Дело №
07RS0№-№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Нальчик ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Нальчикского городского суда КБР Бгажноков Т.О., с участием лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, помощника прокурора г.Нальчик Ансокова М.А., рассмотрев жалобу последнего на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя инспектора департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Минприроды КБР Циканова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ. глава администрации с.Белая Речка г.о.Нальчик Созаев Т.М. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Считая принятое решение незаконным Созаев Т.М. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление и просит отменить его, производство по делу прекратить.
В суде Созаев Т.Х. доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ он не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку не установлено кто именно разместил отходы, также место размещения отходов достоверно не установлено.
Прокурор Ансоков Т.М. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела в отношении Созаева Т.М., прихожу к следующему.
Ч.4 ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за сесоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г.Нальчика совместно со специалистами Минприроды КБР проведена проверка соблюдения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления в с.Белая Речка г.о.Нальчик.
В ходе проверки установлено, что в с.Белая Речка в районе кладбища по ул.Бр.Бачиевых выявлен факт несанкционированного размещения строительных и твердых коммунальных отходов неустановленными лицами, что влечет нарушения ч.ч.1,2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.01.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» п.2.1.4 Положения о территориальном исполнительном органе местной администрации г.о.Нальчик в с.Белая Речка, утвержденного Решением Совета местного самоуправления г.о.Нальчик от 28.12.2011г. № 453, и свидетельствующее о наличии в действиях главы администрации с.Белая Речка г.о.Нальчик Созаева Т.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием привлечения главы администрации с.Белая Речка г.о.Нальчик Созаева Т.М. к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
С принятым решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Вместе с тем, ни проверкой, проведенной прокуратурой г.Нальчика, ни должностным лицом, рассмотревшим постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, не было установлено лицо разместившее отходы производства и потребления в районе кладбища по ул. Бр.Бачиевых в с.Белая Речка, что отражено в обжалуемом постановлении.
Согласно ст.1 Закона об отходах производства и потребления отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу п.2 ст.8 Закона об отходах производства и потребления, п.2 ст.7 Закона об охране окружающей среды и п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
П.2 ст.13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах же дела не имеется доказательств того, что администрация с.Белая Речка осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
При этом полномочия администрации с.Белая Речка по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов на территории соответствующего муниципального образования, закрепленная в п.2.1.4 Положения о территориальном исполнительном органе местной администрации г.о.Нальчик в с.Белая Речка, утвержденного Решением Совета местного самоуправления г.о.Нальчик от 28.12.2011г. № 453, является властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Следовательно, глава администрации с.Белая Речка г.о.Нальчик не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене и производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление руководителя инспектора департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования Минприроды КБР Циканова М.М. № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенные по делу об административном правонарцушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ в отношении главы администрации с.Белая Речка г.о.Нальчик Созаева Т.М., отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.О.Бгажноков