Судья: Ломазов С.Б. Дело № 33-50031/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной М. А.,
судей Удова Б. В., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Шумлянской В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Ромакова Н.Е., Чих И.Д., Жадобина В.Н., Саперова А.В., Шестаковой А.Ф., Власенко Н.В., Ивлиева С.А., Мягковой И.В., Палагина В.С. по доверенности Ульяновой О.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ромакова Николая Евгеньевича, Чих Ивана Дмитриевича, Жадобина Владимира Николаевича, Саперова Александра Владимировича, Шестаковой Аллы Федоровны, Власенко Натальи Владимировны, Ивлиева Сергея Александровича, Мягковой Инги Витальевны, Палагина Владимира Сергеевича к Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству обороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, ОАО «Мальтинский военный лесхоз», Администрации городского поселения Монино о понуждении произвести лесовосстановительные работы отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Ромаков Н.Е., Чих И.Д., Жадобин В.Н., Саперов А.В., Шестакова А.Ф., Власенко Н.В., Ивлиев С.А., Мягкова И.В., Палагин В.С. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к ответчикам Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству обороны России, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, ОАО «Мальтинский военный лесхоз», Администрации городского поселения Монино о понуждении произвести лесовосстановительные работы.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за Федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» за Московским военным лесхозом был закреплен земельный участок площадью 1551 га. Согласно акту на передачу (приёмку) лесов, расположенных на землях обороны от 28.01.1999 г. Щёлковский лесхоз Московского управления лесом передал указанный земельный участок Московскому военному лесхозу. В состав данного земельного участка входил лесной участок в границах кварталов 49, 63, 64, 56 Монинского участкового лесничества Московского военного лесничества Министерства обороны РФ с кадастровым номером ххх.
09.04.2014 г. между ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ и ОАО «Мальтинский военный лесхоз» был заключен Государственный контракт ххх на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в границах филиала Учреждения Московского лесничества Министерства обороны РФ.
22.08.2014 г. в рамках указанного Государственного контракта между Министерством обороны РФ в лице начальника Федерального государственного казённого учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ и ОАО «Мальтинским военным лесхозом» был заключен договор купли-продажи лесных насаждений, занимающих площадь 52,3 га, расположенных на территории МО в квартале 56 (выд.6), квартале 63 (выд. 2-6), квартале 64 (выд. 3,4) Монинского участкового Филиала.
Осенью 2014 г. ОАО «Мальтинский военный лесхоз» закончило санитарную вырубку зеленых насаждений, занимающих площадь 52,3 га в границах указанных выше лесных кварталов. Однако в нарушение условий Государственного контракта №11/ГК от 09.04.2014 г. и условий договора купли-продажи зелёных насаждений от 22.08.2014 г. на указанном земельном участке ОАО «Мальтинским военным лесхозом» был вырублен весь лес (включая здоровые деревья и подлесок).
В соответствии с п.3 Государственного контракта от 09 апреля 2014 г. №11/ГК искусственное лесовосстановление должно производиться согласно Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 г. №183, и осуществляться путем посадки сеянцев в кварталах 56, 63, 64 во 2-4 кварталах 2015 г. Указанная информация содержалась также на информационном щите, установленном на месте санитарной вырубки в 2014 г.
Однако в нарушение условий Государственного контракта №11/ГК от 09.04.2014 г. до настоящего времени лесовосстановление после санитарной вырубки на участке с кадастровым номером 50:14:0040509:105 не произведено.
Согласно выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах ххх г., выписки из государственного лесного реестра ххх г лесные кварталы 49, 63, 64, 56 представляют собой леса категории защитности – защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ. Таким образом, указанные лесные кварталы защищали жителей г.п. Монино Московской области от федеральной автомобильной дороги общего пользования (М-7 «Волга»). В настоящее время в результате санитарной вырубки между домами, в которых проживают истцы, и федеральной автомобильной дорогой М-7 «Волга» не осталось ни одного дерева.
В связи с тем, что до настоящего времени в лесных кварталах 56, 63, 64, 49 не произведено лесовосстановление, нарушаются права истцов как жителей городского поселения Монино, в частности права на соблюдение законности, свободное и бесплатное пребывание в лесах, заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), права на использование и охрану природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, на приоритет жизни и здоровья человека, согласно которому должны осуществляться все правоотношения, в связи с тем, что указанный земельный участок граничит с санитарно-защитной зоной Монинских очистных сооружений, которая также затронута вырубкой и не восстановлена, что также нарушает права истцов, истцы обратились в суд и просили обязать ответчиков произвести лесовосстановительные работы в лесных кварталах 56, 64, 63, 49 Монинского участкового лесничества Московского лесничества Миобороны России в объеме и порядке, предусмотренном Правилами лесовосстановления.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе, просит представитель истцов Ромакова Н.Е., Чих И.Д., Жадобина В.Н., Саперова А.В., Шестаковой А.Ф., Власенко Н.В., Ивлиева С.А., Мягковой И.В., Палагина В.С. по доверенности Ульянова О.В.
Представитель истцов Ромакова Н.Е., Чих И.Д., Жадобина В.Н., Саперова А.В., Шестаковой А.Ф., Власенко Н.В., Ивлиева С.А., Мягковой И.В., Палагина В.С. по доверенности Мезавцов М.А. явился, основания и требования поданной апелляционной жалобы на решение суда поддержал.
Представитель ответчика ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по доверенности Ахраменин В.В. явился, возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы истцов.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России по доверенности Степанов В.А. явился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители ответчиков Совета Депутатов городского поселения Монино, Федерального агентства лесного хозяйства РФ, ОАО «Мальтинский военный лесхоз», Министерства Обороны Российской Федерации, представитель 3-го лица Росимущества в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2015 года по делу ххх установлено, что на основании протокола о результатах аукциона от 10.11.2014 г. между Администрацией городского поселения Монино и ООО «Аверус» 01.12.2014 г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ххх для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, предметом которого является предоставление Администрацией городского поселения Монино (арендодателем) в пользование ООО «Аверус» (арендатору) на условиях аренды из земель населенных пунктов земельного участка общей площадью 790 544 кв.м с кадастровым номером 50:14:0040509:105, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, п.Монино, ВВА им. Ю.А. Гагарина, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В соответствии с п.1.1.1 Договора земельный участок предоставлен обществу без обременения.
Вместе с тем, ООО «Аверус» фактически не имеет возможности использовать предоставленный ему земельный участок по целевому назначению в связи с тем, что на территории земельного участка произрастают зеленые (лесные) насаждения, которые состоят на учете в Монинском участковом лесничестве Московского лесничества Минобороны России.
Из представленных в дело писем Администрации городского поселения Монино от ххх, а также протокола совещания у И.о. главы Администрации городского поселения Монино от 25.12.2014 г. следовало, что лесные насаждения, произрастающие на земельном участке, находятся в ведении Министерства обороны РФ, а именно в ведении Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России.
Ранее спорный земельный участок относился к категории земель обороны, а произрастающий на ней лес находился в ведении Московского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России.
Позднее в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 г. №423-Ф3 «О порядке безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от ххх «О передаче земельного участка в собственность муниципального образования городского поселения Монино» земельный участок был передан из федеральной собственности в собственность городского поселения Монино Московской области, но без лесных насаждений.
Согласно акту приема-передачи от 05.11.2014 г., подписанному между ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России и Администрацией городского поселения Монино, земельный участок был передан в установленном законом порядке без указания о наличии (отсутствии) на нем лесных насаждений, то есть лесные насаждения не передавались.
ООО «Аверус» обратилось к ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России с просьбой устранить препятствия законному использованию земельного участка.
В ответ на данное обращение ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России письмом от 26.12.2014 г. исх. №ххх сообщило о том, что ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России 09.04.2014 г. заключен государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Минобороны России. Техническим заданием к контракту предусмотрено выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий в границах 56, 63 и 64 кварталов Монинского участкового лесничества, а именно – сплошная санитарная рубка с последующим воспроизводством лесов методом искусственного восстановления. При этом каких-либо работ в границах 49, 60 и 62 кварталов Монинского участкового лесничества контрактом не предусмотрено и ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России не спланировано для включения в технические задания на перспективные контракты, в связи с чем очистка указанных территорий от лесных насаждений не может быть произведена.
Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что, поскольку ООО «Аверус» самостоятельно не вправе осуществить рубку не принадлежащих ему лесных насаждений на земельном участке, а нахождение лесных насаждений на земельном участке препятствует ему осуществлять правомочия арендатора земельного участка и использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, и поскольку спорные лесные насаждения располагаются на землях, ранее относившихся к землям Министерства обороны, до настоящего времени они находятся в ведении ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России, исковые требования в части обязания ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России за свой счет и своими силами (силами подрядных организаций) произвести рубку 100% лесных насаждений и осуществить очистку территории от порубочных остатков на земельном участке общей площадью 790 544 кв.м с кадастровым номером ххх, расположенном по адресу: Московская область, Щелковский район, п.Монино, ВВА им. Ю.А. Гагарина, подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку весь земельный участок с кадастровым номером хххх, в пределах которого находятся лесные кварталы, в которых истцы просят суд обязать ответчиков произвести лесовосстановительные работы, находится в собственности муниципального образования городское поселение Монино Щелковского муниципального района Московской области и относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под размещение объектов жилого, общественно-делового, производственного, коммунально-складского, специального и рекреационного назначений, и предоставлен в аренду ООО «Аверус» по договору от 01 декабря 2014 года для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 мая 2017 года, основания для удовлетворения заявленных требований истцов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в иске, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, иные доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года оставить ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: