Решение по делу № 2-368/2020 от 22.11.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Истринский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Чугуновой М.Ю.,

при секретаре помощнике Самойловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рытовой Виктории Анатольевны <данные изъяты> к Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области, третье лицо: Чукаев Александр Владимирович о признании права на бесплатный проезд, обязании выдать социальную карту,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рытова В.А. в интересах <данные изъяты>. обратилась в суд к Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области, третье лицо: Чукаев А.В. о признании права на бесплатный проезд, обязании выдать социальную карту. В обоснование заявленных требований указала, что она Рытова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: <адрес>, является <данные изъяты>

Постановлением заместителя заведующего отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ -пи истец была назначена опекуном <данные изъяты> возмездных условиях.

Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Согласно письму начальника Истринского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ , как законному

представителю подопечной Павловской Е.А., отказано в выдаче социальной карты жителя Московской области.

Отказ в оформлении и выдаче социальной карты Павловской Е.А. мотивирован тем, что несовершеннолетняя подопечная зарегистрирована в Московской области временно по месту пребывания, не имеет регистрации по месту жительства в Московской области.

Считает отказ в оформлении и предоставлении социальной карты жителя Московской области <данные изъяты> в целях обеспечения ее бесплатного проезда на общественном транспорте, незаконным.

Просит суд признать за несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на бесплатный проезд, установленный законодательством <адрес> для детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, обязать Министерство социального развития <адрес> выпустить и выдать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную карту жителя <адрес>, обеспечивающую бесплатный проезд для детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, согласно законодательству <адрес>.

В судебном заседании истец Рытова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик Истринское управление социальной защиты населения представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 33-35) возражали в удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Министерство социального развития Московской области представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом.

3-е лицо: Чукаев А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, проси удовлетворить..

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, Рытова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Рытова В.А. является опекуном несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, на основании договора о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20).

Чукаев А.В. является опекуном несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, на основании договора о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20).

Дополнительным соглашением к Договору о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия договора о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ до достижения приемным ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. совершеннолетия до ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением к Договору о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия договора о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (свидетельство о смерти , выданное отделом записи актов гражданского состояния администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16 оборотная сторона).

Постановлением заместителя заведующего отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пи истец была назначена опекуном ФИО2 на возмездных условиях.

Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ -Р подопечная ФИО2 поставлена на учет.

Согласно распоряжению отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ -Р истец была назначена опекуном ФИО2 на возмездной основе;

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21)

Согласно справке ГУ-УПФР №27 по г. Москве и Московской области, в соответствии с федеральным законодательством, Павловская Е.А. получает государственную пенсию по потере кормильца (л.д. 21 оборотная сторона).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Истринское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении государственной услуги об оформлении и выдаче социальной карты подопечной ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно письму начальника Истринского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как законному

представителю подопечной Павловской Е.А., отказано в выдаче социальной карты жителя Московской области (л.д. 22).

Отказ в оформлении и выдаче социальной карты Павловской Е.А. мотивирован тем, что несовершеннолетняя подопечная зарегистрирована в Московской области временно по месту пребывания, не имеет регистрации по месту жительства в Московской области.

Согласно письмам заместителя Министра социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была изложена аналогичная позиция по вопросу отказа в оформлении и предоставлении социальной карты подопечной ФИО2 (л.д. 23,24)

Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В пункте 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Согласно части 1 статьи 19 Закона Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» дети, получающие пенсию по случаю потери кормильца, в возрасте от 7 до 14 лет имеют право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области.

В соответствии со статьей 1, пунктом 15 статьи 2 Закона Московской области от 21 декабря 2017 года №258/2017-03 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) предоставляются детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, имеющим место жительства в Московской области.

В статьях 1 и 2 (пункт 1) Закона Московской области от 23 июля 2018 года № 136/2018-03 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения» установлено, что дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) по социальной карте жителя Московской области предоставляются имеющим место жительства в Московской области лицам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации и не относящимся к категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области права на меры социальной поддержки по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Согласно пункту 8 постановления Правительства Московской области от 30.08.2005 г. № 600/31 «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области» документы, регламентирующие эмиссию, обращение и прекращение действия социальных карт, процедуры обмена, приема, передачи и обработки, технологические регламенты работы региональной системы социальных карт, разрабатываются и утверждаются Министерством социального развития Московской области.

Согласно п. 1 постановления Правительства Московской области от 30.08.2005 г. № 600/31 получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области;

Держатель социальной карты - гражданин, получивший в установленном порядке социальную карту и использующий ее для подтверждения и реализации своих прав на социальную поддержку.

Согласно пункту 14.42 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 4 августа 2015 года № 642/29, на Министерство возложена организация выдачи, замены и прекращения действия социальных карт жителей Московской области.

Из системного применения указанных правовых норм следует, что право детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в Московской области, на бесплатный проезд на:

автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам,

автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему),

железнодорожном транспорте пригородного сообщения (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности),

обеспечивает социальная карта жителя Московской области, выдача которых возложена на Министерство социального развития Московской области.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В п. 1 ст. 34 ГК РФ установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Из ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ следует, что место жительства подопечных определяется тем, какой орган опеки и попечительства исполняет в отношении этого подопечного свои полномочия.

В правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», установлено, что: 1) ведение личных дел подопечных, 2) проверка условий жизни подопечных, 3) проверка соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, 4) заключение договоров о приемной семье осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

Личное дело подопечной ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ поставлено на учет в отделе опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району, который осуществляет проверку условий жизни подопечной и осуществляет надзор за исполнением опекуном ФИО1 своих обязанностей.

ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району заключил с истицей договор о приемной семье в отношении подопечной ФИО2 следовательно, с момента постановки подопечной ФИО2 на учет ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Истринскому муниципальному району согласно п. 3 ст. 34 ГК РФ, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» осуществляют свои полномочия в отношении ФИО2 по ее месту жительства по адресу: <адрес>.

Из указанных обстоятельств следует, что Министерство образования <адрес>, в качестве уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> в сфере опеки и попечительства, признало, что местом жительства подопечной Павловской Е.А. является <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Следовательно, отсутствие у гражданина регистрации, наличие регистрации по месту пребывания не может быть условием реализации его конституционных прав, а в частности права на свободу передвижения, права на государственную защиту материнства, детства и семьи.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от конституционно-правовых обязанностей соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, общеправовые принципы, в том числе принцип равенства всех перед законом и судом, закрепленный в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При таких обстоятельствах, вывод Истринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о том, что несовершеннолетняя Павловская Е.А. зарегистрирована в Московской области временно по месту пребывания и не имеет регистрации по месту жительства в Московской области и соответственно не имеет права на предоставление государственной услуги «Оформление и выдача социальной карты», сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, в связи с чем, суд признает его неправомерным.

В связи с изложенным, требования истицы о признании за несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на бесплатный проезд, обязании Министерства социального развития <адрес> выпустить и выдать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную карту жителя <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, третье лицо: ФИО3 о признании права на бесплатный проезд, обязании выдать социальную карту - удовлетворить.

Признать за несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на бесплатный проезд, установленный законодательством <адрес> для детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Решение является основанием для Министерство социального развития <адрес> для выдачи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальной карты жителя <адрес>, обеспечивающую бесплатный проезд для детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, согласно законодательству <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд течение месяца.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-368/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рытова В.А.
Ответчики
Истринского УСЗН Министрества социального развития МО
Министрество социального развития МО
Суд
Истринский городской суд Московской области
Судья
Чугунова Марианна Юрьевна
Дело на странице суда
istra.mo.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2019Передача материалов судье
27.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2019Предварительное судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее