Дело № 2-2591/2020
22RS0068-01-2020-002402-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2020 года
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре Е.А.Жировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах Землянского В.Т. к администрации г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах Землянского В.Т. к администрации г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, просит обязать администрацию г.Барнаула предоставить на основании договора социального найма Землянскому В.Т. благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах г. Барнаула, общей площадью не менее 18,7 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула заключить с Землянским В.Т. договор социального найма жилого помещения; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить администрации г. Барнаула срок для совершения указанных действий.
В обоснование иска ссылается на то, что на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 29.04.2015 №787 Землянскому В.Т. для проживания предоставлено жилое помещение № 30 общей площадью 18,7 кв.м. по адресу: ..... В настоящее время в указанном жилом помещении проживает и зарегистрирован по месту жительства Землянский В.Т. Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда 19.06.2013 принято решение о признании жилого дома по .... в .... аварийным и подлежащим сносу на основании технического заключения ООО «Основа+». Распоряжением администрации г. Барнаула от 11.07.2013 №226-р предусмотрено отселение жителей дома. До настоящего времени администрацией г.Барнаула Землянскому В.Т. не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, соответствующее установленным Жилищным кодексом РФ требованиям. Техническое состояние .... со временем ухудшается, его эксплуатация в настоящее время небезопасна для находящихся в нем людей и их имущества. Возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия у истца не имеется. Ответчики мер по расселению жильцов данного дома не предпринимают, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцу не предоставлено, сроки исполнения обязательства по переселению не изменены. Бездействие администрации г.Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула по отселению истца повлекло нарушение их прав на безопасные и соответствующие жилищному законодательству Российской Федерации условия проживания, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Центрального района г. Барнаула ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования.
Материальный истец Землянский В.Т. и его представитель ФИО5 поддержали исковые требования, указывая на то, что состояние жилого помещения аварийное, проживать опасно, другого жилья у истца не имеется.
Представитель ответчика администрации города Барнаула в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что дом включен в краевую программу по переселению, срок расселения не наступил. До расселения у истца есть право проживать в маневренном фонде или арендованном жилье.
Представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 29.04.2015 №787 Землянскому В.Т. для проживания предоставлено жилое помещение № 30 общей площадью 18,7 кв.м. по адресу: .....
Землянский В.Т. с 19.01.2007 в указанном жилом помещении зарегистрирован.
На основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 19.06.2013 жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от 11.07.2013 №-Р предусмотрен срок выполнения работ по сносу дома по адресу: .... до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок, а также на дату разрешения настоящего спора снос многоквартирного дома не произведен.
Постановлением администрации города Барнаула от 21.05.2015 № 784 изъяты у собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома земельный участок и жилые помещения в доме.
.... включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-225 годы», утвержденную Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2019 № 106. В соответствии с указанной программой установлена планируемая дата окончания переселения из указанного дома до 31.12.2022.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено при рассмотрении дела, истец не признан малоимущим, на учете в качестве нуждающихся не состоит.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п.49 в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решением Барнаульской городской думы от 30.03.2012 № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, согласно которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан. Сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктами 1 и 2 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.
Правовые позиции о компенсационном характере предоставляемого жилого помещения взамен подлежащего сносу содержатся и в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 №1368-О-О.
При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, а также о наличии в собственности или в пользовании иного жилого помещения для проживания до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Согласно техническому заключению ООО «Основа+» несущие ограждающие конструкции за период эксплуатации здания утратили значительную часть несущей способности в виду естественного физического износа конструкций, что привело к снижению недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
При рассмотрении дела была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению ООО «Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы Недвижимости» №042/2020/2-2591/2020 существующее техническое состояние многоквартирного дома по адресу: .... в целом оценивается как ветхое, состояние отдельных несущих конструктивных элементов характеризуется как аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Выявленные дефекты и повреждения отдельных несущих конструктивных элементов свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности их обрушения, тем самым существует реальная опасность для пребывания (проживания) людей. Эксперт приходит к выводу, что безопасная эксплуатация многоквартирного жилого дома по адресу: .... и находящихся в нем жилых помещений, в том числе комнаты №30, на сегодняшний день невозможна ввиду аварийного технического состояния отдельных несущих строительных конструкций здания и опасности их обрушения в любой момент.
Таким образом, учитывая аварийное техническое состояние отдельных несущих строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: ...., Тимуровская,50 и возможности их обрушения в любой момент, а также наличия неблагоприятного микроклимата в жилом помещении, эксперт делает вывод, что проживание в комнате №30 без угрозы жизни и здоровью граждан вплоть до отселения до 31.12.2022 невозможно. Таким образом, требуется незамедлительное решение вопроса о переселении граждан.
Проанализировав содержание заключения эксперта, суд полагает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и ответы на поставленные вопросы; в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.
По сообщению Управления Росреестра по Алтайскому краю Землянский В.Т. в собственности жилых помещений не имеет.
Таким образом, поскольку многоквартирный дом по .... признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в комнате №30 без угрозы жизни и здоровью граждан вплоть до отселения до 31.12.2022 невозможно, меры к переселению нанимателя жилого помещения не приняты, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцу не предоставлено, иное жилое помещение, в котором истец мог бы проживать, у него отсутствует, суд приходит к выводу о правомерности предъявленных прокурором требований о возложении обязанности предоставить жилое помещение Землянскому В.Т. по договору социального найма взамен аварийного.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру из одной комнаты, то соответственно имеют право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Определяя иное равнозначное жилое помещение, подлежащее предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
Из договора социального найма жилого помещения следует, что площадь жилого помещения, предоставленного истцу по договору социального найма, составляет 18,7 кв.м, состоит из одной жилой комнаты.
С учетом изложенного истцу подлежит предоставлению по договору социального найма взамен аварийного благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 18,7 кв.м., состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
При определении надлежащего ответчика суд учитывает следующее.
В соответствии с полномочиями Устава города Барнаула, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71, предусмотренными ст. 55 администрация города, в том числе обеспечивает на территории городского округа формирование муниципальной жилищной политики, разработку приоритетных направлений развития жилищной отрасли города; осуществляет иные полномочия в области жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Алтайского края, настоящим Уставом, другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года № 694 «Об утверждении комитет жилищно-коммунального хозяйства» Комитет для достижения основных целей и задач комитет осуществляет, в том числе следующие функции:
3.17. Организует и контролирует содержание муниципального жилищного фонда;
3.19. На основании постановления администрации города о распределении жилого помещения предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда; выступает наймодателем по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Положением о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии города Барнаула для оценки жилых помещений о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроках отселения граждан (далее - распоряжение) (п. 1.3 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 26.02.2016 № 578).
В целях принятия постановления администрации города о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма наниматели в течение месяца с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, представляют в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула документы по перечню (п. 2.4 Положения).
Комитет ЖКХ в течение шести месяцев с момента принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения, готовит проект постановления администрации города о предоставлении жилых помещений. Постановление администрации города о предоставлении жилых помещений принимается в течение 10 рабочих дней с момента подготовки проекта постановления (п. 2.5. Положения).
На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается судом на администрацию г. Барнаула. После предоставления жилого помещения КЖКХ г. Барнаула в установленный срок обязан заключить с истцами договор социального найма.
С учетом изложенного требования к КЖКХ г. Барнаула суд находит преждевременными, так как обязанность по заключению договора социального найма при отсутствии предоставленного жилого помещения у Комитета не возникла, что исключает на момент разрешения спора нарушение прав истца Комитетом.
На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд с учетом фактических обстоятельств дела, мнения материального истца, полагавшего возможным определить ответчику срок для исполнения решения суда, устанавливает трех месячный срок для исполнения решения суда в отношении предоставления жилого помещения со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18,7 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ___________________ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ___________________ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-2591/2020