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Пунктом 6 Правил установлено, что Программа производственного контроля включает в себя: а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов; в) указание частоты отбора проб воды. В соответствии с пунктом 12 Правил, Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления). Согласно пункту 17 Правил, отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией. На основании вышеизложенного, общество полагает, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, поскольку не является организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение. Кроме того, законодатель устанавливает в пункте 4 Правил, что перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. И, следовательно, для разработки Программы производственного контроля изначально должен быть установлен перечень соответствующих показателей, который доводится до сведения организации, осуществляющей водоснабжение, и после разработки соответствующей Программы направляется на согласование в территориальный орган по месту её нахождения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области Швец Ю.А. в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в жалобе, в обоснование возражений указала, что статья 23.1 КоАП РФ разграничивает полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях между судами и административными органами. Часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ закрепляет перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к исключительной подведомственности судей. Часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ определено ряд дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к альтернативной подведомственности судей и административных органов. При этом, часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ разграничивает компетенцию рассмотрения дел судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов и мировых судей. В силу абзаца 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 этой статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. Таким образом, в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ законодатель определил подведомственность дел о привлечении к административной ответственности тому или иному суду. При этом часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ применяется с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также статьи 23.13 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, перечисленные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье. И с учетом ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ такие дела подведомственны не мировым судьям, а районному суду. Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ прямо предусматривает рассмотрение указанных в ней дел судьями только в тех случаях, когда орган, должностное лицо передают дело на рассмотрение судье. Таким образом, дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Указанная позиция Управления Роспотребнадзора по Амурской области соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, отраженной в том числе в постановлении от 22.10.2015 по делу № 59-АД15-6. В Управление Роспотребнадзора по Амурской области от руководителя Аппарата Губернатора Амурской области и Правительства Амурской области поступило обращение ОА для рассмотрения и принятия решения. Указанное обращение явилось основанием для возбуждения административного дела и проведении в отношении ООО УК «Амурский регион» административного расследования по фактам изложенным в обращении. В обращении было указано на факт подачи в жилой дом холодной питьевой воды ненадлежащего качества. С целью проверки фактов изложенных в обращении, Управлением Роспотребнадзора по Амурской области проведена экспертиза качества питьевой воды, в результате которой установлено, что отобранные пробы питьевой воды соответствуют требованиям действующего законодательства. Однако, в ходе административного расследования установлено, что ООО УК «Амурский регион» при эксплуатации внутридомовых систем питьевого водоснабжения не разработало программу производственного контроля, не осуществляет контроль качества питьевой воды, что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Именно по данному факту в отношении ООО УК «Амурский регион» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ. В соответствии с договором управления многоквартирным домом Общество приняло на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. В силу п. 2.1.2 Договора Управления Управляющая организация обязана в том числе, предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г № 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. При этом, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В данном случае, именно ООО УК «Амурский регион» является исполнителем коммунальных услуг. В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках административного расследования в отношении ООО Управляющая компания «Амурский регион» запрошены документы, в частности определением № 120 от 05.09.2017г. «О возбуждении административного дела и проведении административного расследования», запрошены копии протоколов лабораторных исследований качества питьевой воды за истекший период 2016-2017год. 13.09.2017г. вх. № 6555 в ответ на определение № 120 от 05.09.2017г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Амурской области представлено письмо из которого следует, что лабораторные исследования качества питьевой воды не проводились. Кроме того, 18.09.2017г. в отношении ООО Управляющая компания «Амурский регион» вынесено определение об истребовании сведений в котором запрошена программа производственного контроля качества питьевой воды с протоколами лабораторных исследований за период 2016-2017 год. 21.09.2017г. вх. № 6741 в адрес Управления Роспотребнадзора по Амурской области поступил ответ на определение об истребовании сведений от 18.09.2017г. из которого следует, что ООО Управляющая компания «Амурский регион» Программа производственного контроля качества питьевой воды не разработана, контроль качества питьевой воды не осуществляется. Производственный контроль в сфере питьевого водоснабжения осуществляется с целью обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, и включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям, и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора, что установлено пунктом 5 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды». Обязанность осуществления производственного лабораторного контроля качества подаваемой питьевой воды также определена п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», статьей 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, статьей 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды, которая в обязательном порядке согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора. Требования к порядку оформления рабочей программы производственного контроля, ее согласованию, кратности и полноты осуществления производственного контроля установлены пунктом 6 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 и СанПиН 2.1.4.1074-01. Таким образом, управляющие компании должны разрабатывать программы производственного контроля качества питьевой воды, в соответствии с которыми осуществляется лабораторный контроль за качеством питьевой воды из водопроводных кранов в квартирах потребителей по договорам с организациями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения исследований питьевой воды. В ходе рассмотрения административного дела установлено, ООО Управляющая компания «Амурский регион» при эксплуатации внутридомовых систем питьевого водоснабжения не разработало программу производственного контроля, не осуществляет контроль качества питьевой воды, чем совершило административное правонарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. На основании изложенных норм, доводы ООО Управляющая компания «Амурский регион» о том, что не является организацией, обязанной осуществлять производственный контроль качества воды, поскольку не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение считаем несостоятельными. Также, в п.п. 7, 7.1 ЖК РФ указано следующее: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды установлен Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Учитывая положения СанПиН 2.1.4.1074-01 организация осуществляющая водоснабжение разрабатывает программу производственного контроля и согласовывает ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Выслушав пояснения сторон, проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона о благополучии населения установлено, что санитарные правила нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как определено в статье 2 Закона о благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования В соответствии со статьей 11 Закона о благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона о благополучии населения питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Частями 1 и 3 статьи 39 Закона о благополучии населения установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно п. 3.6 вышеуказанных СанПиН количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра Госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных настоящими санитарными правилами.
В соответствии с п. 4.2 вышеуказанных СанПиН производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и п. 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" кратность отбора проб лабораторного производственного контроля качества горячей воды составляет 2 раза в месяц при количестве обслуживаемого населения до 10000 человек.
На основании постановления Правительства Российской Федерации N 322 от 30 июня 2004 года "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно материалам дела, на основании заявления ОА, поступившего в Управление Роспотребнадзора по Амурской области, было вынесено определение от 05 сентября 2017 года № 120 о возбуждении административного дела и проведении административного расследования.
Учитывая при рассмотрении обращения граждан на некачественную питьевую воду (мутность, цветность, запах), подаваемую по централизованной системе водоснабжения в доме по адресу: с. Чигири, Благовещенского района, ул. Октябрьская, д. 3/1 данные, указывающие на событие административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ, определением ведущего специалиста – эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Амурской области 07 сентября 2017 года было вынесено определение о назначении экспертизы, в соответствии с которым экспертной организации было поручено отбор и лабораторные исследования проб холодной воды в определенных точках.
В соответствии с экспертным заключением № 2064 от 18 сентября 2017 года, исследованные пробы питьевой воды соответствуют пп.3.4.1., 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям (железо, запах, цветность, мутность). Указанные сведения подтверждаются протоколами лабораторных исследований № 12020 от 14.09.2017 года, 12021 от 14.09.2017 года.
Определением об истребовании сведений от 18 сентября 2017 года было установлено ООО УК «Амурский регион» представить в адрес Управления Роспотребнадзора по Амурской области Программу Производственного контроля качества питьевой воды с протоколами лабораторных исследований за период 2016-2017 год.
Согласно полученному ответу ООО УК «Амурский регион», Программа Производственного контроля качества питьевой воды с протоколами лабораторных исследований за период 2016-2017 год отсутствует, жалоб на качество питьевой воды от граждан в указанный период в управляющую компанию не поступало, распоряжений контролирующих органов по поводу составления производственных программ контроля качества питьевой воды также не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО УК «Амурский регион», к административной ответственности по ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не оспаривая отсутствие Программы Производственного контроля качества питьевой воды, заявителем жалобы указано, что управляющая компания по заданию собственников оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, т.е. централизованные системы не эксплуатирует, ресурсоснабжающей организацией не является, соответственно не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, а согласно п.5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 г. №10.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора, что установлено пунктом 5 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства |РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
Обязанность осуществления производственного лабораторного контроля качества подаваемой питьевой воды также определена статьей 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, статьей 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, в соответствии с которыми юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды, которая в обязательном порядке согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора.
Требования к порядку оформления рабочей программы производственного контроля, ее согласованию, кратности и полноты осуществления производственного контроля установлены пунктом 6 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 и СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.05.2015 г., заключенным между ООО УК «Амурский регион» и председателем совета многоквартирного дома №3/1 по ул. Октябрьской с. Чигири ОА, Управляющая организация приняло на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу п. 2.1.2 Договора Управления Управляющая организация обязана в том числе, предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Управление управляющей организацией является одним из таких способов.
Из частей 1 - 3 статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация осуществляет свои функции на основании договора управления, в соответствии с которым она по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.
В правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с п. 31 указанных Правил Исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Под исполнителем, в соответствии с пунктом 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам относятся: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 149 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Так, Приложением N 1 Правил, управляющая компания обязана обеспечить постоянное соответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Общество является управляющей компанией проверяемого многоквартирного жилого дома.
Общество заключило договор холодного водоснабжения №27-ХВ с муниципальным унитарным предприятием Благовещенского района «Жилкомэнерго».
Поскольку договор по поставке воды заключен между МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» и ООО УК «Амурский регион», не между МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» и жителями проверяемого многоквартирного жилого дома, именно общество ответственно за надлежащее качество поставляемой воды, общество обязано обеспечить собственникам квартир названного дома надлежащее водоснабжение, соответствие содержание воды предъявляемым требованиям.
Таким образом, ООО УК «Амурский регион», управляя многоквартирным жилым домом и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего и холодного водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Согласно п. 2.8 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля и соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Ввиду того, что управляющими организациями при управлении многоквартирными домами осуществляется эксплуатация внутридомовых инженерных сетей, и управляющие организации в силу закона наделены статусом исполнителя коммунальных услуг, проведение производственного лабораторного контроля качества подаваемой питьевой воды становится для управляющих организаций обязательной и неотъемлемой частью выполнения санитарно - противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности питьевого водоснабжения.
Также проведение лабораторного контроля за соответствием качества питьевой воды при эксплуатации домовых распределительных систем питьевого водоснабжения является обязательным в силу требований пункта 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1074-01, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО УК «Амурский регион», выразившемся в не разработке при эксплуатации внутридомовых систем питьевого водоснабжения программы производственного контроля, а также в неосуществлении контроля качества питьевой воды, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Управление Роспотребнадзора по Амурской области должно было в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, на рассмотрение в суд, поскольку по делу проводилось административное расследование, являются несостоятельными.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 6.5 КоАП РФ в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
При этом, необходимо исходить из того, что в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, судьи районных судов могут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.5 КоАП РФ, даже если проводилось административное расследование, в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком
Вопреки доводам жалобы о принятии решения собственниками дома о перечислении денежных средств за коммунальную услугу в ресурсоснабжающую организацию, не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Указывая о том, что перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека изначально должен быть доведен до сведения организации осуществляющей водоснабжение и после разработки соответствующей программы направляется на согласование, заявитель жалобы неверно исходил из положения действующего законодательства, растолковав его в ином аспекте, чем предусмотрел законодатель.
Так, перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды установлен Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Учитывая положения СанПиН 2.1.4.1074-01 организация осуществляющая водоснабжение разрабатывает программу производственного контроля и согласовывает ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО УК «Амурский регион» достаточных мер к осуществлению контроля качества воды не принято, доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах действиям ООО УК «Амурский регион» дана правильная юридическая оценка по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, штраф назначен юридическому лицу в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи 6.5 КоАП РФ.
Поскольку нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, законных оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление от 11.10.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО УК «Амурский регион» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО УК «Амурский регион»-без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова